Сообщение из опыта работы по проекту на тему «Ранняя профориентация», в рамках городского методического объединения воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)

Отношение к профессиям у человка формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности.  

Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»?

 Это мало изученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

 Республики Башкортостан

Согласовано:

Методист отдела образования                                                                         С.Ю.Никонец

Руководитель методического объединения

воспитателей групп младшего и среднего возраста                                     Н.Н.Паксеваткина

Сообщение из опыта работы

по проекту на тему «Ранняя профориентация»,

в рамках городского методического объединения

воспитателей младшего и среднего дошкольного возраста.

Подготовила: Махмутова Елена Алексеевна

воспитатель

 высшей квалификационной категории

МАДОУ Детский сад №36

Согласовано:                  О.А.Ловягина

старший воспитатель

Дата проведения: 22.11.2022г.

2022 год

Отношение к профессиям у человка формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности.  

Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»?

 Это мало изученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

 Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взролых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду.

          На мой взгляд для профориентационной работы с воспитанниками лучше всего подходят тематические сюжетно- ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а  также детей между собой.  

          Я считаю, что независимо от того, какая форма будет выбрана по, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности, место работы, орудия труда и материалы для него, рабочая одежда (форма), обязанности работника, черты характера и личностные качества, плоды труда и его польза для людей.

          Тему профориентации я выбрала не случайно, мне нравится приглашать в гости родителей разных профессий. К нам приходили папа стоматолог и папа старшина из настоящей военной части. Они рассказывали о своих профессиях. А с мамой хозяйкой “Салона красоты” я разработала и провела целое занятие. Дети были просто в восторге, они узнали много нового о работе парикмахера и всех кто работает в салоне.

          Ежегодно в нашем детском саду проходит неделя сюжетно-ролевых игр. Это тоже помогает развивать интерес к разным профессиям: я знакомлю детей с работой окружающих: врача, парикмахера, повара, продавца и т.д. Акцентирую внимание на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают. Обучаю взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками например: врач, медсестра и пациент, воспитатель, младший воспитатель и ребенок.  В играх дети получают много нового, учатся общаться.

           Я направляю игровые действия детей, заранее продумываю перечень вопросов о их действиях, чтобы побудить к самостояным размышлениям и умозаключениям.

Как я уже сказала, в детском саду дети не только могут беседовать со мной, но и с представителями разных профессий. Для этого я организую экскурсии по детскому саду: в кабинет медсестры, на кухню, в музыкальный зал и т.д. Личное знакомство и общение детей с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет.

Советский педагог, психолог Александр Григорьевич Асмолов сказал «…Детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,... быть капитаном, врачом и т.д.». Я полностью согласна с его словами.

В игре развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общее осведомленность об окружающем мире, формируется определенный элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное, игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Вот так и появился мой проект.

Проект получился краткосрочный, продолжительность его – всего одна неделя. Участниками проекта стали  дети, воспитатель и  родители. Направления развития детей: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально-коммуникативное.

 На мой взгляд данный проект очень актуален.

Я поставила цель:

познакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности: воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, повар, строитель, водитель, полицейский.

Определила задачи:

- формировать представление детей о профессиях,    направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям, описанных в художественной литературе. 

Работа над нашим проектом проходила в 3 этапа.

I этап подготовительный

Его цель – познакомить детей с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности: воспитатель, младший воспитатель, учитель, строитель, водитель, полицейский.

Задачи:

 - формировать представление детей о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представление о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям, описанных в художественной литературе.

Я использовала такие формы работы с детьми, как беседы, экскурсии, организованно – образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную деятельность детей, игровую деятельность, продуктивную деятельность и т.д.

II этап основной

Я предложила детям такие дидактические игры как: «Профессии», «Кем быть»,  

«Кому что надо для работы?», «Угадай профессию», « Исправь ошибку» и др.

При подготовке к экскурсии мы ознакомились с алгоритмом ознакомления с профессией:

  • название профессии
  • место работы
  • материал для труда
  • форменная одежда
  • орудие труда
  • трудовые действия
  • личностные качества
  • результат труда
  • польза труда для общества

Экскурсия  «Кто работает в детском саду?»:

младший воспитатель: Насима Билаловна

медсестра: Индира Азатовна

повар: Гузалия Фатыховна

музыкальный руководитель: Тамара Григорьевна  

Мы провели серию сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Строитель», «Полицейский участок», «Детский сад», «Школа», «Мы водители» и др., беседу  «Уважай труд взрослых».

Мы узнали кем трудятся родители наших ребят:

 мама Рамазана – парикмахер

 мама Регины - продавец-кассир

 папа Искандера – водитель

  мама Ульяны - преподаватель музыки

 папа Алёны – бурильщик

 мама Тимофея - продавец игрушек

  папа Карима - газовик

 мама Аделины - сборщик пластиковых изделий и т.д.

III этап заключительный

В ходе работы над проектом были  выявлены следующие результаты:

- дети знают и называют профессии взрослых;

- овладели обобщающим понятием «Профессия»;

- называют предметы необходимые для работы;

- умеют имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.

  Проект получился небольшой, но это была средняя группа. В будущем я планирую познакомить детей с большим количеством профессий, будем продолжать играть в сюжетно-ролевые игры, беседовать, ходить на экскурсии, узнавать много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...