Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Познавайка»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная программа «Познавайка» является программой познавательнойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад №81 «Островок» города Смоленска;

- Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №81 «Островок».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gorbunova.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №81 «Островок» города Смоленска


Принята на заседании

Педагогического совета

от «__»_______ 2023 г.

Протокол № __

Утверждаю:

И.о. заведующего

МБДОУ «Детский сад №81 «Островок»

_________ А.А. Зенченкова

Приказ № ___ от _________ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Познавайка»


Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Горбунова Екатерина Сергеевна, социальный педагог




Смоленск

2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Познавайка» является программой познавательнойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года №678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад №81 «Островок» города Смоленска;

- Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №81 «Островок».

Актуальность программы: ранний дошкольный возраст – уникальное время. Время развития ребенка во всех сферах. Важно поддерживать и стимулировать его интерес к изучению окружающего мира и себя в нем. В связи с тем, что сегодня у родителей едва ли есть много времени на занятия с детьми и уже у дошкольников накоплено много часов экранного времени, важно делать упор именно на развитие навыков познания окружающего мира и самого себя через непосредственную деятельность.

Возраст 3-5 лет сензитивный как раз к такому виду деятельности. Ребенок «впитывает» в себя как губка всё, что оказывается в поле его досягаемости. И важная задача взрослого – научить его познавать этот мир.

Новизна программы: Активная творческая, исследовательская и созидательная деятельность лежит в основе создания данной программы кружковой работы. Здесь минимум теории и основная часть информации познается напрямую через практическую деятельность. Совместную деятельность ребенка и взрослого и самого ребенка отдельно от всех

Адресат программы:младшие дошкольники в возрасте3-5 лет.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны дляотдельных категорий детей с ОВЗидетей-инвалидов.Это возможно,так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятийиспользуются здоровьесберегающиепедагогическиетехнологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технологияпедагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 32часа.

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий:1 раз в 2 недели по 20 минут.

Формы организации учебного процесса: очная.

Виды занятий:

- мастер-классы;

- мастерские;

- выставки;

- творческие отчеты;

- виртуальные экскурсии

Цель программы:развитие мышления младших дошкольников через различные виды деятельности, ознакомление с окружающим миром.

Задачи

- знакомить детей с окружающим миром, с природой;

- учить детей пользоваться различными творческими материалами;

- формировать у детей навыки общения;

- создавать условия для развития мышления детей;

- развивать исследовательское мышление.

Планируемые результаты

- дети владеют набором знаний о себе и об окружающем мире;

- дети знают различные творческие материалы;

- дети умеют создавать ситуации коммуникации в группе;

- дети знают и умеют играть в различные игры.

Условия реализации программы:

- кабинет, оснащенный партами, стульями, учебной доской;

- ноутбук;

- макеты, игрушки, картинки, плакаты;

- канцелярские принадлежности.

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в формеигры, педагогического наблюдения.

  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения;

  • Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Первыйучебный год

Давайте познакомимся

3

1

2

Творческая работа

Мир природы

5

1

3

Мини-проект

Сказочный мир

4

1

4

Игровые техники

Этот дивный мир

4

1

3

Выставка работ

Второй учебный год

1.

Осенняя пора

2

0,5

1,5

Выставка работ

2.

Зимушка зима

4

0,5

3,5

Творческая работа

3.

Снежные забавы

2

0,5

1,5

Игровые техники

4.

Мальчики и девочки

4

0,5

3,5

Выставка работ

5.

Весеннее чудо

4

0,5

3,5

Оформление уголка

Итого:

32

6,5

25,5

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Первый год обучения

Раздел 1. «Давайте познакомимся»

Занятие 1 «Трям, здравствуйте»

Теория: правила знакомства, вежливые слова.

Практика: игровые ситуации знакомства.

Занятие 2 «Привет, это я!»

Теория: имя и фамилия, повторяем вежливые слова.

Практика: город ладошек. Ладошка «Я и мой детский сад»

Занятие 3 «Детский сад»

Теория: как вести себя в детском саду.

Практика: сбор ладошек на большом ватмане, путешествие ладошек в гости друг к другу.


Раздел 2. «Мир природы»

Занятие 1. «Домашние животные»

Теория: кто такие домашние животные. Какие есть животные дома у каждого из нас. Как ухаживать за домашним животным.

Практика: визуальное знакомство с различными животными. Поделка котик из бумаги.

Занятие 2. «Животные с фермы»

Теория: что такое ферма. Какие там есть животные. Чем они полезны.

Практика: визуальное знакомство с различными животными. Клеим овечку из ваты, раскрашиваем красками шерстку.

Занятие 3. «Дикие животные»

Теория: кто такие дикие животные. Где они живут.

Практика: визуальное знакомство с различными животными. Распределение их по месту обитания. Пальчиковая гимнастика. Поделка мышка в норке (или медведь в берлоге).

Занятие 4. «Насекомые»

Теория: кто такие насекомые. Какие они бывают. Зачем они нужны.

Практика: поделка пчелка – пластилинография.

Занятие 5. «Деревья и цветы»

Теория: рассматриваем различные картинки деревьев. Дерево сезонов.

Практика: клеим дерево. Завершаем работу сборкой деталей.

Раздел 3. «Сказочный мир»

Занятие 1. «Репка»

Теория: про дружбу, про помощь друг другу.

Практика: инсценировка сказки.

Занятие 2. «Избушка на курьих ножках»

Теория: про страх, испуг.

Практика: кракозябрыизображаем телом и рисуем на бумаге.

Занятие 3. «Лисичка сестричка»

Теория: про хитрость, гибкость.

Практика: игра «пожалей», «жмурки»

Занятие 4. «Золотая рыбка»

Теория: про мечты и желания. Волшебные слова

Практика: игра «море волнуется…», игра «я хочу…»

Раздел 4. «Этот дивный мир»

Занятие 1. «Первые цветы»

Теория: говорим о весне, рассматриваем почки на деревьях, картинки первоцветов. Рассуждаем что такое весна.

Практика: аппликация «цветы для мамы»

Занятие 2. «Птичка невеличка»

Теория: рассматриваем плакат с птицами. Рассуждаем, что вернулись перелетные птицы, улетели те, что прилетали к нам на зиму.

Практика: закрепляем умение работать ножницами. Делаем перо птицы.

Занятие 3. «Огород и сад»

Теория: что такое сад и огород. Различия и сходства. Беседа.

Практика: лепка «первые листочки»

Занятие 4. «Скоро лето»

Теория: рассуждение о лете. О солнце и тепле. О каникулах.

Практика: комбинированная работа «солнца лучи».

Второй год обучения

Раздел 1. «Осенняя пора»

Занятие 1. «Осеннее дерево»

Теория: рассуждение о том, что такое осень. Почему она золотая и что случается осенью.

Практика: рисование в технике монотипии «Осенний лист»

Занятие 2. «Звери зимой»

Теория: читаем рассказ «зимовье зверей», обсуждаем кто как проводит зиму (меняет шерсть, готовит берлогу и т.д.).

Практика: аппликация «мишкина берлога»

Раздел 2. «Зимушка зима»

Занятие 1. «Скоро зима»

Теория: стихи про осень

Практика: готовим проектную работу. Рисуем фон.

Занятие 2. «Первый снег»

Теория: читаем стихотворение «Первый снег», обсуждаем.

Практика: рисуем клеим дерево на заготовку

Занятие 3. «Снежное покрывало»

Теория: рассматриваем снежинки, рассуждаем о том какие они красивые и разные, но все симметричные и очень холодные.

Практика: рисуем щеткой снег

Занятие 4. «Здравствуй, новый год!»

Теория: рассуждаем о том, что такое новый год, читаем об истории праздника

Практика: украшаем наше новогоднее дерево, завершаем работу.

Раздел 3. «Снежные забавы»

Занятие 1. «Снежный ком»

Теория: как получается снеговик, почему снег липкий и холодный

Практика: учимся играть в снежный ком, пальчиковая гимнастика.

Занятие 2. «Снежки»

Теория: снег, лёд, разные формы одного и того же – воды.

Практика: играем в снежки,пальчиковая гимнастика.

Раздел 4. «Мальчики и девочки»

Занятие 1. «Мальчики и девочки»

Теория: стихи и рассказы о мальчиках и девочках

Практика: творческая работа «Вот он/она я»

Занятие 2. «Буду как папа»

Теория: о папах и празднике 23 февраля

Практика: открытка

Занятие 3. «Буду как мама»

Теория: о мамах и празднике 8 марта

Практика: открытка

Занятие 4. «Весна, весна..»

Теория: читаем стихотворение «Весна, весна на улице..»

Практика: играем в игры

Раздел 5. «Весеннее чудо»

Занятие 1. «Праздник Пасхи»

Теория: о празднике Пасхи

Практика: аппликация «пасхальная корзина»

Занятие 2. «Праздник весны»

Теория: о характеристиках весны

Практика: аппликация ветка с почками, листиками и цветами

Занятие 3. «Праздник Родины»

Теория: о празднике 9 мая

Практика: лепка «флаг победы»

Занятие 4. «Праздник детства»

Теория: рассуждаем о детях и взрослых

Практика: «город ладошек»

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

Первый год обучения

Октябрь

Трям, здравствуйте

20 минут

Творческая работа

Октябрь

Привет, это я!

20 минут

Ноябрь

Детский сад

20 минут

Ноябрь

Домашние животные

20 минут

Мини-проект

Декабрь

Животные с фермы

20 минут

Декабрь

Дикие животные

20 минут

Январь

Насекомые

20 минут

Январь

Деревья и цветы

20 минут

Февраль

Репка

20 минут

Игровые техники

Февраль

Избушка на курьих ножках

20 минут

Март

Лисичка сестричка

20 минут

Март

Золотая рыбка

20 минут

Апрель

Первые цветы

20 минут

Выставка работ

Апрель

Птичка невеличка

20 минут

Май

Огород и сад

20 минут

Май

Скоро лето

20 минут

Второй год обучения

Октябрь

Осеннее дерево

20 минут

Выставка работ

Октябрь

Звери зимой

20 минут

Ноябрь

Скоро зима

20 минут

Творческая работа

Ноябрь

Первый снег

20 минут

Декабрь

Снежное покрывало

20 минут

Декабрь

Здравствуй, новый год!»

20 минут

Январь

Снежный ком

20 минут

Игровые техники

Январь

Снежки

20 минут

Февраль

Мальчики и девочки

20 минут

Выставка работ

Февраль

Буду как папа

20 минут

Март

Буду как мама

20 минут

Март

Весна, весна…

20 минут

Апрель

Праздник Пасхи

20 минут

Оформление уголка

Апрель

Праздник весны

20 минут

Май

Праздник Родины

20 минут

Май

Праздник детства

20 минут

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

- ФГОС ДО;

- УМК «От рождения до школы»;

- основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

Дидактический материал:

- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»;

Наглядный материал

- виммельбухи соответствующей занятию тематики;

- плакаты и наглядные пособия;

- игрушки и дидактические игры.

Методы обучения

- проект;

- игра;

- беседа, обсуждение;

- творческая работа.

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностного обучения;
  • проектного обучения.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.)

VI. ЛИТЕРАТУРА

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы / Мозаика-синтез, 2016г.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)
  4. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет)
  5. Наглядно-дидактический материаил «Мир в картинках» / «мозаика-синтез», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Монитор - чик""

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Монитор - чик» имеет познавательную направленность. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применен...