Картотека опытно- экспериментальной деятельности зимой на прогулке для всех возрастных групп.
опыты и эксперименты

Яшнова Лариса Юрьевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_.docx79.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке

в зимний период

(Вторая группа раннего возраста)

Декабрь

Опыт №1. «Снежинка-пушинка»

Цель: познакомить детей со снежинкой

Материал и оборудование: вырезанные из бумаги большая и маленькие снежинки.

Описание опыта: посмотрите, ребята, что это у меня в руках? (снежинка) Посмотрите какая она красивая, у нее много лучиков, как у солнышка. Она пришла к нам не одна, а со своими подружками-снежинками. Какого они цвета? (белого)(педагог подбрасывает их вверх). Что делают снежинки?(летят). Какие они? (легкие, воздушные).Они настоящие? Какие они? (бумажные, игрушечные).

У моей Маринки

Две красивые снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь, снежинок не видать.

Растаяли ваши снежинки? (нет). Почему? (они ненастоящие, поэтому и не тают в руках.

А давайте вытянем наши ручки ладошками вверх, что вы видите на варежках? (снежинки)

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать.

Как вы думаете куда делась снежинка? (растаяла)

Вывод: у снежинок есть лучики, они тают от тепла

Опыт №2.«Знакомство со свойствами снега»

Цель: формировать умения экспериментировать со снегом, развивать тактильные

ощущения, температурные различия (холодный снег)

Материал и оборудование: емкость со снегом.

Описание опыта: предложить детям посмотреть на снег. Какого цвета снег? Как вы

думаете он теплый или холодный? Набрать снег в емкость, предложить потрогать. Так

какой снег? Почему руки у вас стали мокрыми? (снег тает)

Снег-снежок, снег-снежок, по дорожке стелется,
Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.
Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки,
Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке.

Вывод: снег белый, тает от тепла.

Опыт №3. «Лепим снежок»

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, вызвать интерес.

Материал: емкость с рыхлым снегом и емкость с чуть потаенным снегом.

Описание опыта:

Белый снег пушистый в воздухе кружиться,

И на землю тихо падает, ложиться.

О чем говорится в стихотворении? Посмотрите вокруг, какого цвета снег? Давайте поиграем в снежки (педагог берет из емкости рассыпчатый снег). Ой, а я не могу сделать снежок, что происходит со снегом? (показать, что снег рассыпается). Что же делать, как нам слепить снежки? Появляется Снеговик. Я вам помогу, давайте унесем снег в тепло, снег подтает, станет влажным и липким. Пока снег стоит в тепле, Снеговик играет с детьми в подвижную игру «А ну-ка догони». После игры Снеговик выносит снег и пробует слепить снежок. Получилось у Снеговика слепить снежок. Как вы думаете, почему? (снег стал влажный, липкий) Снеговик лепит из оставшегося снега снежки и предлагает детям поиграть с ними

Вывод: из сухого, рыхлого снега лепить не получается, нам нужен влажный, липкий снег.

Опыт№4. «Разные ножки топают по снежной дорожке»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега

Материал и оборудование: игрушки: собачка, птичка

Описание опыта: обратить внимание детей на свежевыпавший снег. Какой снег? (белый). Появляется игрушка – собачка, с помощью которой на снегу появляются следы (педагог перемещает игрушку по снегу, вдавливая её в снег, чтобы следы были хорошо видны). Посмотрите, собачка пробежала и за ней остались следы ее лапок. Как вы думаете, почему? Наверное потому, что снег мягкий. А вот птичка прилетела и на снежок села, села посидела и улетела. (педагог ставит игрушку-птичкуна снег, вдавливая, чтобы следы были хорошо видны). Что осталось на снегу? Какой снежок? (мягкий, пушистый). А вы хотите посмотреть свои следы? (педагог берет ребенка, ставит его в снег, затем убирает). Чьи следы остались? Почему? Вот видите, разные ножки шагают по дорожке и что оставляют? (следы) Почему остаются следы, какой снег? (мягкий, пушистый)

Вывод: на снегу остаются следы, потому что снег мягкий, пушистый

Январь

Опыт №1. «Почему замерзает вода»

Цель: формировать познавательный интерес, показать зависимость состояния воды от температуры.

Материал и оборудование: 2 пластмассовые бутылки с водой.

Описание опыта: в две бутылки налить одинаковое количество воды. Одну бутылку заранее вынести на улицу, другую оставить в группе. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой в первой бутылке (вода замерзла). Зайти в группу и посмотреть, что стало с водой во второй бутылке (вода осталась прежней). Спросить, почему в первой бутылке вода замерзла, а во второй нет

Вывод: на холоде вода замерзает, превращается в лед.

Опыт №2. «Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать со льдом, называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный, может прилипать друг к другу

Материалы: разноцветный лед одной формы, но разного размера

Описание опыта: ребята встречаются с грустным Снеговиком. Давайте. Спросим Снеговика, что случилось. У всех ребят есть игрушки, а у меня только лед. Предложить детям взять в руки лед, рассмотреть его. Какой лёд: тёплый или холодный? (холодный). Льдинки хотят выскользнуть из рук? Значит они какие (скользкие). Конечно Снеговику грустно, а давайте ему поможем и сделаем из льдинок пирамидку (педагог мочит льдинки и прикладывает их друг к другу по размеру). Что стало с льдинками? (прилипли друг к другу) На что похожа эта игрушка-льдинка? (на пирамидку) намочить и приложить друг к другу Снеговик благодарит детей за помощь

Вывод: льдинки скользкие, мокрые, холодные, могут прилипать друг другу на морозе при намачивании

 

Опыт №3. «Ледяной кораблик»

Цель: показать детям, что лед плавает

Материалы и оборудование: пластиковые стаканчики, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего

Описание опыта: предложить детям узнать, может ли лед плавать. Для надо сделать ледяной кораблик. На трубочку надеть бумажный флажок и воткнуть ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Налить в стаканчик воду и оставить его на улице. Когда вода замерзнет, вытащить лед из стаканчика - получился ледяной кораблик с мачтой и флагом. Предложить опустить его в емкость с водой - он будет плавать!

Я кораблик смастерила,

По воде его пустила.

Ты плыви, кораблик мой,

А потом вернись домой!

Вывод: лед плавает – не тонет

Опыт №4 «Раскрасим ледяные шары»»

Цель: показать детям как делаются ледяные шары и что их можно раскрашивать

Материалы и оборудование: воздушные шары, вода, кисти, гуашь

Описание опыта: предложить детям налить с утра воды в воздушные шары, завязать и вынести их на улицу. Выйдя на прогулку посмотреть, что произошло с водой. (вода замерзла). Снять воздушный шарик. Какой получился шар (ледяной). Предложить детям раскрасить ледяные шары. Можно красить лед? Какой был ледяной шар раньше? (прозрачный). А теперь?

Вывод: лед может быть прозрачным и цветным

Февраль

Опыт №1 «Зимняя рыбалка»

Цель: доставить радость от игры-эксперимента, показать, что ко льду могут примерзать мокрые нити и поднимать его

Материалы: рыбка из фольги, разноцветные ледяные рыбки, нитки, вода

Описание опыта: к детям пришла рыбка-мама, она очень грустная. Все ее детки уплыли кто куда, и она их не может найти. Предложить детям помочь рыбке отловить ее шаловливых деток. Надо ниточку намочить водой и поймать рыбок-льдинок без помощи рук. Дети поочередно ловят. Отметить, что мокрая ниточка примерзает к ледяным рыбкам и помогает поднимать рыбок-льдинок.

Вывод: мокрые нити примерзают ко льду

Опыт №2. «»

Опыт №4. «Цветная сосулька»

Цель: познакомить детей с образованием сосулек

Материал и оборудование: коробка из-под сока, игла, нить, подкрашенная вода

Описание опыта: в гости к детям пришел Снеговик, у него приключилась беда, морковный нос утащили вороны. Предложить помочь Снеговику и сделать ему ледяной нос. Для этого толстой иглой необходимо сделать отверстие в донышке пустого тетра пакета и протянуть в него нитку. Иглу вывести через боковую стенку и закрепить нитку на узелок. Подвесить заготовку на улице и залить в пакет подкрашенную воду (для удобства использовать воронку). Если хотите сделать съедобную сосульку, то вместо воды можно взять томатный сок. Вода вытекает через отверстие внизу и, спускаясь по нитке, капает на землю. Через какое-то время вода достаточно остывает и начинает примерзать к нитке. В результате получается длинная сосулька, толщина которой будет зависеть от ширины отверстия в донышке и температуры подливаемой в пакет воды. Дети наблюдают за ходом образования сосульки. В тот день, когда сосулька достигнет необходимого размера предложить детям рассмотреть ее. Какая сосулька? (ледяная, холодная, скользкая). Сосульку вместо морковки приделать Снеговику

Вывод: сосулька образовывается из воды

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке

в зимний период

(Младшая группа)

Декабрь

Опыт №1. «Мы снежинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снежинки тают от тепла и становятся водой.

Описание опыта:

Смотрит ежик в небеса: 
Это что за чудеса? 
В небе ежики летают, 
А возьмешь в ладошки - тают. 
Ежики-ежинки 
Белые снежинки.

Предложить детям протянуть руки вперед. Рассмотреть на варежках снежинки. Снежинки – это застывшие капельки воды, похожие на звездочки. Предложить снять с одной руки варежку. Где быстрее растают снежинки на варежке или на ладони? Почему? Снежинки быстрее растают на ладони потому, что она теплая. А что будет со снежинками, если зайти в теплое помещение? Снежинки растают, и получится вода.

 Вывод: снежинки тают от тепла и становятся водой

Опыт №2. «Снег холодный и белый»

Цель: познакомить со свойствами снега

Материал и оборудование: стеклянная банка.

Описание опыта: набрать в банку снег, показать детям:
Рассказать историю о лисенке. Зимой лисёнок Фокс любит гулять на улице, ему очень нравится играть в снежкиили лепить снеговика.  Однажды он принёс домой снежок и оставил его в норе, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про снежок, побежал в прихожую. Он пропал – нет нигде, зато на полу блестела лужица.  

Предложить набрать снег в руку, какой он? (холодный).
Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). 
- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я.

- Вы чувствуете, как идет тепло?

- Какого цвета снег?

- Предложить набрать снег в банку и занести его в группу. Через некоторое время обратить внимание детей на то, что снег растаял, превратился в прозрачную воду.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная и можно заболеть).

Опыт №3. «Снеговик»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, что из снега можно лепить

Материал и оборудование: совки, формочки

Описание опыта: обратить  внимание детей на игрушку – Снеговика. Предложить рассмотреть его, потрогать. Вы хотите  поиграть со Снеговиком? Снеговик хотел слепить «пирожки», а как делать их он не знает, поможем нашему Снеговику?

Из чего на улице можно слепить «пирожки»? (из снега).Какой снег? (белый, холодный, липкий).Дети повторяют слова, трогают снег.

Снег  липкий, поэтому из него можно лепить «пирожки». Совочком разложить снег в формочки для песка и сделать из снега на подносе снежные фигурки («рыбка», «цветочек», «бабочка» и т.п.).Предложить детям сформовать из снега фигурки, пояснить, что снег надо брать совочком.

Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика. А можно ли нам есть такие «пирожки»? Нет, можно заболеть.

Вывод: из липкого снега можно лепить.

Опыт 4.«Ледяная горка»

Цель: дать знания детям о том, из чего состоит ледяная горка

Материал: детские ведерочки с водой, лопатки, санки, ледянка

Описание опыта: предложить детям при помощи детских лопаток сделать горку из снега для куклы. Дети собирают снег, формируя горку. Посадить куклу на игрушечные санки и попробовать ее прокатить. Почему санки не едут, а проваливаются? Что надо сделать со снегом? (прихлопать лопатками). Предложить еще раз прокатить куклу. Почему санки опять не едут? Если мы польем горку водой, что на ней образуется? Лед, какой? (скользкий). Предложить детям полить горку водой, подождать. Какой стал снег на горке? (плотный, скользкий). Во что он превратился? Затем катают куклу с ледяной горки.

Вывод: кататься на санках, ледянках можно с ледяной горки, со снежной санки не катятся

Январь

Опыт №1. «Превращение воды в лед»

Цель:познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

Материал и оборудование:четыре баночки с водой, гуашь красного, синего и желтого цвета,формочки и пластиковые стаканчики.

Описание опыта: предложить детям рассмотреть чистую воду в баночке. Какая вода? (прозрачная,чистая). Через баночки с водой мы можем увидеть друг друга Значит, она прозрачная и чистая. Водой мы моем наши ручки, умываем наше лицо, чистую водичку мы пьем, в чистой воде плавают рыбки.

Предложить детям превратить прозрачную водичку в цветную (педагог поочередно вливает краски в каждую баночку, закрепляя цвет), а затем разлить воду в формочки. Оставить воду до вечера на улице. Во второй половине занести формочки с водой в группу. Что случилось с водой? Вода и прозрачная, и цветная замерзла и превратилась в лед, она стала твердой, холодной.

Предложить вытащить льдинки из формочек и вынести их на улицу для украшения участка.

Вывод: прозрачная и цветная вода замерзает на морозе»

Опыт №2. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Цель: расширить знания о воде и льде

Материал и оборудование: стакан с водой, формочки из-под конфет.

Описание опыта: налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и оставим. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (На улице очень холодно). Предложить занести формочки со льдом в тёплое место. Что стало со льдом? Почему? (В группе тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод:на морозе вода превращается в лёд, лед в тепле тает и превращается обратно в воду.

Опыт №3. «Цветные льдинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд;закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Материал и оборудование: вода, краски, кисточки, формочки.

Описание опыта: закрепить знания о признаках зимы (холодно, снег, лёд). Подчеркнуть что вода на морозе, холоде замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать участок.

Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки и оставить на улице, чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Вывод: краски в воде растворяются, вода на морозе замерзает

Опыт №4.  «Украсим елочку»

Цель: формировать познавательный интерес, закрепить знания о том, что вода на морозе замерзает.

Материал и оборудование: емкости с цветной водой, формочки из-под конфет.

Описание опыта: предложить детям сделать украшения на елочку. А какие украшения можно сделать? (шары, звездочки, зверушки). В формочки из-под конфет  залить цветную воду. Затем в каждую налитую формочку положить толстую, длинную нить иоставить.В конце прогулки посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить бусами елочку и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Февраль

Опыт №1. «Рисуем по снегу»

Цель: развивать интерес к экспериментированию, умение рисовать по белому снегу

Материал и оборудование: вода в бутылках, с отверстием в крышке, гуашь

Описание опыта: посмотрите на бумагу, какого она цвета? Чем можно рисовать на бумаге? (фломастерами, карандашами, мелками, красками). А какого цвета снег? Можно ли рисовать на снегу? Можно рисовать палочкой, давайте попробуем. Дети рисуют. А еще можно рисовать цветной струей воды. Хотите попробовать? Предложить развести краски в воде, а затем порисовать на снегу струей воды

Вывод: рисовать можно не только на бумаге, но и на белом снеге.

Опыт №2.«Ветерок в моем оконце»

Цель: наглядно показать детям, что ветер не видим, но его можно почувствовать.

Материал и оборудование: бумажные салфетки

Описание опыта: предложить взять бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой». Подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась?

Мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце». А ветер всегда одинаковый? Какой бывает ветер зимой? (сильный, холодный, колючий). А летом? (теплый, нежный, ласковый) О каком ветре сейчас я скажу: ветерок – ветрище.

Вывод: ветер бывает разный в разное время года, зимой он холодный, сильный, колючий

Опыт №3. «Большие ножки шли по дорожке»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега

Описание опыта: предложить посмотреть на свежевыпавший снег.  Какой снег? (белый, холодный). Что остается после нас? (следы). А давайте попробуем ногами веточку елочки. Пойдем по снегу высоко поднимая колено и ставя пяточки рядом друг к другу, а носочки врозь. Какие красивые получились веточки. Почему на снегу остаются следы, какой снег? (мягкий, пушистый)

Вывод: на снегу остаются следы, потому что снег мягкий, пушистый

Опыт №4. «Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: емкости со снегом, льдом.

Описание опыта: вынести на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполнить на прогулке снегом. По окончании прогулки занести в помещение обе формы, оставить в теплом месте и понаблюдать в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выяснить, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке

Вывод:на полянке солнце быстрее растопит снег.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке

в зимний период

(средняя группа)

Декабрь

Опыт №1. «Почему идет пар изо рта?»

Цель: развивать мышление детей, умение самостоятельно подходить к ответу

Описание опыта: предложить выдохнуть воздух ртом. Что вы увидели? Почему на холоде идет пар изо рта? Воздух на улице – холодный, воздух, который мы выдыхаем, — теплый.

Вывод: пар образуется при встрече теплого и холодного воздуха

Опыт №2. «Липкий снег»

Цель: развивать интерес к экспериментированию

Материал и оборудование: совочки

Описание опыта: рассказать ребятам о том, что из снега можно делать снежки, комки, большие шары, из которых, в свою очередь, снеговиков, крепости. Предложить ребятам скатать из снега комочки. Почему из снега получаются комочки? (Снег липкий). А липкий он потому, что на улице стало теплее и он начал таять, поэтому из него можно лепить все что угодно! Рассказать детям, что снегу можно придать любую форму, показать, как можно превратить шары снега в другие фигуры. Можно так же показать, что из снега можно лепить куличики, так же, как и из песка.

Вывод: из липкого снега можно лепить фигуры.

Опыт №3.«Почему снег не лепится»

Цель: познакомить детей со свойством снега

Материал и оборудование: емкость под снег

Описание опыта: предложить детям поиграть в снежки. Почему снег не хочет лепиться и снежки разваливаются в руках? Напомнить, что снег состоит из кристаллов замерзшей воды. Когда температура воздуха низкая, они становятся жесткими и крепкими, поэтому не хотят прилипать друг к другу и становятся похожими на рассыпчатый сахар. В более теплые дни кристаллы подтаивают, образуя «мокрый» снег, который замечательно лепится. Давайте занесем снег в тепло. Через некоторое время, предложить посмотреть, что произошло со снегом. Какой он стал? (липкий, влажный).можно из такого снега лепить.

Вывод: невозможно лепить фигуры из рассыпчатого снега.

Опыт №4. «Дед Мороз и расписные окна»

Цель: вызвать интерес к экспериментировании, с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

Материал и оборудование: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины

Описание опыта: предложить детям, поиграть в Деда Мороза, спросить, что рисует Дед Мороз на окнах. Как вы думаете, из чего получаются узоры (капельки воды). Хотели бы вы нарисовать такие же узоры? Какой именно узор вы хотите  создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). Показать, как надо рисовать: кисточкой наносить водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой). Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстым.Вывод: узоры на окнах появляются за счет влажности, на стеклах можно рисовать узоры водой

Январь

Опыт №1. «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед- это твердая вода, в тепле лед тает).

Материал и оборудование: накрытое платочком блюдце со льдом

Описание опыта: сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Предложить пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, чточто то холодно, скользкое, мокрое. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока он будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка.  (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

После игры вынести лед на тарелочке. Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Давайте поставим тарелочку со льдом снова в тепло и вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «Лиса и заяц». Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании прогулки, смотрим, что стало со льдом (щн совсем растаял). Что случилось со льдом?

Опыт №2. «Теплая ладошка»

Цель: продолжать знакомить со свойством льда

Материал и оборудование: лопата

Описание опыта: разбить лед лопаткой, рассмотреть кусочки льда. Положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать за его таянием

Вывод: ладонь теплая, поэтому лед тает и превращается в воду.

Опыт № 3. «Таяние льда в воде»

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материал и оборудование: емкость с теплой водой, лед разного размера

Описание опыта: предложить детям поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересоваться, какая из них быстрее растает. Выслушать ответы детей и предложить унести емкость в теплое место. Через несколько минут, принести емкость. Какая льдинка растаяла быстрее?

Вывод: чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 4.  «Цветные бусы»

Цель: формировать познавательный интерес, закрепить знания о том, что вода на морозе замерзает.

Материал и оборудование: емкости с цветной водой, формочки из-под конфет.

Описание опыта: предложить детям сделать украшения для зверей, вылепленных из снега. А какие украшения можно сделать для зверей? Предложить сделать бусы. В формочки из-под конфет  залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.

В конце прогулки посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить бусами зверей и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

        Февраль

Опыт №1. «Как согреть руки?»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;

сохранение тепла).

Материал и оборудование: варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.      

Описание опыта: предложить детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно).

Предложить похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в

толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Потереть обратной стороной варежки

замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Опыт №2. «Следы на снегу»

Цель: учить распознавать следы на снегу

Материал:

Описание опыта: предложить детям рассмотреть свежевыпавший снег. Какой он? (белый, легкий, пушистый).Снег лежит чистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил. Можно увидеть прилетали ли птицы к кормушке. А вы хотите узнать, кто приходил или приезжал на участок к нам на участок? Дети рассматривают заранее приготовленные следы лыж, санок, а также следы птиц. Давайте и мы оставим свои следы, но не обычно, а нарисуем что-нибудь ножками. Что можно нарисовать? (солнышко, домик)

Вывод: на свежевыпавшем снеге видны следы, на нем можно рисовать

Опыт№3.«Какой снег растает быстрее, плотный или рыхлый?»

Цель: показать через эксперимент, какой снег тает быстрее

Материал и оборудование: поднос с емкостями для снега

Описание опыта: предложить детям взять два одинаковых кусочка снега. Первый оставим рыхлым, а из второго слепим плотный снежок. Давайте, положим, отнесем их в тепло и посмотрим,  какой растает быстрее? Через некоторое время вынести снег на улицу. Что произошло? Первым растаял тот снег, который был рыхлым. Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не смог, поэтому и согревал снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растаял быстрее.

Кстати, это хорошо знают садоводы. Еще в старину после обильных снегопадов детей звали в сад водить хороводы вокруг деревьев, чтобы утоптать снег вокруг них. Да и сейчас многие огородники советуют утаптывать снег у стволов. Объяснения этому разные: и то, что весной он дольше лежит, медленнее тает, и поэтому земля под ним дольше остается влажной, и то, что во время ранних оттепелей утоптанный снег не успевает сойти и поэтому деревья не рискуют пойти в рост раньше времени.

Вывод: рыхлый снег тает быстрее, чем плотный

Опыт№4. «Где будут первые проталинки?»

Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Материал: емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

Описание опыта: предложить детям вместе наполнить снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, оставить их на солнце и понаблюдать за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы   и   рябины   и   сравнить  ощущения   (кора   рябины   горячая,   березы  прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины ( вокруг деревьев с темными стволами).

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке

в зимний период

(старшая группа)

Декабрь

Опыт №1. «Сколько снега выпало?»

Цель: развивать умение замерять уровень снега, формировать познавательный интерес

Материал и оборудование: измеритель осадков

Описание опыта: предложите ребенку измерить количество выпавшего снега. Для этого нужно сделать специальный измеритель осадков.  Понадобится пластиковая бутылка (1,5-2 л), линейка, канцелярский нож и маркер. Разрезаете бутылку пополам, для эксперимента понадобится нижняя часть. С помощью линейки и маркера на боковой стороне измерителя нужно нарисовать шкалу — такую же, как на линейке. После этого приготовленный прибор помещается на открытой площадке, вдалеке от деревьев и у забора. Когда пройдет снег, замерить количество выпавшего снега у забора и на открытой площадке.

Вывод: у забора снега больше, чем на открытой площадке.

Опыт №2. «Теплый» сугроб»

Цель: показать, что снег от снега не только холодно, но и дает тепло.

Материал и оборудование: 2 емкости с горячей водой

Описание опыта: предложить взять две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставить на воздухе, другую закопать в снег. В конце прогулки вытащить их, сравнить в какой вода теплее, а в какой остыла. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе,  сохранила тепло, так как между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Опыт №3.«Снежные цветы»

Цель: познакомить детей с образованием  кристаллов, снежинок, «снежных цветов» из воды мыльных пузырей, развивать интерес к опытам и экспериментам

Материал и оборудование: мыльные пузыри, соломинка

Описание опыта: предложить детям взять мыльные пузыри и соломинки с собой на прогулку в морозный день. Как вы думаете, полетят ли мыльные пузыри в холодную погоду? Попробовать выдуть  из соломинки мыльные пузыри. Что вы видите? Снежные цветы образовались под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваются в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки, похожие на цветы

Вывод: под воздействием холода из воды возникают маленькие кристаллы, «снежные цветы»

Опыт №4. «Почему лыжи не утопают в снегу?»

Цель: дать детям знания о взаимодействии лыж и снега

Материал и оборудование: лыжи

Описание опыта: предложить детям прокатиться на лыжах. Ребята, как вы думаете почему, когда человек стоит на лыжах, он не проваливается ногами в снег?

Встаньте без лыж на сугроб. Что произошло? (провалились). А теперь опять наденьте лыжи и встаньте на сугроб. Есть разница? Снег - это множество собранных вместе маленьких кристаллов льда. Между ними есть небольшое количество воздуха, поэтому, когда человек становится в сугроб, он оказывает давление на снег, выдавливая из него воздух и изменяя форму кристаллов. Таким образом, сугроб проваливается.

Когда человек стоит на лыжах, давление, которое он оказывает на поверхность снега, равномерно распределяется по длине лыжи, то есть уменьшается. При таком давлении изменить форму кристаллов снега нельзя, поэтому снег под лыжами не проваливается.

Январь

Опыт №1. «Свойства воды».

Цель: показать на опыте, что вода расширяется при замерзании.

Материал и оборудование: стеклянная бутылка с водой

Описание опыта: на вечерней прогулке в сильный мороз выносится  стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро посмотреть, что произошло. Вода расширилась, бутылка лопнула

Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Опыт №2. «Свойства льда»

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Материал и оборудование: на подносе льдинки различной формы

Описание опыта: предложить детям рассмотреть льдинки. Как они были сделаны?  Давайте посмотрим, что будет, если их поместить в ёмкость с водой. Дети опускают льдинки в аквариум с водой. Обратить внимание на то, что льдинки не тонут. Объяснить, что лёд легче воды. Это свойство льда спасает водоёмы от промерзания и защищает живущих в водоёме обитателей. Однако когда лед тонкий, он очень хрупкий.Предложить стукнуть по льду молоточком. Что с ним произошло? А теперь наступите на тонкую льдинку. Что с ней стало? Поэтому никогда нельзя ходить по тонкому льду на водоемах, лед может треснуть, а вы провалиться.

Вывод: лёд – легче воды, поэтому не тонет, лед бывает тонким, хрупким, опасным

Опыт №3. «Сравни свойства воды, снега, льда»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материал и оборудование: емкости со снегом, водой, льдом.

Описание опыта: предложить детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Вывод: снег легче воды, в воде растворяется снег и лед, лед и снег не взаимодействуют

Опыт №4. «Цветные кирпичики»                

Цель: формировать познавательный интерес, закрепить знания о том, что вода на морозе замерзает.

Материал и оборудование: емкость с водой, краски, коробки из-под молока

Описание опыта: предложить детям сделать цветные кирпичики. В емкости с водой добавить краски разного цвета. В формочки  залить цветную воду и оставить на морозе. На следующий день посмотреть, что произошло с водой, вынуть кирпичики-льдинки и выложить из них различные рисунки (домик, солнышко и т.д.)

Вывод: цветная вода на морозе замерзает, можно делать из ледяных кирпичиков различные рисунки, постройки, украшать участок детского сада

Февраль

Опыт №1. «Ветер, ветер, ветерок»

Цель: познакомить детей с образованием ветра

Материал и оборудование: 2 свечи.

Описание опыта: предложить приоткрыть дверь на улицу, поставить первую свечу снизу, а вторую подержать вверху. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу).

Почему так происходит? У нас в детском саду теплый воздух. Он может летать, путешествовать. Такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там, где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Вывод: при движение холодного и теплого воздуха образуется ветер.

Опыт №2. «Как появляются сосульки»

Цель: рассказать детям об образовании сосулек, вызвать интерес к экспериментальной деятельности

Материал и оборудование: натянутая веревка, емкость с теплой водой

Описание опыта: обратить внимание детей на натянутую веревку, рассказать, что при ее помощи мы можем увидеть, как рождается сосулька. Предложить капнуть на веревку капельку воды, посмотреть, что веревка в данном месте замерзла, предложить капнуть еще. Что произошло с капелькой? (замерзла) Дети поочередно в течении прогулки капают на образующую сосульку, которая с каждой каплей увеличивается.

Вывод: сосулька образовывается из замёрзшей капли воды. Чем больше капель, тем длиннее и толще становится сосулька.

Опыт №3.«Лед и соль»

Цель: показать детям как взаимодействуют снег и лед

Материал и оборудование: кубики льда, соль

Описание опыта:

« Не идётся и не едется,

Потому что – гололедица;

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется»

А вы знаете, ребята, как нужно себя вести во время гололёда? Что нужно делать, для того, чтобы расчистить лед на дорогах?  Дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.

Вывод: посыпанный солью лед быстрее тает

Опыт №4. «Веточка тополя»

Цель: вызвать у воспитанников желание узнать, как влияет на веточку тополя мороз, тепло

Материал и оборудование: обломанная ветром веточка тополя, ваза с водой

Описание опыта: предложить детям поднять веточку тополя, рассмотреть ее. Какая она? (холодная, ломкая, замершая). Как вы думаете, что с ней произойдет, если мы ее занесем в тепло? (оттает). Занести веточку в тепло, после прогулки посмотреть, что изменилось (веточка стала гибкой, пошел по группе аромат). Давайте поставим веточку в вазу и понаблюдаем, какие еще изменения произойдут с веткой тополя.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке

в зимний период

(подготовительная группа)

Декабрь

Опыт №1. «Какая форма у снежинок?»

Цель: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал и оборудование: чёрная шерстяная ткань, лупа.

Описание опыта: обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»:

«Светло-пушистая дорогой бурною

Снежинка белая, легко проносится,

Какая чистая, не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!»

Рассмотреть снег, который нападал на черную бумагу через лупу, определить какой формы снежинки. Почему снежинки маленькие? Кто обломал снежинкам лучики?

Вывод: снежинки меняют форму в зависимости от погоды

Опыт №2. «Почему снег мягкий?»

Цель: совершенствовать знание детей о снеге.

Материал и оборудование: лопатки, ведёрки, ведерки с водой, лупа, чёрная бумага.

Описание опыта: предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, а затем в ведрах перенести его в кучу для горки. Придавить горку лопатой и предложить залить водой. Отметить, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а ведра с водой тяжёлым. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Опыт №3. «Почему снег греет?»

Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал и оборудование: лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Описание опыта: предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: в бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Опыт №4. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Цель: помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материал и оборудование: подносы для снеговых фигурок.

Описание опыта: в конце прогулки спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод: одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.


Январь

Опыт №.1 «Как работает термометр»

Цель: познакомить с работой термометра.

Материал и оборудование: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Описание опыта: зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Опыт №2. «Замерзание жидкостей»

Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал и оборудование: формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Описание опыта: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Затемжидкости разливают в различные формочки с различными жидкостями. В конце прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №3. «Откуда берётся иней?»

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал и оборудование: термос с горячей водой, тарелка.

Описание опыта:прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Рассмотреть деревья в инее. Спросить у детей как появляется иней. Предложитьпосмотреть как появляется иней. Открыть  термос с горячей водой, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт №4. «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материал и оборудование: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание опыта: перед детьми-миска с водой. Обсудить, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? Налить воду в неглубокую железную тарелочку и оставить до конца прогулки. Что произойдет с водой? (Вода превратится в лед.) В конце прогулки рассмотреть кусочки льда, образовавшиеся на поверхности воды. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Положить кусок льда в миску, и понаблюдать. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Предложить занести емкость с водой и льдинкой в группу, понаблюдать, что произойдет с льдинкой.

Вывод: вода на морозе замерзает, превращается в твердое вещество – лед, в тепле лед тает.

Февраль

Опыт №1. «Ледяной секретик»

Цель: показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал и оборудование: заранее подготовленный «ледяной секретик»- различные картинки

Описание опыта: загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом картинки. Дети отмечают, что все хорошо видно, так как лёд прозрачный. Предложить достать картинку из-подо льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Опыт №2. «Наживка» для льда»

Цель: познакомить с действием соли на лед.

Материал и оборудование: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Описание опыта: предложить детям вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук. Выслушать предлагаемые способы. Предложить свой вариант: опустить лед в стакан с водой, нитку положить на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпать немного соли на лед и подождать 5-10 минут. Взять за свободный конец нитки и вытащить кубик льда из стакана.

Вывод: соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его  участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью

Опыт №3.«Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить   с   двумя   агрегатными   состояниями   воды    -   жидким   итвердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал и оборудование: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Описание опыта: дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Вывод: вода принимает форму емкости, на холоде она замерзает, независимо от цвета

Опыт №4. «Выращиваем сосульки из очищенной и солёной воды»

Цель: познакомить детей с образованием сосулек, вызвать интерес.

Материал и оборудование:2 палки, 2 обрывка водосточной трубы

Описание опыта: предложить детям узнать, как образовывается сосулька. Для этого эксперимента необходимо взять палку, закрепить её на водосточной трубе. Предложить детям лить в одну трубу очищенную воду, в другую соленую каждые 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет? Так как на улице холодно, стекающая по палке вода сразу образовала маленькую замерзшую капельку на обеих палках. От периодического полива на замерзшей капельке нарастает еще капля, на ней ещё и ещё. Так вырастает маленькая сосулька. Однако, из очищенной воды мы получили ровную и гладкую сосульку, а из воды с примесью соли сосульку с неровной, ребристой поверхностью.

Вывод: из чистой воды вырастает сосулька ровная, из подсоленной воды ребристая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙМАЙ1. Могут ли менять форму твердые предметы?Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.Ход опыта: воспи...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ИЮНЬ

ИЮНЬ1. Волшебные стекла.Цель: выяснить, зависит ли цвет предметов от цвета стекла?Ход опыта: воспитатель раздает детям на прогулке цветные стекла из калейдоскопа. Предлагает посмотреть ...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ИЮЛЬ

ИЮЛЬ1. Почему на тропинках не растут растения?Цель: выяснить причину отсутствия растений на тропинках.Ход опыта: воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям палочками попробовать плотност...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. АВГУСТ

АВГУСТ1. Растворимость песков.Цель: выяснить степень растворимости пека в песочнице и сахарного песка.Ход опыта: воспитатель раздает детям по два стаканчика и ложку. Предлагает в один насыпать пе...

Картотека опытно - экспериментальной деятельности с водой для второй младшей группы

Вода - не так проста как кажется. Она хранит в себе много свойств. Именно экспериментируя с водой можно рассказать детям о свойствах воды, развить воображение, мелкую моторику, а также не только...