Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья (старшая группа)

Березина Ирина Николаевна

Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников. Основные составляющие этой системы: • Организация рационального двигательного режима воспитанников. • Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений. • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. • Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ. При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы: • не навреди! • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно; • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats_tehnologii_konferentsiya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Березина Ирина Николаевна,

ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети - инвалиды, дети с задержкой психического и физического развития, с дисфункцией речи; дети с ослабленным здоровьем) - сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.

Для детей создаются все необходимые условия для творческого развития и удовлетворения их потребностей и интересов. В системе образования проблемы реабилитации и коррекции недостатков развития решаются через привлечение ребёнка к творческой деятельности, сотрудничество педагога с ребёнком, родителем.

Особенностями образовательно-воспитательного процесса являются те самые педагогические идеи и педагогические находки педагогов в работе с детьми с ОВЗ, которые дали отличные результаты, результативно апробированы на практике. Педагогическая деятельность направлена на социальную адаптацию, коррекцию и восстановление утраченного здоровья.

В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации предусмотрено расширение использования здоровьесберегающих, информационных, игровых технологий для развития и обучения детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Основные составляющие этой системы:

  • Организация рационального двигательного режима воспитанников.
  • Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
  • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не навреди!
  • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с детьми с ОВЗ:

Криотерапия – одна из методик здоровьесберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. 

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, снимается напряжение, дисциплинируется поведение.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Мелкая моторика играет важную роль в общем развитии ребенка:

– пальчиковая гимнастика;

– игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли);

– «сухой» бассейн;

– самомассаж;

– песочная терапия;

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц речевого аппарата:

– логоритмика, 

психогимнастика (мимика и пантомимика).

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов;

- формированию, развитию двигательных умений и навыков;

- развитию общей и мелкой моторики;

- и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Также большую роль в работе с детьми с ОВЗ оказывают информационные и коммуникационные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Целью применения ИКТ на занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

Области применения ИКТ для развития дошкольников.

  • Использование глобальной сети Интернет.
  • Использование компьютера для ведения документации
  • Использование развивающих компьютерных программ.
  • Использование компьютерных презентаций на занятиях.
  • Использование интерактивной доски на занятиях.
  • Использование компьютера для диагностики детей.

Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ дошкольного  возраста, так как наиболее полно удовлетворяют потребностям педагогической практики и самих детей. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие, а именно игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную – это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную – это освоение диалектики общения;

самореализации – полигон человеческой практики;

игротерапевтическую – это преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую – это выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.

В заключении хочется отметить, что основная цель педагога в работе с детьми с ОВЗ – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций применяя в работе современные педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...