Статья на тему: «Проблемы агрессивности в дошкольном возрасте».
статья на тему

Тимофеева Оксана Владимировна

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети ещё только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут своё место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Оксана Владимировна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 2» г. Балаково Саратовской области

Статья на тему:

«Проблемы агрессивности в дошкольном возрасте».

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети ещё только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут своё место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
1. Врожденным побуждениям и задаткам;
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. Познавательным и эмоциональным процессам;
4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

 Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время всё больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели. В чём причина? Откуда столько зла в наших детях? Как, к примеру, уже в первом классе узнают, что одного из них можно систематически мучить, а в четвёртом классе устраивают уже настоящую охоту за жертвой?

Прежде чем мы ответим на эти вопросы, заметим: психологическая проблема не столько в агрессивной компании, сколько в самом «жертвенном агнце» - ребёнке, который всё сносит и этим вызывает и усиливает агрессивность остальных. С точки зрения психологов и психиатров, гораздо труднее решить вопрос с забитыми детьми, чем с забияками и задирами. Но вернёмся к «злым», агрессивным детям.

Итак, несколько слов о понятии агрессивности. Оно имеет широкое значение и не сводится только лишь к акту физического насилия, а означает атакующую направленность нашей энергии против чего- либо.

Мужчины агрессивнее женщин. Это биологическая данность.

С дошкольного возраста отношение мальчиков к окружающему миру более агрессивно, их игры школьном возрасте – боевые, состязательные, соревновательные. В конце концов все спорные соревнования – не что иное, как цивилизованная, подчинённая определённым правилам форма агрессивного поведения.

Вот мы и подошли к ответу на главный вопрос: что такое «злое», агрессивное озорство?

Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, разряжающейся «нецевилизованно», «асоциально», то есть в дикой форме, для достижения каких – то сиюминутных целей. Что – то надо отнять, вынудить отдать, хочется похвастаться тем, что противник побеждён, испытать гордость за удачно осуществлённую месть.

Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребёнка.

Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.

Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию (спортивные секции, кружки…)

Вторым источником детской агрессии является подавленность, напряжённость, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьёзнее и неприятнее.

Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.

Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся.

Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко этим обнажается семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребёнком поступок, в котором он не может признаться.

В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.

Есть и третий источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворённость ребёнка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность.

Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии

 Эмоциональное оскуднение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребёнок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребёнка.

Одним из выходов в сложившейся ситуации могут быть домашние животные. Чтобы жить среди людей, ребёнку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться  с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, налаживать отношения с людьми.

Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима  детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. Замкнутым, робким, нерешительным детям кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребёнком животные сглаживают одиночество, забирают часть тревог, особенно когда родители заняты своей жизнью.

 Психолог Р. Интересный эксперимент в группе тревожных, агрессивных, конфликтных детей: в течение месяца приносила кошку Дусю. Дуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение в группе. Решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чём больше нуждается ваш ребёнок, какие у него проблемы?  У кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки – умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Медики считают, что присутствие в доме домашних животных разряжает напряжённость, снимает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребёнка богатый положительный эмоциями окружающий мир:

- внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребёнку;

- искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;

- совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;

- уход за домашними животными;

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с ребенком, но и с его родителями.

Использованная литература:

1. Кокшарова О.Н. Родительское собрание на тему "Детская агрессия" // Токарь И.Е. 2. Детская агрессивность: истоки и способы предупреждения // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Проблемы певческого воспитания в дошкольном возрасте"

статья на тему: "Проблема певческого воспитания  в дошкольном возрасте"...

Статья по социально - коммуникативному развитию по теме: " Застенчивые и агрессивные дети дошкольного возраста"

В статье раскрываются вопросы и проблемы застенчивых и агрессивных детей дошкольного возраста, а также признаки застенчивости и агрессивности, манера поведения таких детей. Даны рекомендации по работе...

Статья по теме «Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с агрессивными тенденциями поведения»

   В современной литературе актуальной задачей является проблема помощи детям дошкольного возраста с агрессивными тенденциями поведения, но не только на основе коррекции их поведения,...

Рекомендации для родителей инструктора по физической культуре на тему "Проблема ориентирования у детей дошкольного возраста".

В статье даются рекомендации родителям о том, как научить ребенка различать право и лево в обыденной жизни....

Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка посвященная  феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, корре...

Статья на тему: "Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

В данной статье представлена характеристика понятия «эстетического воспитания» и «эстетика», так же представлены особенности эстетического воспитания и формы...