Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста
презентация

Карина Дмитриевна Ломидзе
1.Актуальность исследования, цели, задачи, гипотеза, объект, предмет.
2.   Основные понятия агрессии (определения, виды, исследования)
3.Эмпирическое исследование (база практики, диагностика исследования, результаты, выводы, заключение)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста Выполнила: Ломидзе К. Д. Саратов 2015

Слайд 2

Содержание Актуальность исследования, цели, задачи, гипотеза, объект, предмет. Основные понятия агрессии (определения, виды, исследования) Эмпирическое исследование (база практики, диагностика исследования, результаты, выводы, заключение)

Слайд 3

Актуальность проблемы: Актуальность данной проблемы заключается в том, что она является наиболее важным вопросом современности. Главной задачей, в наше время, является формирование у детей, с первых лет жизни, нравственных и моральных ценностей. Данной проблематикой занимались некоторые из психологов: Долгова А.Г., Фурмонов И.А., Калягина Е.А., Реан А.А. и др.

Слайд 4

Цель и задачи. Целью является изучение агрессивности у дошкольников. Задачи : Изучить агрессивность дошкольников Интерпретировать полученные результаты.

Слайд 5

Объект, предмет, гипотеза. Объект исследования – агрессивность. Предмет – агрессивность дошкольников. Гипотеза – начало проявления агрессивных тенденций наблюдается у детей дошкольного возраста.

Слайд 6

Исследовательская база. Дошкольники – 30 человек, 4-5 лет.

Слайд 7

Известные определения агрессии Агрессивность – это свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. (Долгова А.Г .) Агрессия (от лат. aggression - нападение) определяется, как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда. (Изард К.Е .) По-мнению С.Ю. Головина, агрессивность понимается, как устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Он утверждает, что уровни агрессивности являются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы.

Слайд 9

Существуют различные виды агрессии Басс А. разделяет агрессию на прямую и косвенную. Прямая агрессия устремлена конкретно против личности, косвенная же наоборот, направлена на причинение вреда окружению данной личности или её вещам. С точки зрения Г. Паренса , агрессия делится на недеструктивную и враждебную деструктивную. Первая характеризуется, как настоятельное самозащитное поведение, имеющее какую-либо цель. Механизмы данной агрессии являются врожденными и служат для адаптации. Второй вид агрессии представляет собой умышленное причинение боли с целью получения от этого действия удовольствие.

Слайд 10

Так же агрессию различают: • по направленности на объект: гетероагрессия (на окружающих) и аутоагрессия (на себя); • по причине появления: реактивная (ответная реакция на наружный раздражитель) и спонтанная (возникает на основе внутренних импульсов); • по целенаправленности: инструментальная (является орудием достижения определённого результата) и целевая (продуманное действие одного субъекта с целью причинения вреда другому субъекту); • по форме проявления: вербальная (угроза, выраженная словами), экспрессивная (угроза, сопровождающаяся жестами или мимикой), физическая (применение силы для нанесения физического и морального вреда).

Слайд 11

Э. Фромм классифицировал агрессию на два типа: ­1. доброкачественная (содействующая поддержанию существования); ­2. злокачественная (не связанная с сохранением жизни).

Слайд 12

И.А. Фурмонов рассматривал развитие агрессивности в детском возрасте. Он утверждал, что причиной агрессии являются импульсивные приступы упрямства детей. Чаще всего это гнев или злоба, сопровождающееся воплями и драчливостью. Как утверждает И.А. Фурмонов , появление агрессивного поведения вызвано состоянием фрустрации, дискомфорта или беспомощности. Агрессивное поведение можно назвать условным, так как у ребёнка нет цели, причинить ущерб окружающим.

Слайд 13

С помощью исследования И.А. Фурмонова были установлены следующие ситуативные предпосылки агрессивности: 1. Оценка другими людьми. Экспериментально было доказано, что присутствие посторонних лиц, может либо усилить, либо ослабить агрессию ребёнка.

Слайд 14

2. Намеренность агрессии. Человек, зная о том, что у его собеседника есть враждебные намерения (хотя никакого акта нападения не было), сам порой начинает проявлять агрессию. Он начинает злиться заведомо думая, что собеседник настроен только на негативное действие.

Слайд 15

3. Восприятие агрессии. Сейчас существует множество телепередач и фильмов ужасов со сценами насилия, которые способствуют тому, что дети становятся более агрессивными и жестокими. Поведение главных героев выступает, как образец, которому можно подражать.

Слайд 16

4. Желание возмездия. То есть желание ребёнка отомстить, которое может быть явным, косвенным или в фантазиях. Когда ребёнок наблюдает за тем, как страдает другой человек, реакция гнева начинает ослабевать, а потребность в агрессии считается удовлетворённой.

Слайд 17

Итак, дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – это этап психологического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом. Обычно в данном возрасте рассматривают 3 периода: младший (3-4 лет); средний (4-5 лет); старший (5-7 лет). Ведущей деятельностью данного возраста является игра. Помимо игры для дошкольного возраста так же характерно: конструирование, рисование, лепка и т.п.

Слайд 18

Ещё дошкольный возраст определяется, как время формирования личности и личностных механизмов поведения. Ребёнок переключается от импульсивного, ситуативного к личностному поведению. Образцом поведения является результат действия, которое проявляется в рисовании и конструировании: от подражания ребёнок переходит к созданию собственных замыслов.

Слайд 19

Дошкольный возраст характеризуется так же развитием воображения и наглядно-образного мышления. Для общения дети выбирают сверстников, дают оценку поступкам и качествам людей. Возраст от 3 до 6-7 лет лучше всего подходит для развития способностей, усвоения умений и знаний у ребёнка, так как обучение и воспитание в этом возрасте является традиционным направлением в педагогике. Но, не стоит забывать о том, что в данном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому формы и методы обучения строятся так, чтобы ведущая роль отводилась непроизвольному запоминанию.

Слайд 20

Эмпирическое исследование

Слайд 21

1.Тест «Кактус» используется для выявления состояния эмоциональной сферы ребёнка, обнаружение наличия агрессии, а так же её направленности и интенсивности. Тест предназначен для детей старше 4-х лет . Для диагностики агрессивности дошкольников и младших школьников использовались две методики: тест «Кактус» М.А. Панфилова и проективная техника «Три дерева».

Слайд 22

В технике «Три дерева» каждый цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов, наследуемых и формирующихся при жизни. На принципе сгущения формируется символообразование . Чаще всего в элементе рисунка проявляются символические отражения событий, произошедших с ребенком.

Слайд 23

Рис. 1. Сравнительная диаграмма дошкольников.

Слайд 24

Таким образом, две эти возрастные группы делятся на агрессивных и неагрессивных. Что касается дошкольников, то проявление агрессии было зафиксировано у 12 детей (80%), у 3 детей (20%) агрессии не обнаружено.

Слайд 25

Рис. 2. Сравнительная диаграмма дошкольников.

Слайд 26

Таким образом, экстеровертированных дошкольников (6 человек – 40%), интеровертированных (6 человек – 40 %). Экстеровертированных дошкольников можно разделить по направлению агрессии (на себя или на других). Агрессия, направленная на себя, зафиксирована у 3 детей (20%) и у 20% экстеровертированных дошкольников установлена агрессия, направленная на других. Поэтому же принципу разделим интеровертированных агрессивных дошкольников. В этом случае получается, что у 1 человек (6,7%), агрессия направлена на себя и соответственно у 5 человек (33,3%), агрессия направлена на других.

Слайд 27

Рис. 3. Сравнительная диаграмма дошкольников по направлению агрессии ( аутоагрессия ).

Слайд 28

Следующая группа детей – неагрессивные. Их можно разделить на интеровертированных (2 человека –13,3%) и на экстеровертированных (1 человек – 6,7%) дошкольников. И 6 (40%) интеровертированных неагрессивных младших школьников.

Слайд 29

Рис. 4. Сравнительная диаграмма дошкольников по направлению агрессии.

Слайд 30

С помощью методики «Три дерева» было выявлено, что у 19 (95%) дошкольников скрытая агрессия, и только в 1 ребёнка (5%) нет скрытой агрессии, но есть агрессия по отношению к сестре, либо со стороны сестры.

Слайд 31

На основе данного исследования можно сделать следующие выводы:

Слайд 32

1) Методика «Кактус» даёт более точную информацию о наличии или отсутствии агрессии у детей. «Три дерева» же даёт информацию лишь о наличии агрессивности ребёнка по отношению к члена семьи, либо о наличии скрытой агрессии.

Слайд 33

2) Если брать методику «Три дерева», то обязательно её нужно связывать с тестом «Кактус». Это нужно для того, чтобы выявить, является ли семья причиной агрессии у ребёнка.

Слайд 34

4) Согласно результатам, можно предположить, что агрессивность дошкольников связана, как с высокой общительностью (экстраверты), так и с низкой (интроверты). Так как экстеровертированных и интеровертированных детей равное количество, для проявления агрессии не имеет значения открытый ребёнок или нет.

Слайд 35

Выводы: Большинство дошкольников склонны к агрессии в силу своих возрастных особенностей. Выделяются агрессивные экстеровертированные и интеровертированные дошкольники. У половины эктеровертированных дошкольников, агрессия направлена на себя, у другой половины дошкольников на других. У большинства интеровертированных дошкольников агрессия направлена на других. Выделяются неагрессивные интеровертированные дошкольники.

Слайд 36

Заключение Данное исследование подтверждает, что проблема детской агрессии является одной из центральных проблем современности. Причиной же этой агрессии могут быть, как личные причины (неуверенность в себе), так и семейные (проявление агрессии по отношению к одному из членов семьи). Так же возрастание тенденций к агрессии у детей происходит с демонстрацией на телевидении сцен убийств, насилия и пр. Причём, дети, видя такое, пытаются подражать героям, считая их действия нормой. Итак, в данном исследовании агрессия рассматривалась, как свойство личности, заключающаяся в готовности нанеси вред человеку и тем самым удовлетворить свою потребность. Например, подтверждение своей значимости в группе. Возникновение агрессивного поведения происходит из-за неправильного воспитания, как в семье, так и в школе или детском саду. Ведь именно там происходит социализация ребёнка.

Слайд 37

Список используемой литературы: 1 . Головин С.Ю. Словарь практического психолога. (http://vocabulary.ru) 2. Долгова А.Г. «Агрессия в младшем школьном возрасте». 2009 г. Издательство «Генезис». 211 с. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия . СПб: Питер, 2001. 352 4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с. 5. Эрих Фромм . Анатомия человеческой деструктивности . Издательство: АСТ, 2004, 635 с. 6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. (http://www.gumer.info) 7. http://adalin.mospsy.ru – 6.12.2012 8. Фурманов И. А. Детская Агрессивность. Психодиагностика И Коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование процесса вовлечения детей дошкольного возраста в музыкально-ритмическую деятельность с учётом их возрастных особенностей.

Для грамотной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.Итак, рассмотрим основные критерии психофизиол...

Статья на тему: «Проблемы агрессивности в дошкольном возрасте».

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети ещё только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут своё место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний,...

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики....

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....

Проблема агрессивности детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов по проблеме агрессивности детей дошкольного возраста...

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, дол...