Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»
рабочая программа (подготовительная группа)

Смышляева Валерия Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_dop_vospitanie_skazkoy_dlya_podg.gruppy.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 Сказка» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

от 31.08.2022 г.

Протокол № 1

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №43 «Сказка»

______________  Иванова С.А.

приказ от 31.08.2022 г. № 82-ОД

Дополнительная общеразвивающая

 программа

социально-гуманитарной направленности

 «Воспитание сказкой»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Смышляева Валерия Викторовна,

воспитатель

Смоленск, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача взрослых -

открыть в ребёнке талант читателя

С. Я. Маршак

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы радикально меняется. Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, престиж чтения несколько упал, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.

Данные исследований свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных», косвенно подтверждают и педагоги. Многие авторы выделяют ряд факторов, вызвавших это явление.

Концепция модернизации российского образования и Концепция дошкольного воспитания выделяют в качестве важнейшего направления современного развития общества гуманизацию образовательной системы. Важнейшим же средством реализации этого направления они считают путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок. Следовательно, речь идёт о приобщении к музыке, живописи, театру и в первую очередь к художественной литературе.

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду.

Данная программа построена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 26 июля 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 5 августа 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3.648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Новизна программы заключается в том, что благодаря данной методики дети научатся оригинально, по-своему воспринимать содержание сказки, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки.

       

Адресат. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми,    

    детьми, находящимися в трудных жизненных ситуаций, с детьми ОВЗ.

    Объем программы: 36 часов

         Срок реализации данной учебной программы-1 год обучения.

      Форма реализации-очная.

         Предусмотрены следующие виды занятий:

        -ролевые игры;

        -тематические занятия;

        -выставки;

        -творческие отчеты.

   

        Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.( СанПин 2.4.4.3172-14).

Цель программы: обогащение образовательного процесса ДОУ системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Создавать условия для развития познавательной активности ребенка

2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в культурную традицию сказки.

3.Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Развивающие:

1.Содействовать развитию творческого мышления и воображения детей.

2.Развивать способность отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.

3.Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказки.

Воспитательные:

1.Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, послушание.

2.Прививать трудолюбие, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.

3. Воспитывать у детей дошкольного возраста позицию активного читателя, интерес и уважение к книге.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу года дети должны:

-обладать способностью свою роль, уметь принимать решения, оценивать свои поступки и поступки героев;

-знать особенности общечеловеческой культуры;

-уметь самостоятельно искать, анализировать, подбирать необходимую информацию;

-овладевать способами духовного и интеллектуального саморазвития.

Основные принципы и подходы построения программы.

Работа по программе строится на основе следующих методологических подходов:

  • личностно-развивающего, предполагающего учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что даёт им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;
  • деятельностного, позволяющего ребёнку полученную информацию использовать в различных видах деятельности.

Принцип дифференциации - разделение планирования деятель- ности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип интеграции комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социально - нравственное развитие, мир природы, изодеятельность.

Принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком.

Принцип доступности – обеспечивает адаптацию полученных детьми знаний к специфике возрастных особенностей развития ребёнка.

Принцип системности – предполагает формирования у дошколь- ников обобщенного представления о социальном мире как системе, в ко- торой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей взаимосвязаны и взаимозависимы.

Основными условиями реализации программы являются:

  • учёт возрастных особенностей, интересов детей;
  • изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка;
  • рациональная организация предметно-пространственной среды;
  • взаимодействие ДОУ с семьёй.

             Формы аттестации и контроля обучающихся.

  • Создание проблемных ситуаций.
  • Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
  • Проект.
  • День творчества в кружках.
  • Комбинированные: наблюдение, решение проблем.
  • Творческий отчет.

Оценочные материалы.      

Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений. В программе «Детство» (В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой) в разделе «Ребенок и книга» представлена диагностика с учетом развития познавательных умений детей, а также отношения ребенка к прочитанному материалу. Взяв данную диагностику за основу, добавили критерии развития речевых умений детей и разделили критерии усвоения программы детьми.

Познава- тельные

и речевые умения

Критерии усвоения

программы

Отношение к прочитан- ному

Критерии усвоения

программы

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные

связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы

поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в

его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими

персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные

произведения. Выражать в

речи отношение к героям и

событиям. Использовать

яркие и точные слова и выражения, в том числе - некоторые образные. Проявлять внимание к языку

произведения, чувствовать

и осознавать некоторые

средства речевой выразительности (многозначность

слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях.

Низкий уровень:

При восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи

без проникновения в подтекст, не всегда видит

следствия поступков, не

понимает роли художественной детали. Пассивен

при обсуждении книги. Затрудняется в связном пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает.

Средний уровень:

Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с

динамичным содержанием,

однако требует помощи

взрослого при слушании и

обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует

в обсуждении книги, но

пользуется наводящими

вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные

произведения, но не всегда

проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения.

Высокий уровень:

Ребёнок довольно точно

устанавливает при слушании литературного произведения многообразные

связи в сюжете. Адекватно

воспринимает главного литературного героя в его

разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки,

переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает

в речи отношение к героям

и событиям. Использует

яркие и точные слова и выражения, в том числе - некоторые образные. Хорошо

чувствует комическое в

произведении.

устанавливает такие связи в таких произведениях, как лирическое стихотворение познавательная книга, в текстах - рассуждениях. После под- сказки взрослого начинает использовать некоторые устойчивые образные выражения.

Может пересказать хорошо знакомое произведение.

Высокий уровень: Ребёнок активен в обсуждении произведения, способен устанавливать

наиболее суще- ственные связи в произведении. Проявляет интерес к

языку произведения, использует при пересказе образные выражения и близкие к тексту фразы. Может связно выразить в речи свое от- ношение к героям.

Связно и охотно пересказывает знакомые произведения.

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое.

Дети видят комическое и

драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни.

Адекватно воспринимают

события и поступки героев. Могут понимать мотивы,

следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в

различных видах деятельности по произведениям: в

драматизациях, творческих

играх, в сочинении собственных сказок.

Низкий уровень:

Эмоциональный отклик на

произведение выражен

слабо. Ребёнок пассивен в

различных видах деятельности по произведениям: в

драматизациях, творческих

играх, в сочинении собственных сказок. Данным

видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствий

и причин событий книги.

Тяготения к общению с

книгой в самостоятельной

деятельности не испытывает.

Средний уровень:

Положительно откликается

на предложение воспитателя обратиться к работе с

книгой, но предпочитает

другие виды деятельности.

Эмоциональный отклик на

поступки героев есть, однако недостаточно ярко

выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает

мотивы поступков, однако

способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.

С удовольствием участвует

в различных видах деятельности по произведениям: в драматизациях, творческих играх, в сочинении

собственных сказок, но испытывает потребность в

помощи сверстников и педагога. Обращается к книге

в процессе самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое.

Дети видят комическое и

драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни.

Адекватно воспринимают

события и поступки героев.

Могут понимать мотивы,

следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в

различных видах деятельности по произведениям: в

драматизациях, творческих

играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. проявляют инициативу, предлагают взрослому почитать книгу, поиграть "в сказку".

оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с обще- принятыми нормами морали.

Высокий уровень: Всегда положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, верно осознаёт мотивы поступков ге- роев, видит их переживания. Может оценить поступки. Активно проявляет себя в разных видах художественной

деятельности по материалу прочитанных книг.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теоретическое обучение

Практическое обучение

Формы аттестации

1

«Кот в сапогах»

(Ш. Перо)

1

0,4

0,6

Пересказ сказки  

2

«Золушка» (Ш. Перо)

1

0,4

0,6

Сочинять новый конец сказки

3

Почему кот моется после еды?

1

0,4

0,6

Сочинить новый сюжет        и конец

сказки

4

«Кот и лиса»

1

0,4

0,6

Внести новые ситуации в сказку

5

«Как собака друга искала».

2

0,8

1,2

Беседа

6

«Заяц – хваста».

1

0,4

0,6

Наблюде-

ние

7

«Семь Семионов»

1

0,4

0,6

Превратить сказку в задачку

8

«Бременские музыканты».

1

0,4

0,6

Составле-

ние сказки

9

«Морозко».

1

0,4

0,6

Упражне-

ние

10

«Серебряное копытце».

2

0,8

1,2

Наблюде-

ние в игре

11

«Гуси – лебеди».

1

0,4

0,6

Разыгры- вание                сю- жета         при помощи настольно

го театра

12

«Бобик в гостях у Барбоса».

2

0,8

1,2

Беседа

13

«Царевна – лягушка».

1

0,4

0,6

Моделирование сказки с помощью геометриче-

ских фигур

14

«Мальчик  с  пальчик».

1

0,4

0,6

Наблюде-

ние в игре

15

«Стойкий оловянный сол-

датик».

2

0,8

1,2

Составле-

ние сказки

16

«Сивка – Бурка».

2

0,8

1,2

Беседа        -

игра

17

«Дюймовочка»

1

0,4

0,6

Дидакти-

ческая игра

18

«Лиса Патрикеевна»

1

0,4

0,6

Наблюде-

ние

19

 «Финист – Ясный сокол».

2

0,8

1,2

Упражне-

ние

Содержательный раздел.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организации непосредственной деятельности (далее - НОД), но и в ходе режимных моментов в форме игровых и образовательных ситуаций, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Общее количество совместной образовательной деятельности отражено в учебном плане (см. таблицу «тематический план»).

Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного детства с 6 до 7 лет. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.

Планируемый объём нагрузки на детей в соответствии с действующим c СанПин. Занятия со старшими дошкольниками проводятся один раз в неделю. Непрерывная продолжительность 25 минут.

Работа с дошкольниками в рамках освоения программы планируется в соответствии с ФГОС ДО и предполагает освоение детьми образовательного материала в совместной и самостоятельной деятельности.

Тема 1. Сказка «Кот в сапогах»

 Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение по содержанию.

Практическое обучение: аппликация "Кот в сапогах".

 Оборудование и материалы: изображение "кота в сапогах", ножницы, цветная бумага, клей, картон.

Тема 2. Сказка «Золушка »

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение по содержанию.

обсуждение выражений: «вернуться

до полуночи», «одиннадцать и три четверти», «полдюжины мышей».

 Практическое обучение: Нарисовать и раскрасить главную героиню сказки.

Оборудование и материалы: Картинка из сказки с главной героиней, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования.

Тема 3. Сказка «Почему кот моется после еды?»

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. игра "Бывает - не бывает", вспомнить слова на букву "К", вспомнить диких «родственников» кота (лев, тигр, пантера, рысь и др.). Что общего?

Практическое обучение: слепить воробья или кота из пластилина.

Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, стека.

Тема 4. Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Упражнять детей в количественном счёте. Смоделировать сказку из геометрических фигур. Вырезывание круглых блинчиков из бумаги.

Оборудование и материалы: Тематические альбомы: «Грибы», «Ягоды», «Злаки», геометрические фигуры, ножницы, бумага жёлтого цвета, картотека пословиц и поговорок.

Тема 5 Сказка «Как собака друга искала»

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Игра «Гирлянда», разучивание пословиц о дружбе и друзьях. Выкладывание персонажей сказки при помощи игры «Колумбово яйцо» и «Танграм»

Оборудование и материалы: Сборник словесных игр, игры «Колумбово яйцо», «Танграм», картотека пословиц.

 игра «Какой, какая, какое, какие».

  • Теоретическое обучение: Беседа о породах собак.

Практическое обучение: рисование собак при помощи трафарета и раскрашивание рисунков.

Оборудование и материалы: альбом с иллюстрациями пород собак, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы бумаги.

Тема 6. Сказка «Заяц - хваста»

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. Дать понятие значения старинного слова «кокорина».

Практическое обучение: Собрать зайца из геометрических фигур, придумывание длинных слов о зайце (короткохвостый, длинноухий, белошёрстый, длинноногий). Аппликация заяц под кокориной.

Оборудование и материалы: Картотека пословиц, поговорок, потешек. Картотека физкультурных минуток. Ножницы, клей, кисти, набор цветной бумаги.

Тема 7. Сказка  «Семь Семионов»»

1.1 Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Упражнять детей в количественном и порядковом счёте,сложить и раскрасить карабль оригами.

Оборудование и материалы: Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

Оборудование и материалы: Пластилин, стеки, картотека пословиц и поговорок, потешек. 

Тема 8. Сказка «Бременские музыканты» (Братья Гримм)

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Превращение сказки в задачу. С помощью пласти- линового письма сделать первые буквы слов-названий животных.

Оборудование и материалы: Картотека фразеологизмов и пословиц. Пластилин.

Тема 9. Сказка «Морозко»

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Составление письма Морозко. Рисование иллюстрации к сказке.

Оборудование и материалы: Картотека пословиц. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы бумаги.

Тема 10. Сказка «Серебряное копытце» (П. П. Бажов)

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. Познакомить с работой лесника.

Практическое обучение: Воссоздание фигуры козленка Серебряное копытце из элементов игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Рисование козлика Серебряное копытце по лекалу, раскрасить его дымковской росписью.

Оборудование и материалы: Картинки из серии «Дикие животные». Лекало козлика. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы бумаги. Игры «Колумбово яйца» и «Монгольская игра»

  • Теоретическое обучение: Пересказ понравившегося отрывка. Дать понимание слов: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь (в снегу).

Практическое обучение: Заучивание скороговорки. Решение задач на сложение и вычитание. Раскладывание камушек по цветам и оттенкам. Конструирование из природного и бросового материала по сказке.

Оборудование и материалы: Разноцветные камушки, природный и бросовый материал. Картотека скороговорок.

Тема 11. Сказка «Гуси-лебеди»

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержание.

Практическое обучение: Упражнять в количественном счёте. Закрепить геометрические фигуры. Закреплять умение составлять предметно- схематические карты. Коллективная аппликация «Волшебная яблонька».

Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказке. Картинки из серии

«Птицы». Цветная бумага, клей, ножницы, кисти.

Тема 12. Сказка «Бобик в гостях у Барбоса» (Н. Носов)

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Составление математических задач. Изобразить игру собак с помощью пальчиков рук.

Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Альбом с породами собак.

  • Теоретическое обучение: Беседа. Дать детям понимание выражения «Собака – друг человека».

Практическое обучение: В технике «пластилиновое письмо» (из мелких

пластилиновых шариков) на кусочке картона выложить изображение косточки

Оборудование и материалы: пластилин, стека, салфетки. Картинки из серии

«Домашние животные»

Тема 13. Сказка «Царевна-лягушка»

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Упражнять в порядковом счёте, составлении задачи, составление из мозаики узор сказочного ковра, рисование и раскрашивание яйца, в котором хранилась смерть Кощея.

Оборудование и материалы: Альбом с картинками обитателей болота, картинки из серии «Детёныши диких животных», мозаика, акварельные краски, кисти, палитры. Картотека пословиц и поговорок.

Тема 14. Сказка «Мальчик с пальчик» (Ш. Перро)

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Тренировать в счете предметов парами (по два) в пределах 10. Моделирование дома из геометрических фигур.

Оборудование и материалы: Солёное тесто, наборы геометрических фигур. Картотека пословиц и поговорок.

Тема 15. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» (Г. X. Андерсен)

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Придумывание считалок и загадок. Придумывание сказки на тему: «Стойкий оловянный солдатик обретает вторую ногу».

Оборудование и материалы: Коллекция минералов и металлов. Пластилин. Картотека пословиц и поговорок.

  • Теоретическое обучение: Беседа по содержанию произведения.

Практическое обучение: Составление задач. Придумывание сказки на тему

«Стойкий оловянный солдатик становиться невидимкой». Раскрашивание по сказке восковыми мелками

Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Цветные восковые мелки. Раскраски к сказки «Стойкий оловянный солдатик».

Тема 16. Сказка «Сивка-Бурка»

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Игра – беседа с Иванушкой-дурочком, Еленой Прекрасной. Упражнять в проговаривании с разной интонацией «крылатое выражение» из сказки: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» с разной интонацией (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.). Собрать героев из геометрических фигур. Лепка колечка для Елены Прекрасной.

Оборудование и материалы: Наборы геометрических фигур, картотека пословиц и поговорок, пластилин, стеки.

  • Теоретическое обучение: Беседа по содержанию сказки.

Практическое обучение: Упражнять произношение «крылатого выражения», как скороговорку: несколько раз, сначала в медленном, а затем в более быстром темпе. Изготовление волшебной книги с нарисованными и аппликативными иллюстрациями.

Оборудование и материалы: Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.

Тема 17. Сказка «Дюймовочка» (Г. X. Андерсен)

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Игра «Посчитай вместе с кротом». Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовление кроватки Дюймовочки.

Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Скорлупки грецкого ореха, пластилин, наборы цветной бумаги, крупа.

Тема 18. Сказка «Лиса Патрикеевна» (К. Д. Ушинский).

Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Лепка лисицы из пластилина.

Оборудование и материалы: Пластилин, стеки.

Тема 19. Сказка «Финист - Ясный сокол» или «Перышко Финиста - Ясна сокола»

  • Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.

Практическое обучение: Нарисовать иллюстрацию к любимому отрывку сказки. Составление задачи.

Оборудование и материалы: Картинки из серии «Птицы»,

«Деревья». Картотека пословиц и поговорок. Акварель.

  • Теоретическое обучение: Беседа по содержанию произведения.

Практическое обучение: Составление задачи. Изготовление из бросового материала, бумаги «пёрышка» Финиста.

Оборудование и материалы: Альбом «Времена года», картинки из серии « Дикие животные». Бумага, бросовый материал.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ».

  • В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Б.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,

 о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и боль- шенство авторов ТРИЗ справедливо утверждают следующее:

  • существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;
  • сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей;
  • сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Для развития речи детей JI. Б. Фесюкова советует чаще прибегать к испытанному методу - придумывать иные, новые названия известных сказок, не искажая идеи произведения. Также детям можно предложить игровые ситуации: «Некоторые слова обиделись и убежали. Попробуем без них угадать, какая это сказка». Для воспитания чуткости к слову предлагают следующие:

Приемы работы:

  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе - «пушистохвостая»);
  • разобрать слова, одинаковые по написанию, но различные по лексическому значению;
  • объяснить этимологию слова (происхождение) и др.

Методы работы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуально-групповая,
  • групповая.

Формы проведения занятий:

  • ООД,
  • игровые образовательные ситуации,
  • беседы.

Педагогические технологии:

  • технология ТРИЗ,
  • здоровьесберегающие технологии.

В программе используется сказочный материал нетрадиционно,  взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ,

плюс авторский подход Л.Б. Фесюковой. Нетрадиционно-это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказа но, но без жестокости и агрессии.

«Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка».

Для этого разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки

  • Нравственный урок
  • Воспитание добрых чувств
  • Речевая зарядка
  • Развитие мышления и воображения
  • Сказка и математика
  • Сказка и экология
  • Сказка развивает руки

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л. Б. Фесюкова.)

  • Нравственный урок. Его можно выразить пословицей, поговоркой или другим кратким, но ёмким высказыванием. Эти специально подобранные пословицы и фразеологизмы, которые соотносятся с основным смыслом сказки, помогают детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора. Например, нравственный урок сказ-

ки «Рукавичка»: «В тесноте, да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и  ее обитателям.

Но все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один: «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть случай с разных сторон: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички, и он будет их беречь.

  • Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Чтобы  вы придумали, если бы оказались в э той сказке? Чем бы помогли героям?

Анологично ведётся работа и по остальным разделам схемы.

  • Основа работы по данной программе – воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя). По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок – дошкольник является своеобразным читателем.

Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения с книгой – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующие общения на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.

  • Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослыми, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.

ЛИТЕРАТУРА

  • Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2001. - 144с.
  • Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.
  • Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244с.
  • Дошкольное учреждение и семья - единое пространство

детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. /

Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко.

- М.: Линка-Пресс, 2001. - 224с.

  • Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание. -

2007. - № 6. - С.35 - 40.

  • Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.

// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С.28 .

  • Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство

самопознания младших дошкольников. // Дошкольное воспитание.

- 2008. - № 1.- С. 53-59.

  • Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание.

- 2007. - № 3. - С. 3 8 -4 6 .

  • Синицина Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». - М.:

/лист/, 1997. - 168с.

  • Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997.-458с.
  • Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. - 2007,- № 5. -С . 41-50
  • О.Г. Шехова Сказки, игры, колыбельные для развития малышей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 127 с., ил.
  • Фесюкова Л.Б., Мирошниченко И.В., Панасюк И.С., Яковлева Н.В. Воспи- тываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет.- Х.: ЧП

«АН ГРО ПЛЮС», 2008.-208 с.

  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.: цв. Вкл.
  • Савченко, В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников / В.И. Савченко. - М.: Детство- Пресс, 2015. – 112.
  • Фесюкова, Л. Б. В мире мудрых пословиц / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2015. - 188 c.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  • Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речецветики» для детей от 3до 5 лет

Коррекционно-развивающая программа «Речецветики» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 л...