Рабочая учебная программа по дополнительному образованию танцевального кружка «Конфетти»
рабочая программа

Константинова Анастасия Васильевна

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

      Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

      Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.

     В данной программе интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является:

–  активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса

 – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_konfeti.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

по дополнительному образованию танцевального кружка «Конфетти»

для детей 4 – 7лет 

Содержание:

Глава I. Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

1.2 Возраст участвующих в реализации программы

1.3 Режим и структура занятий

1.4 Этапы реализации

Глава II. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей

2.1 Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4-5 лет

2.2 Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5-7 лет

Глава III. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Список методической литературы

Приложение

 Глава I. Пояснительная записка

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

      Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

      Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.

     В данной программе интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является:

–  активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса

 – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

      Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Действующими санитарными правилами.

Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

1.1 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

        Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:

Обучить детей танцевальным движениям.

Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

Развивать творческие способности детей.

Развить музыкальный слух и чувство ритма.

Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

укрепление здоровья детей.

                1.2 Возраст участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Первый год обучения – дети средней группы (4-5 лет), второй год обучения – дети старшей группы (5-6 лет), третий год обучения – дети подготовительной группы (6-7 лет).

                 1.3 Режим и структура занятий

        Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 72 ч. Занятия проводятся в музыкальном зале, во вторую половину дня.

        Длительность занятия в первый год обучения – 20-25 минут, во второй год обучения – 25-30 минут, в третий год – 30-35 минут.

Структура непосредственной образовательной деятельности по музыкально - ритмическим движениям, включает в себя три основные части: вводную, основную, заключительную.

  1. Вводная - поклон, маршировка, разминка.(3-5 минут)
  2. Основная - делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(15-20минут)
  3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

                     1.4 Этапы реализации

1 этап:

Начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.

Цель: создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой.

Первый год обучения для детей 4-5 лет (среднего дошкольного возраста, в течение которого у них накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений. Постановка и разучивание танцев, выступления детей на праздниках в детском саду.

2 этап:

Закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений.

Цель: выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

Второй год обучения для детей 5-6 лет (старшего дошкольного возраста) - период совершенствования творческих способностей, постановка и разучивание танцев, выступления детей на праздниках в детском саду, городских мероприятиях.

3 этап:

Эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.

Цель: совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.

Третий год обучения для детей 6-7 лет, где дети способны продемонстрировать соответствующие навыки созданию и самостоятельно исполнению танцев, используя простые движения, в том числе и относящиеся к различным эпохам и культурам.

      Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

                

Глава II. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей

2.1 Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4-5 лет

      В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание:

1. Развитие музыкальности:

–  воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;

– обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);

–  развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);

– развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

–  развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

 Основные:

–   ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

– бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);

–  прыжковые движения: на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки.

Общеразвивающие упражнения:

– на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);

– упражнения на гибкость, плавность движений.

Имитационные движения:

–  разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.

Плясовые движения:

–  элементы народных плясок, доступных по координации.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4. Развитие творческих способностей:

–  воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

–  формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

–  развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

–   развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

–  развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;

–  тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

–  развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

– воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

–    формирование чувства такта;

–   воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

     Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

2.2 Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5-7 лет

      В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание:

1. Развитие музыкальности:

–  воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

–  обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

–    развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

– развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

–  развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

– ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;

–  бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

–  прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.

Общеразвивающие упражнения:

– на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);

– упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Имитационные движения:

– различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.

Плясовые движения:

– элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4. Развитие творческих способностей:

–  развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

–   формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

– развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

– тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

– развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;

– развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

– воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;

– воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

– воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);

– воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Показатели уровня развития детей:

–   выразительность исполнения движений под музыку;

– умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

–  освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;

–  умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

– способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

– точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

Глава III. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

3.1 Ожидаемые результаты

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  хореографической студии «Конфетти» после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала ребенка:

- проявляет интерес к музыкальной культуре, движению, танцу.

2. Развитие музыкальности:

–        знает музыкальные размеры, темп и характер музыки;

–        умеет слушать и понимать музыку;

–        умеет двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального

произведения;

–        воспроизводит заданный ритмический рисунок хлопками;

–        знает хореографические названия изученных элементов.

3. Развитие двигательных навыков:

–        знает позиции ног и рук;

–        владеет корпусом во время исполнения движений;

–        координирует свои движения;

–        умеет ориентироваться в пространстве;

–        умеет точно исполнять танцевальные движения;

–        умеет запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки;

–        исполняет хореографический этюд в группе.

4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств:

–        умеет вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);

–        умеет сочувствовать, сопереживать другим людям.

5. Развитие психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

3.2 Способы и формы проверки результатов

Отслеживание развития детей проводится в виде мониторинга: в начале учебного года и в конце учебного года танцевального кружка (см. Приложение).

Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.

                                                   Список методической литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  4. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
  5. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
  6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию

Рабочая учебная программа по дополнительному образованиюКружок «Творческая мастерская» (Квиллинг)Направление: художественно-эстетическоеВозрастная группа: старшая логопедическая...

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию вокального кружка «Веселые нотки»

      Данная рабочая программа составлена на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...