Мастер-класс “Использование головоломки «Танграм» в работе со старшими дошкольниками”
презентация к уроку (старшая группа)

Гашина Светлана Геннадьевна

Что же такое «Танграм»? Это геометрическая головоломка, которая состоит из плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей: два больших треугольника, один средний, два маленьких- квадрат и четырехугольник и параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры, изображающей людей, животное, птиц и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25

Мастер-класс

“Использование головоломки «Танграм» в работе со старшими дошкольниками”

Выполнила: воспитатель

Гашина С.Г.

2023г.

Тема: Использование головоломки «Танграм» в работе со старшими дошкольниками.

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

 - познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников  с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения практикума:

-с педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление :- презентация по теме ”Использование головоломки “Танграм” в работе со старшими дошкольниками. ”

Материалы для работы:

Головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе со старшими дошкольниками».

      I. Вступительная часть.

1 слайд: Титульник.

     Добрый день, уважаемые педагоги, сегодня я хочу вам продемонстрировать свой мастер-класс, на тему: «Использование головоломки «Танграм» в работе со старшими дошкольниками.»

2 слайд:

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических            головоломок.

Задачи : познакомить педагогов с приемами использования головоломки  “Танграм” и показать возможности для развития ребенка;

3 слайд:

Актуальность:
      Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много  людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Создать условия плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

         Начнем мы вот с чего: как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными поэтому для того, чтобы привнести этот интерес в образовательную деятельность, мы, педагоги и родители, все чаще привлекаем игру как основной вид деятельности ребенка.

         Очень хорошими помощниками в развитии математических и не только способностей ребенка являются так называемые математические игры, сегодня мы познакомимся с вами подробнее с одной из них, а именно с мировой развивающей головоломкой «Танграм».

4 слайд:

         Почти четыре тысячи лет назад у немолодого китайского императора родился наследник, император призвал к себе мудрецов: философа, художника, математика и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей так появилась эта игра «Танграм», или, как ее принято называть, семь дощечек успеха.

5 слайд:

         Что же такое «Танграм»? Это геометрическая головоломка, которая состоит из плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей: два больших треугольника, один средний, два маленьких- квадрат и четырехугольник и параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры, изображающей людей, животное, птиц и так далее.

6 слайд:

         Фигура, которую необходимо получить, чаще всего задается в виде силуэта или внешнего контура для решения этой головоломки необходимо использовать два основных условия первое- нужно использовать все семь фигур «Танграма» и второе- фигуры не должны накладываться друг на друга и так, Танграм- это очень увлекательная и интересная головоломка, в которую могут играть дети уже с двух- трех лет.

7 слайд:

          Для начала ребенка нужно познакомиться с этой игрой, дать ему ее рассмотреть.  Дети узнают или закрепляют знания о цвете как видите, здесь представлены все основные цвета спектра, о размере, о форме они могут потрогать и понять, что у фигур могут быть углы, стороны, что одна сторона может быть длиннее, а другая короче, что одной фигуры может быть больше углов, а у другой меньше и так далее затем необходимо научить ребенка составлять простейшие фигуры из двух- четырех частей «Танграма», например, елочку, домик, парусник, большой квадрат и так далее.

8 слайд:

          Дальнейшее освоение игры танграм проходит в четыре этапа.

Первый этап- это составление фигур методом наложения на схему танграма ребенок должен наложить на схему танграма все фигуры головоломки для ребенка трех- пяти лет будет достаточно сложным заданием наложить фигуры танграмма на схему, так как ему придется сопоставить размер, форму.

            Да и просто точно наложить фигуры танграмма на образец- подсказку не так- то просто, как кажется на первый взгляд. естественно, что на этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграмма, такие же задания надо использовать с детьми постарше, начиная знакомить их с этой развивающей игрой таких образцов большое множество- это и птицы, и животные, и люди, и буквы, и цифры.

         Выложив с ребенком фигуру, поговорите с ним, кто или что у него получился если, например, эта птица, какая это птица, как она называется, где она живет, чем она питается, как называют ее птенцов и так далее, тем самым вы интегрируете образовательные области.

        Достаточно дать два- три таких задания, и если ребенок легко с ними справляется, переходить к более сложным.

9 слайд:

        Второй этап- это составление фигур танграмма по образцу.

        На втором этапе ребенку дается образец танграмма, и он должен выложить фигуру, но уже рядом, например, на столе. Для детей пяти- восьми лет будет достаточно простым заданием выложить фигуру танграмма рядом с карточкой- ответом при этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам деталей танграмма. Вот так это будет выглядеть как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.

10 слайд:

           Третий этап- составления фигур по контурному изображению детям предлагают сложить фигуру по ее контуру. это задание для детей семи лет и старше собственно  именно здесь танграмм становится игрой- головоломкой.

         Ребенку предлагают сложить модель по ее контуру несмотря на кажущуюся легкость, это задание очень непростое, поэтому на первом этапе можно предложить ребенку схему она отличается от предыдущих тем, что на ней нет очертания всех фигур танграмма, а только ее, повторюсь, контур здесь ребенку тоже придется сопоставить форму размер положения чтобы прийти к правильному результату вот так, например, это может выглядеть.

11 слайд:

        Четвертый этап- это составление фигур по собственному замыслу на этом этапе ребенок сам придумывает фигуру для составления, что очень хорошо развивает его воображение дети могут придумать сказку, иллюстрировать стихотворение, составить рассказ и так далее с помощью танграмма можно составлять соответственно и изучать буквы, цифры, их написание так, например, научившись составлять цифру четыре, ребенок при ее написании уже не будет путать, куда у этой цифры смотрит палочка, а куда хвостик и так далее, а можно пронумеровать все детали «Танграмма» и складывать фигуры по схеме с цифрами, тем самым закрепляя счет в пределах семи.

12,13,14 слайды:

      Танграм лёгок в изготовлении , поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами.

У танграмма очень много вариантов игры. давайте подведем итог.

15 слайд:

Мастер-класс с педагогами.

         Берем формат А4 или картона белого или цветного, делаем квадрат.

Разрезаем квадрат по диагонали, получилось 2 треугольника берем один треугольник складываем пополам и разрезаем.

Берем второй треугольник, прямой угол треугольника опускаем в противоположную сторону и разрезаем по сгибу. получается трапеция.

Складываем пополам и разрезаем по сгибу. получается две маленькие прямоугольные трапеции. берем одну маленькую трапецию острый угол складываем с нижним углом и разрезаем по сгибу.

Берем вторую маленькую трапецию складываем тупой угол с прямым углом, разрезаем по сгибу у нас получилось 7 фигур .

Советую всем познакомиться с этой увлекательной головоломкой если вы еще не знакомы с ней, и с удовольствием использовать ее в игровой и образовательной деятельности с ребенком. Кстати, попробуйте сами сложить эту головоломку обратно в квадрат уверяю, не у всех это получится с первого раза.

Заключение:

        В процессе сборки фигур из танграма развиваются умственные и творческие способности, пространственное воображение, логическое мышление, сообразительность, смекалка, а также усидчивость и мелкая моторика.

        Формируется внимательность, упорство в достижении цели. Происходит способствование творческому поиску чего-то нового. Танграм учит терпению и последовательности.

       Танграм вдохновляет очень многих творческих натур из различных сфер деятельности человека и они берут его, как основу  для своих новых произведений.

       Закончить о танграме можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».

Таким образом, считаю, что задачи работы решены, цель исследования достигнута.

Интересные вам игры и побольше знаний полученных с интересом.

16 слайд:

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».

  Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...

мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"

Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...

Мастер-класс: "Использование "Логических блоков Дьенеша" в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников"

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок. Творческий пед...

Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»

laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...

Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...