Сообщение молодым педагогам
материал

Лунёва Тамара Марковна

Мир сказки чудесенСказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sooshchenie_molodym_pedagogam.docx139.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Опыт работы

Тема: «Сказка как средство всестороннего развития

детей раннего и младшего возраста»

Лунёва Тамара Марковна

Воспитатель

I квалификационная категория

г. Советский, 2023 г.

Мир сказки чудесенСказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Считаю, что именно с детьми, начиная с младшего дошкольного возрастасказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др.

Работа с малышами.

Построение НОД на основе сказочных сюжетов.

Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик» или после прочтения сказки «Заюшкина избушка» воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик? А как это можно сделать)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в непосредственно образовательную деятельность, даю возможность детям приобрести опыт познания, создаю ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия.

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. Педагогическая задача – учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город  (+знакомство с понятием город).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом.

Использование сказки как средства интеллектуального развития детей.

Сказка способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивает познавательный интерес, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету. Например«Три медведя»«Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов». А в сказках «Теремок»«Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т. д.

При работе с сюжетами уже знакомых сказок использую такие приемы:

составление сказки по картинкам в правильной последовательности;

составление сюжетной картины по сказке из разрезных картинок;

настольно-печатные игры.

Использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания

детей.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»«Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

  • Использование сказки как средства речевого развития детей.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. В своей работе с детьми часто использую такие приемы:

Придумаем сказке продолжение;

Изменим конец сказки;

В более старшем возрасте можно предложить сочинить свою сказку так же подключить родителей в этот процесс.

  • В  старшем возрасте можно использовать сказки как средства художественно-эстетического развития детей.

На занятиях по изобразительной деятельности можно использовать сказочные сюжетысказочных героев, которых дети изображают способом рисования (в различных техниках, лепки, аппликации.

  • Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

Главным показателем хорошей работы педагога, считаю, умение детей самостоятельно организовывать игры-драматизации в свободное время.

В своей работе я знакомлю детей с различными видами театра:

настольный,

варежковый,

кукольный,

пальчиковый.

Одну и ту же сказку мы часто проигрываем во всех видах театра – т. к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

С детьми подготовительной группы мы показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок»«Маша и медведь»«Сказка про лень».

На примере настольного театра из фетра «Рукавичка» можно показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1. Сенсорное развитие – работа с мягкими куклами (тактильные ощущения, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2. Ознакомление с окружающим – лес, дикие животные, внешний вид животных, рукавичка (варежка,руки без рукавички мерзнут, собака испугала диких животных.

3. Развитие логического мышления – Почему звери разбежались?

4. Математическое развитие :

Закрепление счета (стали они жить вдвоем)

Ориентировка в пространстве – располагаем куклы выше или ниже, за или перед, вперед, в разные стороны в соответствии с текстом.

Величина (мышка маленькая, медведь большой – не уберется)

5. Речевое развитие – использование определений, рифмы (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д., построение предложений, подражание голосам животных.

6. Нравственное воспитание – умение дружить, жить вместе, желание помочь (собачка вернула рукавичку дедушке).

Взаимодействие с родителями.

В своей работе по данному направлению использую все многообразие форм работы с родителями:

размещение информации в уголке для родителей;

беседы;

привлечение к изготовлению атрибутов и костюмов к спектаклям;

участие в работе по образовательным детско-родительским проектам;

участие в драматизациях, спектаклях;

участие в организации выставок.

В прошедшем учебном году родители принимали активное участие в образовательном проекте «Что за прелесть эти сказки», что позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, а детям этот проект подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

В новом 2018-2019 учебном году, работая с малышами ясельной группы, познакомившись с родителями, предложила пополнить наш театрализованный уголок новыми сказочными театрамиРодители с удовольствием приняли активное участие: рисовали фоновые картинки для сказок, изготовили деревянную подставку для пальчикового театра, оказывали помощь в изготовлении кукол-персонажей и смастерили самостоятельно различные театры из подручных средств.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготовке праздничных утренников, развлечений, участвуют в драматизациях, исполняют роли сказочных героев на праздничных представлениях.

Результат:

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

• укрепление сотрудничества родителей с детским садом;

• развитие у детей познавательного интереса;

• дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;

• активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;

• дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

• у детей сформированы :

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

Мой педагогический опыт показал, что дети любят и знают сказки. В моей работе очень много разных художественных направлений для деятельности совместно с детьми, с ребятами мы занимаемся и фольклорным театром и художественным словом. Своих воспитанников я знакомлю со сказками, которые написали такие писатели, как А.Н. Афанасьев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Регулярно проводим разные игры, викторины, драматизации, театры по сказкам ("Теремок", "Колобок", "Репка", "Гуси - лебеди" и др.) Ребята участвуют в театральных постановках сказок; сочиняют сказки о природе, о животных, о музыкальных инструментах. С детьми мы участвуем в разных Всероссийских творческих дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах на тему сказок.

Читайте и сочиняйте сказки вместе с вашими детьми!

Список использованной литературы:

1. З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М. :Издательский центр «Академия», 2004-320с.

2. З. А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению- М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.

3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки : Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

4. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М. : Мозайка-синтез, 2008- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

Сообщение из опыта работы молодого педагога.

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков.Повышение уровня знаний, педагогического мастерства.Задачи:Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании....

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...