Главные вкладки

    ДОУ, как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка.
    статья на тему

    Кунаковская Екатерина Владимировна

    материал был написан для выступления на городском круглом столе по вопросам толерантности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seychas_povsemestno_vsplyvaet_vopros_o_tolerantnosti.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сейчас повсеместно всплывает вопрос о толерантности. Многие отождествляют это понятие с терпимостью.

    Интерес к проблемам терпимости в нашей стране резко возрос в конце XX начале XXI века. Это обусловлено ростом межнациональной, этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма, терроризма, наблюдавшихся не только в нашем обществе, но и во всем мире.

    Введение понятия «толерантность», наряду с существовавшим и понятным русским термином «терпимость», несколько спутало карты. Дело в том, что толерантность на русский язык чаще всего переводится и как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это привело к возникновению серьезной дискуссии среди ученых (так называемый «спор о понятиях»).

    Можно было бы и проигнорировать эти споры, если бы не одно «но»! В психолого-педагогическом плане важно четко определиться в том, что мы вкладываем в данные термины. От этого зависит выделение конкретных параметров терпимости и толерантности, а значит, и постановка целей и задач воспитания, выбора адекватных педагогических технологии. Это очень ответственное дело, особенно когда мы говорим о формировании личности ребенка.

    Я думаю, что и терпимость, и толерантность имеют равное право на существование. Дело в том, что они отражают разные психологические реальности.

    Во-первых, и терпимое и толерантное отношение актуализируется тогда, когда мнения, оценки, верования, поведение других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Это объединяет названные понятия.

    Во-вторых, различает их то, что они выполняют разные функции. Толерантность дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, то есть толерантность носит адаптивный характер. Можно говорить о толерантности к тревоге, толерантности к чужой вере. Терпимость же, кроме адаптивной функции, выполняет еще и активную функцию, то есть дает возможность изменять чужое мнение, поведение другого человека, но без применения средств принуждения. [Из приложения к журналу "Воспитатель в детском саду"].

    Люди становятся агрессивными, нетерпимыми, жестокими. Как говорится, «Брат – на - брата, друг – на – друга, родители – на - детей, дети – на – родителей». Потому, что в обществе стёрты границы морального права, добра и зла, понимания хорошего и плохого, можно и нельзя.

    Такими люди не стали в один момент, не проснулись однажды утром, а формировались постепенно, последовательно, незаметно не одно поколение.

    Мы, психологи говорим – все проблемы из детства. Так вот и большинство наших принципов и устоев формируются уже в детстве, сформирована основа под них. В семье, в детском саду, в общении с другими людьми и детьми.

    В нашем ДОУ есть воспитанники других национальностей, но, к счастью, вопрос о не толерантном отношении никогда не поднимался!

    Может то, что я сейчас скажу – вещь очевидная, а может, наоборот – для кого-то станет открытием, но у детей нет проблемы толерантности. По крайней мере, в том понятии, какое мы сейчас вкладываем в это слово (в контексте отношения к людям других конфессий и национальных принадлежностей). Эту проблему мы сами, так сказать, навязываем детям – заостряем на ней внимание, рассказываем детям о таких вещах, о которых они и не знают!

    Дети подражают нам, берут с нас пример, следовательно, нужно начинать с себя, со своих поступков и мировоззрения!

    И значит мы: взрослые, родители, педагоги должны каждый день, каждую минуту показывать своим примером то, что дети ещё не понимают, не осознают, но уже перенимают, усваивают. И то правильное, нужное, хорошее, что мы покажем детям – будет сформировано у них (должно быть сформировано) на уровне произвольных рефлексов, на уровне бессознательного! Помочь младшему, старшему, жалеть и трепетно относиться к животным, природе, чужому труду, чувствам и желаниям других людей, уважать опыт и старость, уважать и любить свою страну, свою родину и пр. Ведь понятие толерантности распространяется не только на представителей других вероисповеданий и представителей других национальностей.

    Это понимание мы должны стремиться заложить так же на генетическом уровне нации. Потому, что эти, положительные, качества не формируются за мгновение – это долгая, кропотливая работа над ними общества, родителей, педагогов, СМИ и самих детей.

    Я считаю, что не следует «засорять» детские умы термином «толерантность» - сухим, формальным, который им ни о чём не говорит. У нас есть такие заменители, как товарищество, равенство, братство, дружба – их мы слышим гораздо реже сейчас, но именно они ласкают наш слух и наиболее понятны детскому, да и нашему восприятию!

    Отсюда вытекает вопрос воспитания! Кто-то сказал: «Воспитание – это способность переносить невоспитанность других».

    Т. е. «Терпеть» - а без терпения не может быть толерантности!

    Значит нужно просто воспитывать своих детей – всё оказывается просто!

    Следовательно, толерантность – это формирование не одного какого-то качества, а воспитание человека в целом!

    Со своей стороны, я предпринимаю всё возможное, для полноценного развития ребёнка. Мною разработана и находится на стадии апробации рабочая программа «Формирование картины мира дошкольников», которая состоит из 3 – х частей.

    1 часть – средний возраст 4-5 лет. Цикл занятий по книге О. Н. Саранской «Давайте дружить».

    2 часть – старший возраст 5-6 лет. Авторский цикл занятий «Работа со сказкой».

    3 часть – старший возраст 6-7 лет. Цикл занятий по книге А. А. Лопатиной, М. В. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей».

    Эта программа, в каком-то смысле, универсальная, позволяет затронуть многие аспекты развития и воспитания.

    Но главным в работе любого педагога, воспитателя, учителя, логопеда должно быть сотрудничество с родителями, семьёй и друг с другом!

    - У детства нет национальности!

    - Чужих детей не бывает!

    Когда мы, взрослые, поймём эти истины – не будет возникать проблем толерантности не только у детей, но и у нас, взрослых!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование культуры речевого общения

    Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

    Формирование культуры делового общения.

    В наше время задача формирования делового общения  являнтся необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса....

    Игры, направленные на формирование культуры речевого общения

    Игры,  направленные на формирование культуры речевого общения рассчитаны на работу с детьми среднего возраста, однако при необходимости могут быть использованы в работе с детьми старшей и подгото...

    Методические рекомендации педагогам «Формирование культуры речевого общения»

    1.             При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного ...

    Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

    Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

    Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

    laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...