Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда"
материал

Васильева Марина Борисовна

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда как «поисковое поле» ребенка-дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица» Воспитатель: Васильева М.Б.

Слайд 2

Влияние развивающей среды на ребенка-дошкольника Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. ( Концепция дошкольного образования )

Слайд 3

Факторы развития личности

Слайд 4

Пространство, создающее наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (ребенок)

Слайд 5

Компоненты развивающей среды группы

Слайд 9

Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС

Слайд 11

Формы работы

Слайд 12

Методы и приемы работы

Слайд 13

Поисковое поле - это среда, в которой ребенок

Слайд 14

Дидактическое обеспечение «Уголка открытий» Базовые пособия Творческие пособия Алгоритм решения проблемной ситуации» «Книга про Мишу и Костю» Схема «Источники знаний», «Приборы-помощники», алгоритмы «Работаем с книгой», «Знания через общение», «Работаем с компьютером», «Знание через телевидение». «Копилка решенных проблем», «Доска успеха» , «Дерево успеха» Схема «Решаем проблемы вместе», Карточки исследователей «Сундучок подсказок» Пособие «Словарик первооткрывателей» Пособие «Летопись открытий» Картотека проблемных ситуаций по образовательным областям Нарисованные детьми «Правила работы с зонах поиска»

Слайд 15

Алгоритм решения проблемной ситуации постановка проблемы; актуализация знаний; выдвижение гипотез, предположений; проверка решения; введение в систему знаний.

Слайд 16

Схема «Источники знаний»

Слайд 17

Алгоритм «Работаем с книгой»

Слайд 18

Схема «Решаем проблемы вместе» постановка проблемного вопроса; актуализация знаний; выдвижение предположений; проверка решения; введение в систему знаний.

Слайд 19

Пособие «Словарик первооткрывателей»

Слайд 20

«Копилка решенных проблем», «Доска или дерево успеха»

Слайд 21

«Сундучок подсказок»

Слайд 22

Карточки исследователей Предмет тонет в воде – не тонет в воде Материал впитывает воду – не впитывает воду

Слайд 23

Доска выбора

Слайд 25

Формы организации проблемного обучения Индивидуальные формы Групповые формы выполнение проблемного задания в уголке открытий решение проблемной ситуации по схеме-алгоритму работа по схеме «Источники знаний» «Алгоритм решения проблемной ситуации работа с карточкой исследователя работа по схеме «Решаем проблемы вместе» морфологический анализ опытно-экспериментальная деятельность, экологические акции работа в тетрадях на печатной основе создание «Копилки решенных (нерешенных) проблем» «Доска успеха», создание «Летописи открытий» конструирование

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

 «Развивающая предметно-пространственная среда как «поисковое поле» ребенка-дошкольника»

Слайд 2

В Концепции дошкольного образования сказано, что организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. В связи с этим, особое значение в дошкольных учреждениях придается развивающей предметно–пространственной игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Слайд 3

Наряду с игрой, ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне без предметной среды. Деятельность осуществляется и развивается только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые для разнообразных способов действий. Сокращение или полное лишение ребенка необходимых развивающих предметных сред лишает его возможности удовлетворять основные потребности (психофизиологические и социальные). В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия, а влечение занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление. Поэтому создание предметно-развивающей среды - важнейшее условие благоприятного всестороннего, гармоничного развития ребёнка.

Слайд 4

Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной активности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-окружение, в которой пребывает ребёнок и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.

Слайд 5

Развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта

 Слайд 6

Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно  быть удобно в этой предметной среде.

Слайд 7

Таким образом, развивающая среда является одним из эффективных  условий формирования и развития познавательного интереса у детей  дошкольного возраста как в ходе совместной со взрослым, сверстниками, а затем в  самостоятельной познавательной деятельности. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Слайд 8

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, выбирать средства и способы её достижения, делать собственные умозаключения, личные открытия, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной  цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Формирование данных навыков и умений эффективно осуществляется именно в  таком компоненте развивающей среды, как «Поисковое поле» - место интересных открытий, находок,

9 слайд

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей:

— Социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

10 слайд

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей? (Ответы)

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

11-12 слайд

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,

формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики».

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение — главный аргумент

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. 

Главная задача воспитателя —. Научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

(Информация  Познавательное развитие в ДОУ по возрастам раздать каждой группе

13 слайд

Попробуем рассмотреть развивающую предметно-пространственную среду, как поисковое «поле» ребенка. Это среда, в которой ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. С помощью «поискового поля» воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам становится «открывателем» новых знаний.

14 слайд

Работа организуется по технологической цепочке требует дидактического обеспечения. С этой целью оборудуются:  уголки открытий, которые оснащаются базовыми (сопровождающими этапы проблемной ситуации) и творческими пособиямив соответствии с возрастом.

К базовым пособиям относятся:

• 15 слайд «Алгоритм решения проблемной ситуации» - образная схема-алгоритм, которая в доступной форме повторяет этапы технологической карты;

• 16 слайд схема «Источники знаний»

17 слайдалгоритмы «Работаем с книгой»

15 слайд, «Знания через общение», «Работаем с компьютером», «Знание через телевидение», которые помогают ребенку понять и выполнить алгоритм действий, получить информацию, используя разные источники (книга, компьютер, телевизор, человек);

• 18 слайд,  схема «Решаем проблемы вместе» подсказывающая ребенку, как принимать участие в коллективных делах и работать в малых группах;

•  19 слайд пособие «Словарик первооткрывателей», обогащающее речь детей новыми ключевыми словами и выражениями;

К творческимпособиямотносятся:

• 20 слайд «Копилка решенных проблем», «Доска успеха», «Дерево Успеха» с символами открытий и фотографиями детей, которые их совершили;

• 21 слайд  «Сундучок подсказок» с информацией, схемами, загадками, которые используются в случае интеллектуального затруднения;

• 22 слайд  карточки исследователей- алгоритмы обследовательских действий в зависимости от объекта обследования.

23 слайд нарисованные детьми «Правила работы в зонах поиска», доска выбора про каждое пособие – картинка-пример, краткое описание и значимость (для чего нужно?) «Доска выбора» - один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Выбрав вид деятельности, дети помещают свою фотографию в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

24 слай- картотеки (картотека проблемных ситуаций по образовательным областям,

25 слайд

При организации проблемного обучения используются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.

Индивидуальныеформыроботы сдетьми: выполнение проблемного задания в уголке открытий, работа по схеме «Источники знаний», работа с карточкой исследователя, морфологический анализ, портфолио дошкольника, работа в тетрадях на печатной основе, «Доска успеха», конструирование, моделирование, индивидуальный банк идей и др.

Групповыеформыработысдетьми: решение проблемной ситуации по схеме-алгоритму «Алгоритм решения проблемной ситуации», работа по схеме «Решаем проблемы вместе», эвристическая беседа, опытно-экспериментальная деятельность, экологические акции, создание «Копилки решенных (нерешенных) проблем», создание «Летописи открытий», утренний сбор, детский кинозал и др.

Слайд 26

Вывод:

Таким образом, в специально  созданной предметно  - пространственной среде наши воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такая предметная среда позволяет детям самостоятельно добывать знания, применять их при анализе новых ситуаций, развивать инициативу и познавательную активность.


А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...