Опыт работы «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Ауесова Елена Алексеевна

Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_opyt_raboty.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Нравственно - патриотическое воспитание детей

младшего дошкольного возраста»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Актуальность темы:

Хоть дети ещё и маленькие, очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Нравственные качества разовьются у ребенка, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Для выполнения поставленных задач мы разработали перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Для детей

Воспитанники должны :

• Знать имя, отчество родителей.

• Знать, где работают их родители.

• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

• Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

• Знать название своего города, название некоторых улиц.

Для педагога

Создать развивающую среду в группах детского сада. Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическому воспитанию и ознакомлению детей раннего возраста. Организация взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно - патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с раннего возраста.

Технология опыта.

Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми раннего дошкольного возраста.

Работая по данной теме, мы составили перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того,чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, мы использовали различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.

Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на разделы :

1. «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряжения и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Большую роль в воспитании нравственных художественная литература: Например при чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомили детей с трудом врачей, а в первую очередь обращали их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делали на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Вместе с детьми играли в дидактические игры«Чей малыш»«Назови ласково»«Мамины помощники»«Собери картинку»С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры«Лохматый пес»«Собачка Жучка»«Воробушки и автомобиль»«Карусель»«Кто быстрее до флажка?»«Курочка-хохлатка», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому. Изготовили открытки для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Проводили беседы «Моя семья»«Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейный альбом.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года мы привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

2 .«Мой детский сад».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала мы организовали знакомство детей со своей группой. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы.

Была проведена экскурсия в прачечную с целью познакомить детей с профессией прачки (познакомить с некоторыми принадлежностями и их назначением, Ольга Ивановна рассказала детям, для чего необходимы стиральные машины и утюги в детском саду.

Также на прогулке мы наблюдали и побеседовали с Петром Сергеевичем, нашим дворником, он тоже показал свои атрибуты и оъяснил важность своей работы. Провели экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных местах детского сада. В ходе экскурсии напомнили правила бережного отношения к растениям и животным.

3блок «Мой родной город»

Детям раннего возраста трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.

Работа по воспитанию любви к родному городу проводится в виде бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания (магазины, детский сад, школа). Объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер.

К жизни своей родины малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.

Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркиваем, что все это придумал, сделал русский народ.

Изготовили и познакомили с макетом «русской печи», её атрибутами, её значением в каждом доме, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям. А также с мини – музеем «Народная игрушка - матрёшка» дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны.

Представление о деревянной, соломенной, тряпичной игрушке, способах изготовления соломенной игрушки дети рассматривали в выставке «Соломенная игрушка».

Созданы для индивидуальной работы и бесед альбомы «Моя семья»«Мой детский сад»«Профессии»«Кто что делает?» для ознакомления. Для развития нравственно – патриотических знаний дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Мной разработаны такие проекты как : «Лесная Красавица» - в этом проекте я старалась развивать интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; расширять кругозор детей; «Наши соседи - домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных, их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними животными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому. В ходе работы над проектом «Моя мамочка самая - самая…» закрепила знание детьми имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уважения к самому дорогому человеку на земле - маме. Действующий ещё проект «Краски осени» формирует бережное отношение к окружающей природе; дает элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей раннего возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр.

В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.

Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Мною для родителей были подготовлены консультации«Какие игрушки нужны малышу»«Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей раннего возраста».

6. Результативность опыта.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям

взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.

-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»

Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...