Сообщение из опыта работы по проекту на тему «Ранняя профориентация», в рамках городского методического объединения воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Отношение к профессиям у человка формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности.
Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»?
Это мало изученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Согласовано:
Методист отдела образования С.Ю.Никонец
Руководитель методического объединения
воспитателей групп младшего и среднего возраста Н.Н.Паксеваткина
Сообщение из опыта работы
по проекту на тему «Ранняя профориентация»,
в рамках городского методического объединения
воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста.
Подготовила: Махмутова Елена Алексеевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ Детский сад №36
Согласовано: О.А.Ловягина
старший воспитатель
Дата проведения: 22.11.2022г.
2022 год
Отношение к профессиям у человка формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности.
Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»?
Это мало изученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взролых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду.
На мой взгляд для профориентационной работы с воспитанниками лучше всего подходят тематические сюжетно- ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.
Я считаю, что независимо от того, какая форма будет выбрана по, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности, место работы, орудия труда и материалы для него, рабочая одежда (форма), обязанности работника, черты характера и личностные качества, плоды труда и его польза для людей.
Тему профориентации я выбрала не случайно, мне нравится приглашать в гости родителей разных профессий. К нам приходили папа стоматолог и папа старшина из настоящей военной части. Они рассказывали о своих профессиях. А с мамой хозяйкой “Салона красоты” я разработала и провела целое занятие. Дети были просто в восторге, они узнали много нового о работе парикмахера и всех кто работает в салоне.
Ежегодно в нашем детском саду проходит неделя сюжетно-ролевых игр. Это тоже помогает развивать интерес к разным профессиям: я знакомлю детей с работой окружающих: врача, парикмахера, повара, продавца и т.д. Акцентирую внимание на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают. Обучаю взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками например: врач, медсестра и пациент, воспитатель, младший воспитатель и ребенок. В играх дети получают много нового, учатся общаться.
Я направляю игровые действия детей, заранее продумываю перечень вопросов о их действиях, чтобы побудить к самостояным размышлениям и умозаключениям.
Как я уже сказала, в детском саду дети не только могут беседовать со мной, но и с представителями разных профессий. Для этого я организую экскурсии по детскому саду: в кабинет медсестры, на кухню, в музыкальный зал и т.д. Личное знакомство и общение детей с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет.
Советский педагог, психолог Александр Григорьевич Асмолов сказал «…Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,... быть капитаном, врачом и т.д.». Я полностью согласна с его словами.
В игре развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общее осведомленность об окружающем мире, формируется определенный элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное, игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Вот так и появился мой проект.
Проект получился краткосрочный, продолжительность его – всего одна неделя. Участниками проекта стали дети, воспитатель и родители. Направления развития детей: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально-коммуникативное.
На мой взгляд данный проект очень актуален.
Я поставила цель:
познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности: воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, повар, строитель, водитель, полицейский.
Определила задачи:
- формировать представление детей о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям, описанных в художественной литературе.
Работа над нашим проектом проходила в 3 этапа.
I этап подготовительный
Его цель – познакомить детей с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности: воспитатель, младший воспитатель, учитель, строитель, водитель, полицейский.
Задачи:
- формировать представление детей о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям, описанных в художественной литературе.
Я использовала такие формы работы с детьми, как беседы, экскурсии, организованно – образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную деятельность детей, игровую деятельность, продуктивную деятельность и т.д.
II этап основной
Я предложила детям такие дидактические игры как: «Профессии», «Кем быть»,
«Кому что надо для работы?», «Угадай профессию», « Исправь ошибку» и др.
При подготовке к экскурсии мы ознакомились с алгоритмом ознакомления с профессией:
- название профессии
- место работы
- материал для труда
- форменная одежда
- орудие труда
- трудовые действия
- личностные качества
- результат труда
- польза труда для общества
Экскурсия «Кто работает в детском саду?»:
младший воспитатель: Насима Билаловна
медсестра: Индира Азатовна
повар: Гузалия Фатыховна
музыкальный руководитель: Тамара Григорьевна
Мы провели серию сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Строитель», «Полицейский участок», «Детский сад», «Школа», «Мы водители» и др., беседу «Уважай труд взрослых».
Мы узнали кем трудятся родители наших ребят:
мама Рамазана – парикмахер
мама Регины - продавец-кассир
папа Искандера – водитель
мама Ульяны - преподаватель музыки
папа Алёны – бурильщик
мама Тимофея - продавец игрушек
папа Карима - газовик
мама Аделины - сборщик пластиковых изделий и т.д.
III этап заключительный
В ходе работы над проектом были выявлены следующие результаты:
- дети знают и называют профессии взрослых;
- овладели обобщающим понятием «Профессия»;
- называют предметы необходимые для работы;
- умеют имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.
Проект получился небольшой, но это была средняя группа. В будущем я планирую познакомить детей с большим количеством профессий, будем продолжать играть в сюжетно-ролевые игры, беседовать, ходить на экскурсии, узнавать много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска
Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Представление опыта работы «Технология Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленности по теме «Построение развивающей предметно-пространственной среды с учётом образовательных
Социо-игровая технология Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине» представляет собой работу по сюжетной картине на любую лексическую тему и тему н...
Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»
Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...
