Игровая технология в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Духовно – нравственное воспитание – это процесс содействия нравственного становления личности человека, формированию у него:
- нравственных чувств;
- нравственного облика;
- нравственной позиции;
- нравственного поведения.
Цель: создание системы игр для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте.
Содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:
патриотизм – любовь к Родине;
гражданственность - служение Отечеству;
семья – любовь и верность, уважение к родителям;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.
Задачи воспитательной работы по формированию духовно-нравственной личности:
- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией гражданина.
- Создать условие совершать хорошие поступки.
- Познакомить с основами духовности русского народа.
- Сформировать у детей представление о духовном мире.
- Помочь в формировании ценностей для каждой личности, на основе принятых традиций.
- Показать детям тесную связь государственных праздников с жизнью русского народа.
Методы
В дошкольном возрасте основной деятельностью детей является игра. Именно в игре легко и естественно развиваются личностные качества ребенка. Мы предлагаем систему игр на формирование духовно нравственных основ у детей дошкольного возраста.
Можно представить эту систему, как музыкальную гамму, законченный звукоряд, где каждая нота имеет свое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно – нравственное воспитание – это процесс содействия нравственного становления личности человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия);
- нравственной позиции ( способности различать добро и зло,
проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Цель: создание системы игр для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте.
Содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;
гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;
природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.
Проблематика.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции:
Материальные ценности возвышаются над духовными;
Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Искажены представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Все это привело к утере понятия истинных ценностей, патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина - защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших.
Задачи
Задачи воспитательной работы по формированию духовно-нравственной личности:
- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией гражданина и патриота.
- Создать условие и вызвать желание совершать хорошие поступки.
- Познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни.
- Сформировать у детей первоначальное представление о духовном мире.
- Помочь семье в формировании ценностей для каждой личности, на основе принятых традиций.
- Показать детям тесную связь государственных праздников с жизнью русского народа.
Методы
В дошкольном возрасте основной деятельностью детей является игра. Именно в игре легко и естественно развиваются личностные качества ребенка. Мы предлагаем систему игр на формирование духовно нравственных основ у детей дошкольного возраста.
Можно представить эту систему, как музыкальную гамму, законченный звукоряд, где каждая нота имеет свое значение.
Система игр по духовно-нравственному воспитанию «Гамма»
До – добро, доверие, доброжелательность. Все это – основа любого общения. Игры на доверие помогают создать безопасную, доброжелательную среду в детском коллективе, необходимую для успешного формирования любых навыков.
Игра ПОВОДЫРЬ Задача: провести партнера мимо препятствий.
Для разных возрастных групп можно подобрать игру согласно возрасту детей, их уровню развития.
Ре – радость. Чувства наполняют нашу жизнь красками, мы испытываем эмоции ежеминутно. Умение управлять своими эмоциями, считывать эмоции окружающих и дарить положительные эмоции формируется в течении всей жизни.
Игра ПОДАРОК. Задача: демонстрировать эмоции при дарении и получении подарка. Дети передают коробку с конфетами (например) любому участнику игры.
Важно помнить, что радость должна быть общей, никто не должен быть обделен, иначе человек может испытать противоположные чувства: ревность, разочарование, равнодушие.
Ми- милосердие, миролюбие. «Блаженны милостивые, блаженны миротворцы». Неспроста в Евангелии говорится об этих качествах человека. Милосердие – проявление доброты и сострадания. Способность избегать конфликта говорит о зрелости личности. Немногим взрослым удается найти пути решения сложных задач без конфронтации с оппонентом.
Игра ЛАСКОВОЕ СЛОВО Задача: назвать соседа ласковым именем, сказать ему что-то приятное.
Эта игра помогает повысить самооценку каждого участника, позволяет понять, что добрые слова могут подарить приятные эмоции всем.
Фа- фантазия. Фантазировать, придумывать любят все дети. Иногда мы можем наблюдать, что увлекаясь, ребенок начинает врать. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы фатазирование было продуктивным и имело положительный настрой.
Игра ПАНТОМИМА Задача: жестами, мимикой сопровождать рассказ ведущего
Эта игра позволяет развивать эмоциональную сферу детей, побуждает к придумыванию, обогащению словарного запаса.
Соль – сострадание, сопереживание. Испытывать сострадание способны даже очень маленькие дети. Чтение литературных произведений, стихов, рассказов, способствуют развитию этих способностей. Ребенок сопереживает литературному герою, испытывает жалость, желание помочь, пожалеть.
Игра СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Задача: необходимо пройти путь вдвоем, со связанными парно ногами.
Цель этих упражнений: научить чувствовать партнера, соотносить его переживания с собственным опытом, поддерживать.
Ля – развитие лидерских качеств. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, при этом каждый может быть лидером в чем-то, полезным для общества. Помочь ребенку почувствовать себя в центре внимания помогают различные конкурсы, соревнования и, конечно же, игры.
Игра У ДЕДУШКИ ТРИФОНА (традиционная русская игра) Задача: повторять движения за ведущим, ведущий передает ход любому участнику.
Ребенок чувствует себя в центре внимания, даже робкие дети могут стать лидером. Использование традиционных народных игр в свою очередь позволяет развивать патриотизм, любовь к Родине и уважение к культуре других народов.
Си – сотрудничество, сила в совместной деятельности. Значительных результатов можно добиться только вместе. Даже самые высокие индивидуальные заслуги и умения не помогут построить город или полететь в космос. Для этого необходимо сотрудничество многих людей.
Игра ОРКЕСТР Задача: дети с помощью музыкальных инструментов подыгрывают мелодии, каждый в свое время.
Совместный результат помогает всем испытать удовлетворение от проделанной работы. Придает уверенность, осознание собственной значимости.
До – доброжелательность педагога в общении с детьми. Сколько бы мы не говорили, но ребенок в первую очередь копирует поведение значимых для него взрослых. Воспитание детей, их развитие, невозможно без саморазвития. Формирование личности не заканчивается в каком-то определенном возрасте, а продолжается на протяжении всей жизни.
Иногда опускаются руки и кажется, что силы кончились. Поддержать себя, настроиться на позитив может помочь простое упражнение, аутотренинг. Откройте широко свои руки, обнимите себя крепко и скажите себе: какой я хороший, умный, красивый, сильный…у меня все получится! Улыбнитесь широко окружающим, и, с улыбкой, принимайтесь за дело.
Диагностика.
Анализ уровня нравственной зрелости у дошкольников проводился в подготовительной к школе группе по нескольким методикам.
Тест1: Методика «Изучение осознания нравственных норм»
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61.
Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 5-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Ребенка просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала, только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».
После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»
Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию:
Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?
Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?
Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?
Обработка результатов:
Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?
Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?
При правильном ответе ссылается на:
• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);
• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);
• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);
• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);
• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);
• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.
При неправильном ответе ссылается на:
- авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);
- свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);
Тест 2: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина) методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост.И.Б. Дерманова. - СПб.,2002.
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 5-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов.
Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.
Низкий - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Средний - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Высокий - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
3 тест: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35.
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость – лживость.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Обработка результатов:
Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.
Низкий (2 балла) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний (3 балла) - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий (4 балла) - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития
Результаты.
Опрос проводился в начале и в конце учебного года.
Начало года
Конец года.
Вывод.
Использование игровой технологии в качестве метода развития духовно-нравственных качеств у дошкольников дает хорошие результаты, вызывает у детей позитивный эмоциональный отклик и заинтересованность. Система игр «Гамма» может применяться в детском саду наряду с другими методиками духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: развитие, воспитание, нравственность, эмоции, дошкольники.
Используемая источники:
1.Методика «Сюжетные картинки», методика «Закончи историю»
« Диагностика эмоционально-нравственного развития». Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.
2. "Практикум по детской психологии". Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина - М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61.
3. https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/394
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686309-1444657145.jpg)
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981133-1512229941.jpg)
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-769784-1550041584.jpg)
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1254108-1661795153.jpg)
«Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (сертификат)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-342542-1386260094.jpg)
Проект на тему «Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».
Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Вед...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271187-1600769149.jpg)
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1254108-1661795153.jpg)
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста...