Статья "Фольклорные праздники - формирование культуры ребёнка"
статья

Салагаева Людмила Борисовна

Фольклорные праздники имеют особое значение в формировании культуры ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорные праздники17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение № 17  

Фольклорные праздники - формирование культуры ребенка.

Е.Г. Коновалова  

Л. Б. Салагаева

 (г. Гурьевск)

     

      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры,

     Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии.

      Важно знакомить детей с обрядовыми праздниками. Они связаны с различными сторонами общественной жизни человека, с трудом. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

В традициях нашего народа есть множество занимательных обрядов и всяческих гуляний. Как правило, они посвящены различным народным праздникам. На весеннее равнодействие — 22 марта — приходится древний славянский праздник Жаворонки.

     Жаворонкам посвящался особый день - 22 марта, день Сорока мучеников Севастийских. Народная фантазия дала этому дню более близкое, «птичье» имя - Сороки. «Бывает, - уверяют опытные старики-старожилы, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те - непутящие: смерзнуть могут. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий».

Сороки повсеместно в русских деревнях - детский праздник. Накануне женщины пекут жаворонков (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, а утром раздают детям. Дети с криками и смехом несут их, сажают своих птиц на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки, прилетите! Студену зиму унесите! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с той же песней бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна песен, крика, детского смеха

В нашем детском саду мы стараемся приобщить детей к традициям русского народа. 22 марта провели народный праздник «Жаворонки». Интересно и весело прошел праздник. Педагоги познакомили детей с историей праздника, традициями, рассказали о том, что раньше всех прилетают из теплых стран жаворонки. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки.

Дети зазывали весну закличками, веселыми песнями и хороводами, изготавливали жаворонков из бумаги и развешивали их на ветках деревьев.  дети старших групп играли в русские народные игры, читали заклички и самостоятельно изготовили из цветной бумаги жаворонков. Своих жаворонков дети посадили во время прогулки на деревья, зазывая приход весны закличкой «Жаворонки, прилетите! Красну весну принесите!».

      Но самым запоминающимся для них стало самостоятельное изготовление жаворонков из теста. Глаза детей светились радостью и восторгом, а маленькие пальчики старательно работали, вылепливая крылышки и хвостики.

«Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником: ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки».  Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.  Обычай готовить хлебных птичек для встречи весны бытовал повсеместно. Обрядовое печенье называли по-разному: жаворонки, чувылки, тетёрки, скворечники, куличи, грачи. Замешивали тесто из ржаной муки. Ржаное тесто отличается пластичностью, позволяет лепить даже сложную форму. С детьми лепили такие формы: летящий жаворонок, жаворонок верёвочкой, жаворонок на гнезде, жаворонок с птенцами, жаворонок с ношей, жаворонок узелком. После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

      Любой праздник должен быть запоминающимся, ярким, веселым, оставляющим добрый след в душе. Фольклорный праздник «Жаворонки» пробудил у детей интерес к русскому фольклору, старинным традициям, подарил всем хорошее настроение.

      Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Яркостью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства. Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорный праздник заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.

     Мы убеждены, что приобщение детей к народному творчеству дело трудоемкое, но востребованное. Наша задача - зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, помочь нам, взрослым воспитать патриотов. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...

ДОУ, как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка.

материал был написан для выступления на городском круглом столе по вопросам толерантности...

Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.Формирование любви к Родине:в младшем в...

Статья: «Формирование валеологической культуры ребёнка»

Сформировать у детей правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни...

«Проблема формирования экологической культуры ребёнка»

Конспект мероприятия с родителями (круглый стол)...

Анкетирование родителей для совместной оценки формирования культуры здоровья ребёнка педагогами и родителями

1.     Анкетирование родителей для совместной оценки формирования культуры здоровья ребёнка педагогами и родителямиУважаемые родители _________________________________________...

Статья Фольклорные праздники - формирование культуры ребёнка

Знакомство детей с традициями русского народа....