Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»
проект по теме

Стеклова Ирина Алексеевна

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что взрослым необходимо «Нацелить» ребенка, заинтересовать, «замотивировать», помочь обнаружить проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

Моя задача, как педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Я постоянно в поиске содержания, средств, методов работы с дошкольниками и выбираю такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.

Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия, поэтому я уделяю этому особое внимание в своей работе. По-моему мнению основной формой организации детей являются интегрированные, тематические занятия, при реализации проектов различной длительности: краткосрочных и длительных и т.д. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами можно сказать, что интеграция разных видов деятельности детей осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников и т.д. Целью таких интегрированных проектов является развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное пробудить у ребенка фантазию, творчество, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Для этого необходима естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним общим сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием. Все эти требования лежат в основе проектного метода.

Этапы реализации проекта в работе с дошкольниками:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

Педагог Стеклова Ирина Алексеевна

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи . Специфика использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что взрослым необходимо «Нацелить» ребенка, заинтересовать, «замотивировать», помочь обнаружить проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

Моя задача, как педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Я постоянно в поиске содержания, средств, методов работы с дошкольниками и выбираю такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.

Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия, поэтому я уделяю этому особое внимание в своей работе. По-моему мнению основной формой организации детей являются интегрированные, тематические занятия, при реализации проектов различной длительности: краткосрочных и длительных и т.д. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Изучение истории, общественно-важных событий, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к самостоятельному получению информации.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами можно сказать, что интеграция разных видов деятельности детей осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников и т.д. Целью таких интегрированных проектов является развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное пробудить у ребенка фантазию, творчество, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Для этого необходима естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним общим сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием. Все эти требования лежат в основе проектного метода.

Этапы реализации проекта в работе с дошкольниками

  1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения, исходя из тематики проекта.
  2. Проанализировать и выделить программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  3. Отобрать из этих областей содержание, интеграция которого наиболее важна.
  4. Поставить развивающую задачу.
  5. Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом: путешествие по сказкам с использованием знаний из области познания, развития речи, музыки и рисования.
  6. Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и демонстрационного материала.
  7. В процессе реализации проекта продумать каким образом будет организована работа детей с изучаемыми материалами и предметами (познание ребенка идет через деятельность): решение проблемных ситуаций, логических задач, экспериментирование, моделирование и т.д.)
  8. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения НОД, проектов.
  9. Продумать организацию работы детей (парами, подгруппами, всей группой)

В своей практике работы с детьми мы проводили различные проекты. Особенно запомнился проект «Космос», в котором перед детьми старшего дошкольного возраста ставилась проблема - что мы не знаем о космосе или хотим узнать подробнее? Каждым ребенком на начальном этапе реализации проекта была самостоятельно инициирована  идея. 

Космос психологически представляет для дошкольников сочетание непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и  реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего. Материал о космосе создает богатые возможности развития творческих способностей у детей, отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только «известного для неизвестного», но и для «неизвестного для неизвестного».

Пятьдесят лет космической эпохи дали возможность человечеству как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть земной шар из космоса и осознать себя частью Вселенной. Новое космическое мышление становится необходимым атрибутом интеллектуальной личности. Спрос на такие личности будет неизбежно возрастать, так как именно они будут проводить те глобальные преобразования в обществе, которые назрели: экологические, социальные, политические.

Формы работы со старшими дошкольниками по теме «Космос»

  1. Конспект тематического занятия «Путешествие в космос»
  2. Памятка для родителей «Учимся определять звезды»
  3. Перспективное планирование занятий по теме «Космос»
  4. Дидактические игры по теме «Космос»
  5. Гимнастика для глаз «Космическая зарядка»
  6. Координационная игра «Картина Вселенной»
  7. Космические опыты
  8. Спортивные праздники по теме «Космос»
  9. Сюжетно-ролевая игра «Космос».

Давайте попробуем продолжить данный перечень вместе.

Интегрировано построенный проект дает ребенку возможности:

  • Реализовать свой творческий потенциал, поскольку на таких занятиях он сочиняет, фантазирует, думает.
  • В интересной, игровой форме обогатить свой словарь, развить коммуникативные умения (свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо).
  • Развить познавательную активность. Так, как вопросы и задания требуют от детей активизации речевого опыта и применения опыта в реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного проекта.
  • В результате обогащается речь, углубляются знания детей о предметах и явлениях, идет эффективное развитие коммуникативных способностей. Реализация потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.
  • Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого создает цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не отдельно, а в системе других свойств и связей предмета. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), он легко переключается с одного свойства на другое. Чем шире ориентировка ребенка в данном предмете, тем легче идет его анализ и выделение признаков.

Одним из важных принципов планирования интегрированного проекта является определения соотношения знакомого и нового материала. Последний, обязательно основывается на уже имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Приобретение новых знаний и способов действия происходит в игровой форме, когда ребенок, увлечен ее замыслом, не замечает, сталкиваясь с трудностями, скрытой учебной задачей.

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта или занятия, предполагает полноправное сотрудничество педагога и ребенка. Содержательная сторона такой деятельности оказывает большое влияние на познавательное развитие дошкольника.

Проводимые диагностические исследования показывают, что уровень развития детей, принимавших участие в интегрированных проектах, выше на 10% -15%.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.
  3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
  4. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.
  5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
  7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы:" Краткосрочный проект на тему: Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"

Сообщение из опыта работы:" Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"...

«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...

Семинар-практикум в рамках работы Школы молодого педагога "Проведение педагогической диагностики в ДОУ"

Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работапо лепке и аппликации, постр...

Сообщение из опыта работы «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....