ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНЫХ ИГР
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Торопылина Светлана Михайловна

О важности русской культуры в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНЫХ ИГР

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. 77 Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел «Введение в русскую традиционную культуру», предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Работая над проблемой возрождения православной культуры много способов и путей в достижении поставленной цели. Коллектив нашего детского сада тоже работает над проблемой возрождения православной культуры в первую очередь через изучение, охранение и возрождение русских народных игр, применяя их в воспитании подрастающего поколения. Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи? А потому, что детские игры - составная часть традиций каждого народа. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, полоролевая принадлежность. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа. Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа - вот задача современного педагога, в основу которой должны быть зало- 78 жены принципы: методика показа; количество наглядности и последовательность демонстрации; сочетание определенных видов наглядности; включение детей в анализ наблюдаемых объектов; соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности. Поэтому целью является приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм через возрождение и сохранение национальных традиций. Для этого определенны задачи: пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа; развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.; побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов. Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики. Поэтому, чтобы вернуть их в систему приобщения дошкольников к русским народным играм, необходимо возродить народные игры. А через них осуществлять воспитание и развитие детей средствами народной культуры, русских национальных традиций, а также системное развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством приобщения к истокам русских народных, воспитание любви и интереса к истории своего народа. Для успешной реализации программы, хорошо систематизировать перспективное планирование по приобщению детей к русским народным играм. В план работы можно включить материал интегрированно - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно - обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях. В реализацию плана включаются воспитатели, музыкальные руководители, весь коллектив. Они широко используют русские народные игры на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях, отслеживают репертуар хороводных, песенных игр, систематизируют и классифицируют народные игры, для совместной деятельности. Детей вводят в мир православной праздничной культуры. Также в подборе игр привлекаются и старшие поколения. Большое значение должно придаваться обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому используются эмоционально-образные средства - интерес, воображение, активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Авторская педагогическая разработка «Гости из прошлого» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного декоративно- прикладного искусства)

Программа направлена на  работу с детьми дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и  ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. В разработке представлена система занят...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реда...

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества"

Рекомендации для родителей по приобщению детей к истокам народного творчества...