Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральный сундучок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Бикмухаметова Наталья Александровна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatr_variant_3.docx115.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛОНЦОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МДОУ «Ладушки» Протокол № ____

«__» ____________ 2023

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ _________________Глинникова Е.Г. «___» _________2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»

Направленность программы художественная

Уровень программы стартовый

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы: 2023-2024 (1 год)

Составитель:

педагог дополнительного образования

Бикмухаметова Наталья Александровна

п. Солонцы

2023


Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» (далее по тексту «Программа») предназначена для детей 5-7 лет и разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе программы «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В., модульной программы «Цветной мир» Лыковой И.А., программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы» /Сост. О.Л. Князева, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
  • Методические рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного центра дополнительного образования детей Красноярского края;
  • Федеральной образовательной программой дошкольного образования;
  • Уставом МБДОУ «Ладушки» - Положение о дополнительных общеразвивающих программах  дошкольного образования МБДОУ «Ладушки».

Направленность программы

Программа «Театральный сундучок» имеет художественную направленность. Она направлена на приобщение дошкольников к миру искусства, а также создание условий для развития сценических способностей ребенка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, музыкальной, изобразительной, познавательной.

Новизна программы заключается в том, что она осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у дошкольников.

Актуальность

Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Средства и методы театрально-игровой деятельности, направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображение, артистических способностей детей дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей — все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Отличительная особенность данной Программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативным правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Данная дополнительная общеобразовательная программа дает возможность дошкольникам с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма и музыкальное сопровождение.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста - 5-7 лет.

Режим занятий

Адаптационные занятия организуются на базе ДОУ и имеют следующую временную структуру:

  • продолжительность занятий - 30 минут;
  • форма проведения занятий - групповая;
  • начало занятий –12 сентября 2023 учебного года;
  • окончание занятий – 30 мая 2024 учебного года;
  • режим занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня (вторник, четверг).

Форма обучения - очная.

Непосредственная деятельность осуществляется в соответствии с рекомендуемой продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3940-13.

Цель и задачи программы

Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • последовательно знакомить детей с различными видами театра, основами театральной культуры;
  • совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
  • систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
  • знакомить детей с навыками кукловождения.
  1. Развивающие:
  • развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
  • развивать эмоционально образное мышление;
  • развивать речевую культуру;
  • развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
  1. Воспитательные:
  • поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;
  • воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми;
  • воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Таблица 1.

Учебный план на 2023-2024 гг.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Обследование детей

1

0,2

0,8

Входной контроль

Раздел «Основы театральной культуры»

«Знакомство с театром»

1

0,8

0,2

Беседа

«Кто работает в театре. Закулисье».

2

1

1

Беседа

«Как вести себя в театре»

1

0,7

0,3

Беседа, опрос

«Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса»

4

2

2

Беседа, наблюдение

«Пальчиковый театр. Речевое дыхание»

4

2

2

Беседа, наблюдение

«Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма»

4

2

2

Беседа, наблюдение

«Одну простую сказку хотим мы рассказать». Мимика и жесты.

3

1

2

Игра

«Играем пальчиками. Пантомима»

3

1

2

Игра

«Постучимся в теремок. Конусный театр»

3

0,5

2,5

Беседа, наблюдение

Раздел «Театральная мастерская»

«Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно»

1

0,2

0,8

Беседа, игра

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

2

0,2

1,8

Игра

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

2

0,2

1,8

Беседа, игра

«Зачем нужны декорации?»

1

0,2

0,8

Беседа, игра

Чтение сказки «Под грибом»

1

0,5

0,5

Игра, наблюдение

«Мастерская актера. Костюмерная»

2

0,2

1,8

Беседа, наблюдение

Показ сказки «Под грибом»

1

1

Открытый просмотр

«Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился»

1

0,2

0,8

Беседа, игра

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»

2

0,5

1,5

Беседа, игра

«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался»

2

0

2

Наблюдение

«Наши эмоции. Изображение различных эмоций»

2

0,5

1,5

Беседа, игра

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

2

0,2

1,8

Беседа, игра

«Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям»

2

0,2

1,8

Беседа, играв

«Когда страшно – видится то, чего и нет»

2

0,5

1,5

Беседа, игра

«Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх»

2

0,2

1,8

Игра

«У страха глаза велики»

2

0,2

1,8

Игра

Знакомство со сказкой «Теремок на новый лад».

1

0,2

0,8

Беседа

«Культура и техника речи. Драматические игры»

3

0,5

2,5

Игра, наблюдение

«Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке»

2

0,5

1,5

Беседа, наблюдение

«Сценическая пластика»

2

0,3

1,7

Беседа, наблюдение

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

6

1

5

Наблюдение

Показ сказки «Теремок на новый лад»

4

0

4

Открытый просмотр

Обследование детей

1

0,3

0,7

Итоговый контроль

Итого

72

18

54

*Примечание: на протяжении реализации всей программы ведется журнал посещаемости (приложение 1).


Содержание учебного плана программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» включает в себя 2 раздела: «Основы театральной культуры» и «Творческая мастерская».

Раздел «Основы театральной культуры»:

  1. Знакомство детей с понятием «Театр» и его видами.

Теория: дать представление о разных видах театров, просмотр и обсуждение спектаклей.

  • Художественный – просмотр видеоролика;
  • Драматический – просмотр презентации;
  • Кукольный – просмотр видеоролика;
  • Театр рукавичек – показ педагогом сказки «Курочка Ряба»;
  • Пальчиковый театр – показ педагогом сказки «Теремок»;
  • Таетр Би-ба-бо – просмотр сказки «Заюшкина избушка»;
  • Конусный театр – показ педагогом сказки «Колобок»;
  • Театр пантомимы – показ педагогом этюда «Старый гриб».

Практика: работа над развитием речевого дыхания, активизацией интонации голоса, силы голоса. Предоставляется возможность самостоятельной театрализованной деятельности.

  1. Правила поведения в театре.

Теория: знакомство с устройством театра «изнутри», беседа.

Практика: сюжетно-ролевая игра «Театр. Зрители».

  1. Театральные профессии.

Теория: знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. Просмотр презентации, обсуждение важности данных профессий.

Практика: сюжетно – ролевая игра «Театр. Зрители и артисты».

 Раздел «Творческая мастерская»:

  1. Мимика.

Теория: рассказать и показать детям, как можно передавать эмоциональное состояние героев с помощью  мимики.

Практика: упражнения – этюды: «Скворец», «Дятел», «Белка», игра «Угадай героя».

  1. Жесты.

Теория: рассказать и показать детям, как можно передавать эмоциональное состояние героев с помощью жестов и телодвижений.

Практика: игра «Угадай героя», упражнения – этюды.

  1. Артикуляция и дикция.

Теория: для чего артистам необходимо использовать артикуляционную гимнастику и на что это влияет?

Практика: разучивание артикуляционных гимнастик (см. Приложение 3)

  1. Сценическая пластика.

Теория: Что такое сценическая пластика? Как она помогает передать чувства и эмоции героя.

Практика: игра «Тень», «Внимательные звери», «угадай, что я делаю».

  1. Интонация и выразительность.

Теория: Просмотр видеоролика и показ педагога использования интонации и выразительности.

Практика: закрепить умения использовать различные формы выразительности. Этюды: «Любимая игрушка», «Любимый герой» и т.д.

  1. Декорации, атрибуты и костюмы.

Теория: Просмотр презентации о различных видах декораций. Беседа. Обсуждение декораций, атрибутов и костюмов для сказки «Под грибком», «Теремок на новый лад».

Практика: изготовление костюмов, атрибутов и декораций для инсценировки сказки «Под грибком», «Теремок на новый лад».

  1. Актёрское мастерство.

Теория: просмотр спектакля «теремок». Беседа о сценической раскрепощенности, об использовании средств выразительности артистами.

Практика: Инсценировка сказки «Под грибком» для членов «Театрального сундучка» и показ сказки «Теремок на новый лад» для родителей и воспитанников ДОУ.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» на 2023 – 2024 гг. представлено в Приложении 2 и Приложении 3.

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы «Театральный сундучок» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Будет сформирована способность умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
  2. Развито образное мышление и творческое воображение;
  3. Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  4. Развита доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость;
  5. Развита самостоятельность и личная ответственность.

Метапредметные результаты:

  1. Сформировано умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  2. Освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Сформировано умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла, осуществлять взаимный контроль в совместно деятельности;
  4. Сформировано умение вести диалог и слушать собеседника, готовность признавать возможность существования разных точек зрения, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  5. Развита способность анализировать и оценивать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.

Предметные результаты:

  1. Освоено умение творчески мыслить;
  2. Развито умение самостоятельно находить решение поставленных задач;
  3. У воспитанников имеется способность высказывать своё мнение о творческой работе;
  4. Умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности, историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Таблица 2.

Календарно-учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения итоговой аттестации

2023-2024

12.09.23г

30.05.24г

36

72

72

2 раз в неделю

Конец учебного года

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • Музыкальный зал;
  • Театральная ширма;
  • Разные виды кукольных театров:
  • Пальчиковый;
  • Теневой;
  • Би-ба-бо (перчаточный);
  • Фланелеграф;
  • Масочный;
  • Театр рукавичек;
  • Театр игрушек;
  • Ноутбук, колонки;
  • Детские костюмы для спектаклей;
  • Атрибуты для занятий и для спектаклей;
  • Музыкальный центр, видеоаппаратура;
  • Декорации к спектаклям;
  • Книги и иллюстрации к сказкам.

Информационное обеспечение: Аудиоресурсы и видеоресурсы обеспечивающие реализацию            программы.

Электронные ресурсы:

  1. https://86sov-topolek.caduk.ru/p188aa1.html 
  2. https://infourok.ru/sbornik-didakticheskogo-materiala-po-teatralizovannoj-deyatelnosti-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-6303435.html 
  3. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/03/28/metodicheskie-razrabotki-i-didakticheskie 

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, который работает в ДОУ воспитателем разновозрастной группы общеразвивающей направленности. Воспитатель имеет высшее образование, 1 квалификационную категорию и стаж работы в ДОУ более 5 лет.

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Журнал посещаемости выступает формой отслеживания и фиксации образовательных результатов (см. Приложение 1). Необходим для текущего контроля посещаемости обучающихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка.

Аналитическая справка в данной программе выступает формой отслеживания, фиксации и предъявления, демонстрации образовательных результатов. Согласно учебному плану, по данной программе она пишется в конце учебного года с целью фиксации и освещения педагогического опыта, полученного за год.

Согласно учебному плану программы «Театральный сундучок» проводятся показательные выступления для воспитанников ДОУ. Выбранная форма обуславливается тем, что есть возможность критической оценки своей деятельности, обмена педагогическим опытом, анализа уместности применяемые методы и средства обученья, которая производится независимо, коллегами детского сада

Одной из форм определения результата будет являться концерт, который пройдет во втором корпусе МБДОУ. В данном случае нам удается зафиксировать не только результат ребенка, но и свой как педагога

Викторина в данном случае используется, как аналог тестированию, так как программа реализуется на детях дошкольного возраста. Форма проведения викторины – игровая. Основной смысл – ответы на вопросы, которые позволяют определить проблемы в усвоении материала.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» предполагает взаимодействие с родителями, с целью уточнения интересов и индивидуальных способностей для конкретного ребенка. В данном случае - опрос и беседа.

Оценочные материалы: промежуточный и итоговый контроль (диагностика).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» предполагает проведение входного, промежуточного и итогового контроля (диагностики), с целью оценки освоения учащимися дополнительного материала.

Диагностика проводится в форме наблюдений и творческих заданий

Описание диагностики и ее особенностей представлено ниже.

Параметры оценки:

  • Основы театральной культуры;
  • Речевая культура;
  • Эмоционально-образное развитие;
  • Навыки кукловождения;
  • Основы изобразительно – оформительской деятельности;
  • Основы коллективной творческой деятельности;
  • Творческая активность ребенка, скорость придумывания рассказа;
  • Эмоциональность образов;
  • Оригинальность сюжета рассказа;
  • Произвольность и свобода поведения ребенка;
  • Инициативность;
  • Самостоятельность и ответственность;
  • Способность к самооценке.

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра

Речевая культура

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.

Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Основы изобразительно – оформительской деятельности

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).

Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;

Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности помимо наблюдений, проводится на основе творческих заданий.

Задание 1. На дорисовывание фигур

Ход исследования:

Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 5 карточек. Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Задание 2. Придумай рассказ

Ход исследования:

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Таблица 3.

Бланк для ответов к «Заданию 2. Придумай рассказ»

Имя ребенка

Творческая активность ребенка, скорость придумывания рассказа

Эмоциональность образов

Оригина льность сюжета рассказа

Произвольность и свобода поведения ребенка

Инициативность

Самостоятельность и ответственность

Способность к самооценке

Оценка результатов:

При низком уровне (1 бал) - дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне (2 бала) - дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне (3 бала) дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса: очно

Каждое занятие построено с учетом таких принципов, как:

  1. Вовлечение в творческий процесс всех учеников;
  2. Смена типа и ритма работы;
  3. От простого к сложному;
  4. Индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  5. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

Методы обучения и воспитания:

  1. Метод формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуации новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.
  2. Словесный: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.
  3. Наглядный: демонстрация наглядных пособий.
  4. Практический: тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, игра, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, проектная деятельность.

Педагогические технологии: технология коллективной творческой деятельности. групповая, развивающая, игровая, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия: (предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей):

  1. Постановка цели занятия;
  2. Определение задач;
  3. Подбор дидактических материалов согласно цели и задачам занятия;
  4. Организация образовательной деятельности;
  5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Дидактические материалы:

  1. Картотека скороговорок;
  2. Картотека фотографий животных и птиц для показа сценических движений;
  3. Сборник театрализованных игр.

Календарно-тематический план к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный сундучок» представлен в приложении 4.


Список литературы

Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду – М.: АРКТИ -144 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду – М.: Творческий центр, 2009 – 56 с.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля – С-П.: Музыкальная палитра, 2002 – 114 с.
  4. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду – Волгоград: Учитель -153 с.
  5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М.: ВАКО, 2007 – 76 с.
  6. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду – М.: Эксмо, 2016 0 682 с.
  7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду –М.: Творческий центр, 2009 – 43 с.
  8. Никитина А. Б. Театр, где играют дошкольники - М.: Владос, 2014. - 288с.
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр – М.: АРКТИ, 1999 – 160 с.
  10. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми – М.: Справочник старшего воспитателя №3, 2008 – 38 с.

Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы

  1. Андреева И.А.  Уроки развития творческих способностей – М.: Букмастер, 2012 – 32 с.
  2. Жукова М.А. Тренажер для развития творческого мышления – М.: Умка, 2020 – 16 с.

Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка:

  1. Ветлугина Л.А. Художественное творчество и ребёнок – М.: Текст, 2015 – 97 с.
  2. Генов, Г.В. Театр для малышей - М.: Просвещение, 2015. - 154 с. 
  3. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам?  - М.: Обруч, 2013 – 6 с.
  4. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. Домашний театр как средство воспитания – М.: Эксмо, 2007 – 512 с.


Приложения

Приложение 1

Таблица 4.

Журнал посещаемости детей

№ п/п

Ф а м и л и я, и м я

Месяц ______________________

_____________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________


Приложение 2

Таблица 5.

Содержание дополнительной программы «Театральный сундучок»

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание занятия

Теория

Практика

1

Обследование детей

Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества педагога с детьми.

Инструкции

Обследование детей

Раздел «Основы театральной культуры»

2

Знакомство с театром

Дать представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный); воспитывать уважительное отношения к театру. Пополнить словарный запас детей.

 Что такое театр?

Виды театров.

С чего начинается театр?

Просмотр презентации и видеороликов, беседа.

3

Кто работает в театре. «Закулисье»

Занятие №1

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Пополнить словарный запас детей. Воспитывать желание узнать новое.

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Просмотр презентации, беседа.

4

Кто работает в театре. «Закулисье»

Занятие №2

Познакомить с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. Пополнить  словарный запас детей.

Знакомство с устройством театра изнутри.

Просмотр презентации, беседа.

5

Как вести себя в театре.

Познакомить с правилами поведения в театре. Расширить интерес детей к активному участию в театральных играх. Воспитывать культуру общения и поведения.

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Чтение стихов, беседа, сюжетно-ролевая игра «Театр».

6

Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса.

Занятие №1

Познакомить детей с театром рукавичек. Дать представление о способах постановки данных спектаклей.

Показ педагогом сказки «Курочка Ряба» (театр рукавичек)

Игра «Перебежки»

Пальчиковые игры

Игра «Эхо»

Артикуляционная гимнастика

7

Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса.

Занятие №2

Продолжать знакомить детей с театром рукавичек.

Просмотр сказки «Колобок»

Разучивание и проговаривание скороговорок. Пальчиковые игры.

8

Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса.

Занятие №3

Активизировать интонацию голоса,  произнося фразы – грустно, радостно, сердито, удивлено. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Важна ли интонация и сила голоса в данном виде театра?

Беседа

Игра «Весёлый бубен»

Пальчиковые игры

9

Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса.

Занятие №4

Формировать навыки владения этим видом театральной деятельности.

Развивать фантазию и творческое воображение.

Декорации в театре рукавичек.

Игра «Эхо»

Пальчиковые игры.

Самостоятельная театрализованная деятельность

10

Пальчиковый театр. Речевое дыхание.

Занятие №1

Познакомить детей с пальчиковым театром. Дать представление о способах постановки данных спектаклей.

Пальчиковый театр – он какой?

Просмотр презентации.

11

Пальчиковый театр. Речевое дыхание.

Занятие №2

Продолжать знакомить детей с пальчиковым театром.

Показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр)

Самостоятельные театрализованные игры

12

Пальчиковый театр. Речевое дыхание.

Занятие №3

Активизировать интонацию голоса,  произнося фразы – грустно, радостно, сердито, удивлено. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Какое значение имеет интонация голоса в пальчиковом театре?

Разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика

13

Пальчиковый театр. Речевое дыхание.

Занятие №4

Укрепить навыки использования интонации голоса через проговаривание скороговорок.

Как интонация голоса может поменять ход выступления или сюжета?

Самостоятельная театрализованная деятельность.

14

Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма.

Занятие №1

Познакомить детей с театром Би – ба - бо. Дать представление о способах постановки данных спектаклей.

Театр Би – ба – бо – знакомство.

Просмотр презентации,

артикуляционная гимнастика,

игра «Волшебные превращения».

15

Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма.

Занятие №2

Формировать навыки владения этим видом театра.

Развивать речевое дыхание.

Просмотр инсценировки сказки «Заюшкина избушка»

Разучивание и проговаривание скороговорок,

упражнение «Угадай интонацию»

16

Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма.

Занятие №3

Продолжать знакомить детей с театром Би – ба - бо.

Просмотр презентации

Игра «Успокой куклу»

Самостоятельные театрализованные игры

17

Театр Би-ба-бо. Слух

 и чувства ритма.

Занятие №4

Продолжать знакомить детей с театром Би – ба - бо.

Какое значение имеет интонация голоса в данном виде театра?

Самостоятельные театрализованные игры

18

Одну простую сказку хотим мы рассказать. Мимика и жесты.

Занятие №1

Формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Беседа – обсуждение:

«Что такое мимика и жесты?

Насколько важны мимика и жесты для артистов?»

Упражнение на дыхание «Дует ветер»

Игры «Прекрасный цветок», «Солнечный зайчик»;

Этюд «Это я, это мое!»

19

Одну простую сказку хотим мы рассказать. Мимика и жесты.

Занятие №2

Продолжать формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Беседа.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Солнечный зайчик»

20

Одну простую сказку хотим мы рассказать. Мимика и жесты.

Занятие №3

Продолжать формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь жестов и мимики.

Беседа.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Этюд «Гномы и великаны»

21

Играем пальчиками. Пантомима.

Занятие №1

Закреплять в речи детей понятия «пантомима».

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Беседа: «Что такое пантомима?»

Просмотр видеоролика

Артикуляционная гимнастика

Игра «вьюга

Пальчиковая гимнастика

22

Играем пальчиками. Пантомима.

Занятие №2

Продолжать развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Беседа. Опрос.

Артикуляционная гимнастика.

Этюд «Старый гриб»

23

Играем пальчиками. Пантомима.

Занятие №3

Продолжать развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев.

Беседа. Рассуждение.

Артикуляционная гимнастик

Пальчиковая гимнастика

Свободная театральная  деятельность.

24

Постучимся в теремок. Конусный театр.

Занятие №1

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой.

Просмотр презентации. Беседа

Игра «Одуванчик»

Этюды:

«Медведь в лесу»;

«Хитрая лисица»

25

Постучимся в теремок. Конусный театр.

Занятие №2

Продолжать формировать навыки владения этим видом театральной деятельности.

Просмотр сказки «Колобок»

 (конусный театр)

Артикуляционная гимнастика

Этюд «Волк и заяц»

26

Постучимся в теремок. Конусный театр.

Занятие №3

Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию.

Беседа, опрос.

Игра «Одуванчик»

Самостоятельная театрализованная игра

Раздел «Театральная мастерская»

27

Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки понятно и логично, охарактеризовать героев сказки. Развивать интонационную выразительность.

Знакомство с новой сказкой;

Этюды: «скворец» «дятел» «белка»

Беседа по сказке

Игра пальчиковая

Артикуляционная гимнастика

28

Многим домик послужил, кто только в домике не жил

Занятие №1

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Пересказ сказки.

Передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений

Упражнения – этюды.

29

Многим домик послужил, кто только в домике не жил

Занятие №2

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

Передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений

Упражнения – этюды.

30

Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие №1

Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Пересказ сказки:

- передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений.

Артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью, мимикой и жестами

Игра «Угадай героя»

31

Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие №2

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

Беседа.

Драматизация сказки

32

Зачем нужны декорации.

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание.

 

Зачем нужны декорации?

Что зависит от подбора декораций?

Как правильно подобрать декорации?

Пальчиковые игры;

Игра «Медведь и елка»;

Игра «Солнечный зайчик»;

Этюд «Это я! Это мое!»

Игра «Волк и семеро козлят».

33

Чтение сказки «Под грибом»

Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

 Охарактеризовать героев;

Упражнение на тренировку памяти

Инсценирование диалогов героев.

34

Мастерская актера. Костюмерная.

Занятие №1

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание.

Беседа: «Как правильно подбирать атрибуты для выступления?»

Изготовить и подобрать элементы костюмов и декораций к сказке Сутеева.

35

Мастерская актера. Костюмерная.

Занятие №2

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Развивать творческие способности в создании атрибутов и элементов костюмов.

Развивать фантазию, внимание.

Просмотр иллюстраций и фото.

Изготовить и подобрать элементы костюмов и декораций к сказке Сутеева.

36

Показ сказки «Под грибом»

Вызвать желание быть артистом;

Показать все свои способности, выразив их в образе героев.

Как правильно настроиться на публичное выступление?

Показ сказки «Под грибком» для членов «Театрального сундучка»

37

Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился.

Формировать умение детей логично и полно отвечать на вопросы по сказке;

Дать понятие, что музыка и иллюстрация – тоже очень важные средства выразительности

Знакомство с новой сказкой;

Беседа по сказке

Этюды:

«петух»

«сорока»

«лиса»

38

Гордится Петенька красой, ног не чует под собой.

Занятие №1

Развивать игровое поведение, готовность к творчеству.

Беседа: «Как правильно развивать уверенность в себе и что это такое?»

Артикуляционная гимнастика;

Игры:

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок.»

39

Гордится Петенька красой, ног не чует под собой.

Занятие №2

Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

Просмотр видеоролика

Игры:

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

40

Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался.

Занятие №1

Совершенствовать умения драматизировать сказку;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Беседа. Просмотр сказки «Хвостатый хвастунишка»

Разучивание ролей

41

Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался.

Занятие №2

Развивать игровое поведение, готовность к творчеству. Совершенствовать умения драматизировать сказку.

Беседа

Игра-драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка»

42

Наши эмоции. Изображение различных эмоций

Занятие №1

Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике.

Беседа: «Эмоции»

Артикуляционная гимнастика

Игра «Лиса и волк»

Игра «Ловим комариков»

43

Наши эмоции. Изображение различных эмоций

Занятие №2

Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику на лице.

Как правильно выражать свои эмоции.

Игра «Волшебный стул» Игра «Чудесные превращения»

44

Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

Занятие №1

Развивать умение правильно понять и осмыслить настроение героев сказки, способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Развиваем умение передавать через движения тела характер животных

Проявление эмоций разными героями произведений.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Не ошибись»

45

Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

Занятие №2

Развивать умение передавать через движения тела характер животных

Проявление эмоций разными героями произведений.

Игра «Если гости постучали»;

Пальчиковые игры «Бельчата»

-этюд «Гадкий утенок»

46

Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям

Совершенствовать умение драматизировать сказку;

Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Воспитывать у детей эмпатию.

Как научиться владеть своим телом при выполнении определенной роли.

Артикуляционная гимнастика;

Этюд на расслабление мышц «Штанга».

47

Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям

Развивать социальные навыки общения. Совершенствовать умение драматизировать сказку.

Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Как научиться владеть своим телом при выполнении определенной роли.

Игра «Волк и овцы»;

Скороговорки; пальчиковые игры

48

Когда страшно – видится то, чего и нет.

Занятие №1

Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их;

Учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию.

Слушание р.н.с. «У страха глаза велики»;

Беседа по сказке

Изображение эмоции страха

Рассказы детей из личного опыта

49

Когда страшно – видится то, чего и нет

Занятие №2

Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их;

Развивать социальные навыки общения.

Беседа

Проигрывание этюдов

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика

50

Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх.

Занятие №1

Формировать способность давать характеристики персонажам сказки, выразительно изображать героев, распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам. Учить логично и выразительно пересказывать.

Повторное слушание сказки.

Беседа по сказке «У страха глаза велики»

51

Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх.

Занятие №2

Формировать способность давать характеристики персонажам сказки, выразительно изображать героев, распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам. Учить логично и выразительно пересказывать.

Повторное слушание сказки.

Беседа.

Пантомимическая игра «Изобрази героя»

52

У страха глаза велики.

Занятие №1

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Воспитывать доброжелательность – бесконфликтно распределять роли

Как правильно подобрать роль актеру?

Всякая ли роль подходит?

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на тренировку памяти

Игра «Заря»

Этюд «Отряхнем руки»

53

У страха глаза велики.

Занятие №2

Продолжать работу над выразительностью мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

Беседа.

Игра «Старый сом»

Игра «Кошка и скворушки»

Игра «Почта»

Этюд «Кривое зеркало»

54

Знакомство со сказкой «Теремок на новый лад».

Закреплять умение распознавать поступки, характеры героев;

Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию;

Воспитывать уважение к отвечающему.

Чтение сказки «Теремок»

Беседа по сказке

55

Культура и техника речи. Драматические игры.

Занятие №1

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

Средства выразительности.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Птицелов»

56

Культура и техника речи. Драматические игры.

Занятие №2

Продолжать совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д.

Средства выразительности.

Этюды: «Любимая игрушка» и «Любимый герой»

57

Культура и техника речи. Драматические игры.

Занятие №3

Продолжать совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки;

Продолжать закреплять умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д.

Средства выразительности.

Самостоятельная театральная деятельность.

58

Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке.

Занятие №1

Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Учить проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Важность атрибутов и декораций для каждого выступления.

Подбор и изготовление костюмов и декораций

59

Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке.

Занятие №2

Продолжать развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке;

Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать фантазию, внимание.        

Важность атрибутов и декораций для каждого выступления.

Подбор и изготовление костюмов и декораций

60

Сценическая пластика.

Занятие №1

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением;

Побуждать детей импровизировать.

Импровизация

Артикуляционная гимнастика

 Этюды:

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»;

Игра «Изобрази героя»

61

Сценическая пластика.

Занятие №2

Продолжать работу над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Побуждать детей импровизировать;

Развивать умение показывать чувства и эмоции сценической пластикой.

Беседа.

Артикуляционная гимнастика

 Этюды:

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

62

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №1

Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

63

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №2

Продолжать формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость.

Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

64

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №3

Продолжать формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

65

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №4

Продолжать формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

66

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №5

Продолжать формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

67

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад».

Занятие №6

Продолжать формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию).

Развивать воображение; расширять словарный запас.

Активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь.

Дыхание, артикуляция, дикция

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнение на речевое дыхание

 Разучивание ролей с детьми

Упражнения на выразительность речи

Работа над пластикой, мимикой, жестами

68

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Представление 1

 Показать родителям, чему дети научились за год. Развивать сценическую раскрепощенность.

Показ сказки.

69

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Представление 2

 Показать детям подготовительных групп, чему научились за год. Популязация студии.

Показ сказки.

70

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Представление 3

Показать детям старших групп, чему научились за год. Развивать интерес к данному виду занятий.

Показ сказки.

71

Показ сказки «Теремок на новый лад».

Представление 4

Показать воспитанникам средних групп, чему научились за год.  

Показ сказки.

72

Обследование детей

Определение уровня полученных знаний

Инструкции

Обследование детей

 

Приложение 3

Картотека скороговорок

I.Скороговорки на произношение парных согласных.

1.Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2.В поле Фрося полет просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено граблями, краб, грабь.

4.Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей.

5.Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

6.В пруду у Поликарпа

Три карася и три карпа.

7.Гроза грозна, грозна гроза.

II.Скороговорки на сонорные согласные:

1.Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.

Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.

2.Стоит гора, в горе- нора.

3.В норе зверёк, зовут сурок.

4.Рубанок в руки взял мастак,

Встал спозоранок за верстак:

Тарасу, Рустику, Марусе

Строгает на салазки брусья.

5.На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

6.Маланья – болтунья молоко болтала,

Выбалтывала, не выболтала.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию. Видели Лидию.

7.Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

8.Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

9.Пошла Поля полоть в поле.

10.Не бывает улова у ленивого рыболова.

12.Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

13.Свинья тупорыла, белорыла

Весь двор перерыла.

Вырыла полрыла,

До норы дорыла.

14. Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

15.Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

16.Корили Кирилла: «Не дразни гориллу».

Корили гориллу: «Не дразни Кирилла».

17.Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

18.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

19.Перепёлка перепелят прятала от ребят.

20.Проворонила ворона воронёнка.

21.У ёлки иголки колки.

III.Скороговорки на шипящие и свистящие согласные.

1.Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.

Санки вбок, Сенька с ног,

Сонька с Санькой в сугроб.

2.Косил косой косой косой.

3.Течёт речка, печёт печка.

4.Прекрасен зрелый, твёрдый сыр.

Незрелый сыр невкусен, сыр.

5.У ежа ежата, а у ужа ужата.

6.Сшила Саше Маша шапку.

7.У Сени и Саши дома хлеб да каша.

8.Купила бабуся бусы Марусе.

9.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10.Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

11.Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

12.Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Две мыши поплоше несли по две гроши.

13.Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

От груза арбузов развалился кузов.

14.Шалит и машет Сашка

Игрушечною шашкой,

А на кушетке в шашки

Играют Яшка с Пашкой.

15.Стакан сметаны съел Софрон,

Сосиску с соусом - Самсон.

Ставридку – Стас, салатик – Стелла.

Сусанна сайку с маслом съела.

16.К арбузу на грядку пришёл карапуз.

Крупней карапуза огромный арбуз.

17.Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?»

«Свежа!»

И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась

Два ежа.

18.Летят три пичужки через

Три пустых избушки.

19.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

20.Наступила сороконожка сороке на ножку.

IV.Скороговорки на отдельные звуки.

1.Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

2.Кефаль не кафель,

А кафель не кефаль.

3.Архип осип, Осип охрип.

4.Дед Додон в дуду дудел.

Димку дед дудой задел.

5.Добр бобр до бобрят.

6.От топота копыт пыль по полю летит

Картотека артикуляционных гимнастик

1. Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

 и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Упражнения на развитие речевого дыхания

«Качели»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку: «Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.»

«Лети-порхай»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Оборудование: узкая коробка из-под рулета красочно оформленная, фигурки из материала легкой текстуры, привязанные на нити.

Ход игры: - Наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, запорхали бабочки, листочки. Закачались звездочки на небе, цветочки от легкого ветерка. Покажи, как? Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Буря в бутылке»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи Оборудование: маленькая пластиковая бутылка (от фруктового сиропа 200 мл.) красочно оформленная, с отверстием в крышке, раскрошенный пенопласт, конфети или кусочки мишуры, пластиковая трубочка. В бутылке сделать отверстия для трубочки, внутрь положить кусочки раскрошенный пенопласт, конфети или кусочки мишуры.

Ход игры: - Ребята, давайте устроим настоящую снежную бурю. Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку, белые кусочки пенопласта и конфети закружатся.

«Попади мячом в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха. Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта или обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля, коктейльные трубочки.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто точнее попадет мячом в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Вниманию! Следить за щеками ребенка, и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


Приложение 4

Таблица 6.

Календарно-тематический план на 2023-2024 гг.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

Обследование детей

1

12.09

Раздел «Основы театральной культуры»

«Знакомство с театром»

1

14.09

«Кто работает в театре. Закулисье».

Занятие №1

1

19.09

«Кто работает в театре. Закулисье».

Занятие №2

21.09

«Как вести себя в театре»

1

26.09

«Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса»

Занятие №1

1

28.09

«Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса»

Занятие №2

1

03.10

«Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса»

Занятие №3

1

05.10

«Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса»

Занятие №4

1

10.10

«Пальчиковый театр. Речевое дыхание»

Занятие №1

1

12.10

«Пальчиковый театр. Речевое дыхание»

Занятие №2

1

17.10

«Пальчиковый театр. Речевое дыхание»

Занятие №3

1

19.10

«Пальчиковый театр. Речевое дыхание»

Занятие №4

1

24.10

«Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма»

Занятие №1

1

26.10

«Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма»

Занятие №2

1

31.10

«Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма»

Занятие №3

1

02.11

«Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма»

Занятие №4

1

07.10

«Одну простую сказку хотим мы рассказать». Мимика и жесты.

Занятие №1

1

09.11

«Одну простую сказку хотим мы рассказать». Мимика и жесты.

Занятие №2

1

14.11

«Одну простую сказку хотим мы рассказать». Мимика и жесты.

Занятие №3

1

16.11

«Играем пальчиками. Пантомима»

Занятие №1

1

21.11

«Играем пальчиками. Пантомима»

Занятие №2

1

23.11

«Играем пальчиками. Пантомима»

Занятие №3

1

28.11

«Постучимся в теремок. Конусный театр»

Занятие №1

1

30.11

«Постучимся в теремок. Конусный театр»

Занятие №2

1

05.12

«Постучимся в теремок. Конусный театр»

Занятие №3

1

07.12

Раздел «Театральная мастерская»

«Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно»

1

12.12

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

Занятие №1

1

14.12

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

Занятие №2

1

19.12

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

Занятие №1

1

21.12

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

Занятие №2

1

26.12

«Зачем нужны декорации?»

1

28.12

Чтение сказки «Под грибом».

1

09.01

«Мастерская актера. Костюмерная»

Занятие №1

1

11.01

«Мастерская актера. Костюмерная»

Занятие №2

1

16.10

Показ сказки «Под грибом»

1

18.01

«Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился»

1

23.01

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»

Занятие №1

1

25.01

«Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»

Занятие №2

1

30.01

«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался»

Занятие №1

1

01.02

«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался»

Занятие №2

1

06.02

«Наши эмоции. Изображение различных эмоций»

Занятие №1

1

08.02

«Наши эмоции. Изображение различных эмоций»

Занятие №2

1

13.02

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

Занятие №1

1

15.02

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

Занятие №2

1

20.02

«Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям»

Занятие №1

1

22.02

«Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям»

Занятие №2

1

27.02

«Когда страшно – видится то, чего и нет»

Занятие №1

1

29.02

«Когда страшно – видится то, чего и нет»

Занятие №2

1

05.03

«Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх»

Занятие №1

1

07.03

«Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх»

Занятие №2

1

12.03

«У страха глаза велики»

Занятие №1

1

14.03

«У страха глаза велики»

Занятие №2

1

19.03

Знакомство со сказкой «Теремок на новый лад».

1

21.03

«Культура и техника речи. Драматические игры»

Занятие №1

1

26.03

«Культура и техника речи. Драматические игры»

Занятие №2

1

28.03

«Культура и техника речи. Драматические игры»

Занятие №3

1

02.04

«Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке»

Занятие №1

1

04.04

«Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке»

Занятие №2

1

09.04

«Сценическая пластика»

Занятие №1

1

11.04

«Сценическая пластика»

Занятие №2

1

16.04

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №1

1

18.04

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №2

1

23.04

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №3

1

25.04

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №4

1

02.05

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №5

1

07.05

Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад»

Занятие №6

1

14.05

Показ сказки «Теремок на новый лад»

Представление №1

1

16.05

Показ сказки «Теремок на новый лад»

Представление №2

1

21.05

Показ сказки «Теремок на новый лад»

Представление №3

1

23.05

Показ сказки «Теремок на новый лад»

Представление №4

1

28.05

Обследование детей

1

30.05

Итого

72

*Примечание: на протяжении реализации всей программы ведется журнал посещаемости (приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театральный сундучок"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театральный сундучок» составлена с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федерально...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа театральной студии «Сказочный сундучок»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  театральной студии «Сказочный сундучок...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сундучок диковин" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей

Краткосрочна программа дополнительного образования. Программа занятий в творческой мастерской из различных материалов для дете 7-13 лет....

Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Театральный сундучок» Направленность – художественная, Возраст  –  4-5 лет, Срок реа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный сундучок»

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет (старшая, подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного ми...