План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
рабочая программа

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ Бажинская ООШ

Новосибирская область, Маслянинский район

План работы по самообразованию

Тема: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Воспитатель первой категории :

Меновщикова Нина Николаевна

2022-2023 г

Цель : развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.

 Задачи для достижения поставленной цели:

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Улучшить общую двигательную активность.
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.  

Стратегия работы :

 Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

 I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают разучивание пальчиковых игр под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

 II этап – диагностический

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

 III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки


Форма отчётности:

  1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
  2. Провести анкетирование родителей.
  3. Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня).

Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми.

Работа с родителями- консультации и беседы.

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики»

Аннотация на методическую литературу

Картотека

Октябрь

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Ноябрь

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи  и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»

Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»

Тематическое родительское собрание.

Декабрь

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Январь

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр

Мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Памятки и буклеты

Февраль

Систематизация знаний по изучаемой теме

Разработка конспектов по теме «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры»

Размещение материала на личном сайте воспитателя

Март

Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Апрель

Приобщить родителей к организации игр,  в семье и в детском саду

Организация выставки книг и пособий для родителей по теме

Открытое занятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста «Весенние приключения»

Май

Подведение итогов

Анализ работы по теме самообразования

Отчет


                                                                     СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

5. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

6. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

7. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

8.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

9. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

6. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

7.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

8. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

9. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

10. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

Птицы

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

5. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

6."Крылышки для птички" упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок)

7. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Инструменты

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

5. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

6."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

7. Работа с тактильной дощечкой из спичек

Одежда 
Обувь

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

5.Разложи пуговицы по цвету

6. Работа со шнуровками

7. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

8.Пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Город

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

Транспорт


1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

Дикие животные зимой

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь

Зима, зимний лес

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина


                                                               
ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги ( детям надо определить где мама, где детеныш)

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

5."Собери семью" наложи трафарет на контур

6."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

7."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

8. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

Птицы зимой


1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Семья

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. "Научим дочку шнуровать ботинки"

8. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

9. Самомассаж ладоней

Профессии

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

5. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

6."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

7."Собери машину" из геометрических фигур

8."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мамам

1. Изготовление подарка для мамы

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

Начало весны

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Игрушки

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

5. Штриховка и обводка по контуру игрушек62. Пальчиковый театр "Репка"

7. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

8.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Одежда

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

5. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

Дикие и домашние животные

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

Птицы весной

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

Растительный мир

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее


                                                           
МАЙ

Труд весной на даче

1."Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

5."Строим дачный дом" из конструктора

6."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

7. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

Мы подросли и повзрослели

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1


Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

ФЛАЖОК

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

ЛОДКА

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням ( как ковшик).            

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

ГРАБЛИ

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.



 

 

 

Литература:

  1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
  2. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
  4. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
  5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  8. Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

План По самообразованию  «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».Актуальность.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, сви...