Главные вкладки

    Формирование культуры делового общения.
    статья на тему

    Васильева Ольга Владимировна

    В наше время задача формирования делового общения  являнтся необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Васильева Ольга Владимировна

    МАДОУ № 18 г.Челябинск  

                                                                                                                   

    Современная действительность выдвинула   новые требования к профессиональной подготовке педагога, работающего в системе дошкольного образования. Возник вопрос  о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в котором есть реальная потребность. Реально востребованным и защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований.

    Сегодня, когда  в современном обществе происходят изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, необходимость повышения профессионально- педагогической культуры педагогов обусловлена возрастающими требованиями к уровню  общекультурной и специальной подготовки участников образовательного процесса.

    Большое значение для успешной педагогической деятельности имеет готовность и умение выстраивать отношения, вести активные диалоги с коллегами, решать педагогические ситуации и задачи. Для этого важна педагогическая культура педагога, его владение приемами и техниками делового общения.

    Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в  сфере  дошкольного образования и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Таким образом, формирование культуры делового общения  в ДОУ приобретает в современных условиях существенный смысл и является составной частью  процесса профессиональных отношений.

     Формирование здорового микроклимата в деятельности организации осуществляется при объединении усилий всех членов коллектива. Не только непосредственный руководитель предприятия, но и вся его команда должны работать во взаимодействии на достижение главной цели. Основная задача делового общения  в педагогическом коллективе ДОУ заключается в продуктивном сотрудничестве и улучшении отношений с коллегами, взаимодействие с которыми  направлено  на достижение совместного результата. Такая совместная деятельность подразумевает соблюдение единых целей, мотивов, взаимосвязи участников трудового процесса, а также распределение отдельных функций между ними. Основное правило общения  в педагогическом коллективе гласит: "Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам".

    Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, физиологии, логики, риторики.

    Педагогам необходимо уметь   свободно пользоваться разнообразными средствами дискуссии и убеждения  в их профессиональной  деятельности, владеть  культурой  делового общения, обладать  навыками  логичной и выразительной речи, эффективно воздействующей на собеседника в процессе коммуникации.

    Процесс делового общения для многих педагогов ДОУ связан с определенными трудностями. И дело даже не в том, что людям трудно развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы. Проблему делового  общения ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в особый социально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «правила игры», которому присущи определенные особенности.

    На современном  этапе развития педагогической науки и практики  проблема  формирования  культуры делового общения  связана еще и  с усложнением   профессиональных задач, потребностью личностной включенности педагога  в процесс освоения культуры делового общения.

    Трудности в решении этой задачи связаны с отсутствием у педагогов ДОУ знаний о культуре делового общения. Современное состояние профессиональной   культуры общения педагогов ДОУ нельзя высоко оценить и  в плане выстраивания корректных   отношений с другими людьми и  успешной работы в команде, умении пользоваться речевым и поведенческим этикетом, связно и логично выражать свои мысли и т.д.

    Для обеспечения целостности педагогического процесса, эффективности его результатов, необходима слаженная работа всего педагогического коллектива.          На эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива огромное влияние оказывает  уровень педагогической культуры   его членов, характер межличностных отношений, степень организованности и готовности педагогов к сотрудничеству, иными словами, наличие культуры делового общения.

    Умение педагогов целенаправленно формировать нужное впечатление о себе, умение слушать, аргументированно излагать свою точку зрения и нейтрализовывать эмоциональное напряжение, нередко возникающее в ситуациях общения с коллегами или родителями – все это является неоспоримым доказательством высокого уровня его культуры делового общения. И чем выше данный уровень у конкретного специалиста, тем большим  преимуществом и авторитетом он обладает.

    Рассмотрим  структуру культуры делового общения педагога ДОУ. Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура специалиста: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом соци-альные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

    Показателями культуры речи в деловом общении являются:

    • словарный состав (исключаются  жаргонные слова, диалектизмы);
    • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
    • произношение;
    • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
    • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений.

    Особых знаний, умений и навыков требует искусство  педагогов  выступать публично.  Сообщение  оратора обычно вызывает различную реакцию   слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие.  Хороший оратор обладает способностью по ходу  корректировать свою речь, добиваясь положительной  реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Умение педагогов  вести диалог и выстраивать деловые отношения на высоком творческом и культурном уровне еще не стало  профессиональным достоянием каждого участника педагогического процесса. Очень часто среди причин, препятствующих развитию данных навыков, педагоги  в числе прочих называют отсутствие соответствующей практики, а также низкую степень уверенности в себе.

    Возможность получения  опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно  практические навыки    способствует развитию способности  искусства выстраивать свою речь грамотно.

    Чтобы  сформировать  данный компонент культуры делового общения,    руководителю детского сада наиболее целесообразно  обратить внимание на следующие направления работы: проведение деловых игр, тренингов демократического поведения, тренингов управления конфликтом, позволяющих моделировать разные ситуации как межличностного, так  и профессионального общения - подгруппового и коллективного, и, способствующих выработке умений работать в одной команде.

    Метод групповых дискуссий и многие другие обеспечивают максимальную вовлеченность в процесс обучения, а, следовательно, и высокую эффективность приобретаемых педагогами ДОУ знаний. Применение  тренинговых методов позволяет активизировать процесс формирования культуры делового общения, формирует у педагогов  практические навыки и умения поведения в различных профессиональных ситуациях, способствует развитию самопознания  и нацеливает их на самосовершенствование, дает им возможность работать над собой не только в аудитории во время тренинга, но и самостоятельно.

    В рамках тренингов делового общения могут быть сформированы следующие умения и навыки.

    1. Навыки самопрезентации.

    2. Навыки презентации профессиональных идей.

    3. Навыки командного взаимодействия.

    4. Умение работать с возражениями.

    5. Умение убеждать.

    6. Умение вести переговоры.

    7. Умение регулировать эмоциональное напряжение, возникающее в ходе беседы.

    Отработка практических навыков  взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения является наиболее важной в процессе формирования культуры делового общения. Даже имея большой словарный запас, человек не  станет изъясняться лучше, если у него  не отработана методика его использования. Один из путей подхода к использованию на практике объема  памяти - это мозговой штурм. Мозговой штурм — это некритичный, не содержащий оценки процесс поиска и  выработки  решений или альтернативы. Мозговой штурм — метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.

    Этот метод помогает стимулировать мышление, основываясь на простом здравом смысле. С помощью него легко  выбрать правильный ответ на вопрос, располагая несколькими возможными ответами.

    Внешний облик и поведение специалиста также является неотъемлемой частью его деловой культуры. Дошкольные учреждения всегда предназначались  чтобы  на начальном этапе воспитывать и обучать чему-либо  формирующуюся личность ребёнка. Сегодня функция присмотра за детьми в дошкольных воспитательных учреждениях - одна из важных для общества, но не единственная, дошкольные учреждения предоставляют образовательные услуги и являются начальным звеном общей образовательной системы.

    Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике детских дошкольных учреждений актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.  В  последнее время интерес к проблеме   педагогического имиджа  резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано.  Современная педагогическая практика даёт основания предполагать, что имидж воспитателя оказывает эффективное влияние и на процесс формирования детских впечатлений и на профессиональную деятельность педагога дошкольного учреждения, на повышение его педагогического мастерства.

    Говоря об  имидже  дошкольного педагога в контексте формирования культуры делового общения, следует сказать, что специфика профессиональной сферы деятельности и положение воспитателя обязывают его способствовать эстетическому единству внутреннего содержания личности и  внешнего облика.

    Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться, поэтому соблюдение педагогами  норм делового этикета в отношении своей внешности и поведения в образовательном учреждении, повышает его эффективность в ситуациях делового взаимодействия.

    Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям.

    Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность специалиста, в состав которой входят следующие навыки:

    1)  умение вступать в контакт;

    2)  умение задавать вопросы;

    3)  умение вести «малый разговор»;

    4)  умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений;

    5)  умение услышать и понять интенции партнера;

    6) умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить;

    7)  умение передать партнеру, что его услышали и поняли;

    8)  умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др.

    Таким образом, корпоративная культура взаимодействия в детском саду, оказывает значимую помощь руководителю детского сада в организации сплоченной работы всего педагогического коллектива без  жестких административных методов воздействия на педагогов, кроме того, корпоративная культура общения способствует повышению имиджа  детского сада, приобретению им  положительной репутации.

    С нашей точки  зрения, напрямую содействовать формированию такого компонента культуры делового общения педагога  можно в ходе систематически проводимых следующих направлений работы:

    • привлечение педагогического коллектива к созданию символики детского сада, атрибутики, логотипов, девизов, а так же создание сценариев различных корпоративных мероприятий с последующим проведением;
    • участие педагогов в проектировании системы корпоративных коммуникаций в детском саду: определение потоков педагогической информации, распределение ответственных за те, или иные потоки информации, согласование единых отчетных документов и сроков их предоставления т.д;
    • организацию профессиональных конкурсов как средства формирования конкурентной среды;
    • создание и продвижение сайта детского сада, который  освещает его традиции , успехи и т.д;

    Проектирование механизма взаимодействия детского сада  с социальным окружением для формирования  положительного имиджа  учреждения и обеспечения открытости его деятельности.

    Для формирования культуры делового  общения руководителю дошкольного учреждения важно  поощрять и прививать активные формы взаимодействия педагогов, обогащать их опыт позитивного  решения конфликтных ситуаций, развивать умения согласовывать действия друг друга, осуществлять интерактивное  взаимодействие с социальным окружением

    Качество деловых отношений соответственно тоже во многом зависит от руководителя. Авторитет руководителя - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

    Формирование культуры деловых отношений является залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения, поскольку этот процесс  решает  многие социально-психологические  проблемы. Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов.  От него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом.

    Поскольку формирование культуры деловых отношений, как правило,  идет от формальных лидеров, то есть, от руководства организации, важно, чтобы руководитель, желающий  сформировать культуру делового общения  у своих сотрудников, сформировал для себя в первую очередь основные ценности своей организации.

    Культура делового отношения является необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. Овладение ей  позволяет ослабить многие организационные, психолого-педагогические, методические проблемы, создает благоприятные условия для каждого члена педагогического коллектива, способствует повышению имиджа  детского сада, положительной репутации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование культуры речевого общения

    Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

    ДОУ, как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка.

    материал был написан для выступления на городском круглом столе по вопросам толерантности...

    Игры, направленные на формирование культуры речевого общения

    Игры,  направленные на формирование культуры речевого общения рассчитаны на работу с детьми среднего возраста, однако при необходимости могут быть использованы в работе с детьми старшей и подгото...

    Методические рекомендации педагогам «Формирование культуры речевого общения»

    1.             При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного ...

    Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

    Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

    Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

    laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...