План самообразования
материал

Необходимо знать и учитывать возрастные особенности каждого ребенка. Ведь разработанная учителем дидактическая игра будет интересной и занимательной только тогда, когда он закрепит пройденную тему на уроке. Несомненно, дидактические игры очень важны для психического воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника развиваются качества, необходимые для успешного психического развития, воспитывается умение сосредотачиваться на том, что ему показывает и рассказывает педагог. Развитие концентрации внимания и способности к подражанию является необходимым условием приобретения детьми знаний и умений. Это одна из важнейших задач, которую необходимо решать во время дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_somoobrazovaniya_ispravleno_ot_06.12.2023.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

План по самообразованию педагога

Тема «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

на 2023-2024 учебный год.

                                                                                                                               Выполнила: воспитатель Д.В. Царан

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Успех его дальнейшего образования зависит от того, насколько хорошо и своевременно ребенок будет подготовлен к школе. Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Она не только "приводит разум в порядок". Ее изучение способствует развитию речи, воображения, красноречия, эмоций; формирует терпение, аккуратность, настойчивость и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческий потенциал личности.

Главная задача занятий – дать ребенку чувство уверенности в себе, основанное на том, что мир упорядочен и, следовательно, понятен, а значит, предсказуем для человека. Но давайте не будем забывать, что не все дошкольники легко усваивают эту науку. У некоторых детей нет желания изучать математику. Но дошкольники готовы играть каждую минуту, даже в дидактические игры! В конце концов, лучший способ для дошкольников учиться - это играть.

Необходимо знать и учитывать возрастные особенности каждого ребенка. Ведь разработанная учителем дидактическая игра будет интересной и занимательной только тогда, когда он закрепит пройденную тему на уроке. Несомненно, дидактические игры очень важны для психического воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника развиваются качества, необходимые для успешного психического развития, воспитывается умение сосредотачиваться на том, что ему показывает и рассказывает педагог. Развитие концентрации внимания и способности к подражанию является необходимым условием приобретения детьми знаний и умений. Это одна из важнейших задач, которую необходимо решать во время дидактических игр.

Проблема: Математика - один из самых сложных учебных предметов. Поэтому одной из важных и значимых задач учителя и родителей является развитие интереса ребенка к математике в дошкольном возрасте. Ознакомление с этим предметом в игровой и занимательной форме поможет ребенку в будущем быстрее и легче усвоить школьную программу. Максимального эффекта в изучении математики можно достичь с помощью дидактических игр.

Цель: обучать детей основам математики через дидактическую игру, развивать интеллектуальные способности.

Задачи:

1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.

2.Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета, формы.

3.Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.

4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

Что было сделано для решения, поставленных задач с детьми:

1. Изучение необходимой литературы.

2. Оформление в группе: «Математического уголка»

3. Изготовление картотеки дидактических игр по математике.

4. Развитие навыков самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.

5. Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.

6. Развитие у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.

7. Приобщение к предмету в игровой форме.

Решение поставленных задач с родителями: в работе с родителями использовались беседы, папки-передвижки: «Дидактические игры в детском саду и дома». Консультации для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика дома», «Математика в повседневной жизни», «Роль дидактической игры в детском саду и дома».

Ожидаемый результат:

  • У детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

- формирование элементарных математических представлений.

  • У воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика».

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;

Посещение НОД у воспитателей своего ДОО;

Посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;

Перспектива: повышение вашего теоретического уровня, профессиональных навыков и компетентности.

На всех этапах дошкольного детства игровой метод играет важную роль в классе. Следует отметить, что "обучающая игра" (хотя слово "обучение" можно считать синонимом слова "дидактический") подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепление или повторение уже полученных знаний.

Дидактические игры и игровые упражнения широко используются на уроках и в повседневной жизни. Организуя игры вне занятий, они закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное, учебные и игровые задачи решаются одновременно. В некоторых случаях игры несут основную образовательную нагрузку. Вот почему учителям следует широко использовать дидактические игры и игровые упражнения на уроках и в повседневной жизни.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных заданий. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических понятий определяется возрастом детей, целью, предназначением и содержанием урока. Его можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи по формированию идей. В младшей группе, особенно в начале года, весь урок следует проводить в игровой форме. Дидактические игры также уместны в конце урока, чтобы воспроизвести и закрепить то, что было усвоено ранее.

Различные дидактические игровые упражнения, занимательные по форме и содержанию, широко используются при формировании математических представлений у детей. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычной постановкой задачи (найти, угадать), неожиданностью изложения ее от лица какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактических игр по их структуре, назначению, уровню самостоятельности детей и роли педагога. Как правило, они не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическое задание, правила, игровые действия). Их цель - упражнять детей с целью развития навыков. В младшей группе обычным развивающим упражнениям можно придать игровой характер, а затем их можно использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Учитель проводит упражнение (дает задание, контролирует ответ), при этом дети менее самостоятельны, чем в дидактической игре.

Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры для плоскостного моделирования (Пифагор, Танграм и др.), логические игры, шуточные задания, кроссворды, головоломки, развивающие игры. Несмотря на разнообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этому также способствуют игровые упражнения на поиск недостающей фигуры в ряду.

Дидактические игры для формирования математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми и родителями.

Перспективный план с детьми на 2023-2024 учебный год

Месяц

Неделя

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Дидактическая игра "Геометрическое лото".

 Беседа "Как люди учились считать".

 

Конструирование "Башни для принцесс"

"Счетные палочки, или придумываем палочки-выручалочки".

Математическое развлечение "Игры с лисой"

1. Консультация "Развивающие игрушки".

2. Консультация "Обучение ребенка математике". "Как заинтересовать ребенка строительными блоками".

3. Рекомендации по созданию игр с математическим содержанием. Дидактическая игра "Разукрась варежку"

4. Найдите числа в окружающем пространстве. "Семейство геометрических фигур".

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дидактическая игра "Собери из треугольников". Геометрические фигуры в загадках.

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на поезде"

Дидактическая игра "Давай купим пуговицы".

Игры с крышками от бутылок: "Подбери колеса для машины".

1. Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики.

2. Методические рекомендации "Игры и упражнения для развития мелкой моторики".

3. Анкета для родителей "Математика для развития вашего ребенка", консультация "Играйте с детьми в цифры".

4. Консультация для родителей "Давай поиграем, мама!"

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дидактическая игра «Построй ворота».

Беседа «Где мы встречаем цифры».

Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы».

Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад»

1. Тест с родителями "Что мы знаем о математике". Предложите детям прочитать "Стихотворение о дырочках".

2. Разработка дидактических пособий по FEMP. Рекомендации по созданию игр с математическим содержанием.

3. "Что мы видим на прогулке".

4. Предложите своим родителям сделать "Бусы для Маши".

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Дидактическая игра "Посчитай - не ошибись!". Конструирование из кубиков.

Сказка "Лягушка-лягушонок"

Дидактическая игра "Построим башенки".

 Сюжетно–ролевая игра "Зоопарк". Игровое упражнение "Где дорожка длиннее" Дидактическая игра: "Где игрушка".

Сказка С. Иванов "Незнайка Зайчик". Забавная история с Буратино. Игры с крышками от бутылок "Воздушные шарики".

Рисование геометрических фигур на снегу. Мы делаем различные фигуры из счетных палочек

Беседа "Когда это произойдет" - части дня

1. Предложите детям математические задачи.

2. Консультация для родителей "Поиграйте с детьми в цифры".

3. Рисуем геометрические фигуры дома. Минута физкультуры "На болоте".

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Сказка С. "Заяц Банни" Иванова. Забавная история с Буратино. Игры с крышками от бутылок "Воздушные шарики".

Рисование геометрических фигур на снегу. Изготовление различных фигурок из счетных палочек

Беседа "Когда это случится" - части дня

1. Консультация "Обучение ребенка математике".

2. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: "День Маши" - части дня.

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сюжетно–ролевая игра "Мы строители". Беседа "По дороге в детский сад". Минута физкультуры "На болоте"

Аппликация по составлению геометрических фигур "Кораблик для папы". Чтение сказок дома. "Незнайка Зайчик" Иванова. Счетные книжки с иллюстрациями

Загадываем математические загадки.

Дидактическая игра "Один - много". Игровое упражнение: "Снеговик и снежинки" Лепим различные фигуры из счетных палочек.

1. Нарисуйте дом с помощью "Контурной штриховки", дизайн "Давайте построим башенки".

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Аппликация из геометрических фигур "Цветок для мамы" Дидактическая игра: "По какому мосту катится колобок".

Сюжетно-ролевая игра "Пойдем в гости к Солнышку". Веселый рассказ с Буратино. Занятие по физкультуре "Аист, длинноногий аист".

Забавный рассказ с Буратино. Беседа "По дороге в детский сад". Рассматривание иллюстраций о частях дня.

Дидактическая игра "Кто быстрее свернет ленту?". Чтение с иллюстрациями Беседа "Сравнение предметов мебели"

1. Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна».

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.

Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает»

Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы»

Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Собираем шишки»

 Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор».

Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»

Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели»

1. Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. "Помоги мне найти верблюжью юрту"

2. "Как научить детей определять свойства предметов".

3. Консультация для родителей

"Как заинтересовать ребенка конструированием кубиков" Физкультминутка "Аист, длинноногий аист".

4. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Список используемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

11. А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

12. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

13. Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...