Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога Патракова Светлана Георгиевна
методическая разработка

Патракова Светлана Георгиевна

Моя педагогическая деятельность объединяет  два эмоциональных направления  детской деятельности - изобразительную деятельность и экологическое воспитание.

Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно- эстетическое воспитание от экологического воспитания. Применяю в своей работе новые технологии в создании пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования, бросового и природного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад «Оленёнок»

Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога

Патракова

Светлана

Георгиевна

с. Саранпауль, 2022


Индивидуальная программа

профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

ФИО  Патракова Светлана Георгиевна

1. Представление.

Образование

Средне - специальное, Ханты-Мансийское педагогическое училище Тюменской области 1991 г

Специальность

2010 Воспитание в дошкольном учреждении

Квалификация

Воспитатель  дошкольного учреждения

Стаж

стаж педагогической работы - 20 лет,

в должности воспитателя - 20 лет,

в данном учреждении – 12 лет.

Категория

соответствие занимаемой должности  по должности воспитатель

Увлечения/ хобби

Чтение книг, проведение праздников, путешествия и другое.

Уровень владения ИКТ

Средний уровень

2. План карьеры

Должность

Воспитатель

Возраст

50 год

Стаж работы

 28 год

Образование

Средне - специальное

  • Степень профессиональной компетентности

  • Какие новшества вы внесли в воспитательно – образовательный процесс за последние  годы? На решение какой проблемы они были направлены?

Описать предыдущий опыт самообразования

Моя педагогическая деятельность объединяет  два эмоциональных направления  детской деятельности - изобразительную деятельность и экологическое воспитание.

Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно- эстетическое воспитание от экологического воспитания. Применяю в своей работе новые технологии в создании пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования, бросового и природного материала.

Впервые обучение детей пейзажному рисованию я начала проводить в среднем дошкольном возрасте в игровой форме. Знакомились с художниками, орудием труда художника, проводила экскурсии на территории детского сада, где ребята наблюдали за деревья, кустарники, наблюдали, что колорит каждого времени года разный. Учила детей внимательно вглядываться в природу, видеть её красоту, читала стихи известных поэтов о природе, о её красоте и параллельно рассматривание пейзажа. В старшем дошкольном возрасте дети уже приобрели умение воспринимать художественные произведения различного содержания. В своей работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяла разнообразные формы и методы  работы. Благодаря этим формам и методам дети научились видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладели умениями не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу. Впечатление от картин известных художников не пропали даром, дети старались в своих рисунках передать «похожесть», нарисовать как «художники»

Для своей работы, я собрала  репродукции картин известных художников пейзажистов, различные виды пейзажа. Новшеством является внесение в художественную – образовательную деятельность регионального компонента через использование материала Северного края. (картин саранпаульских художников)

Таким образом, у детей значительно расширился творческий кругозор, расширился их творческий потенциал, выросли умения и навыки.

  • Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитании

Результатом своей деятельности в обучении и воспитании считаю:

- повышение уровня самообразования;

- использование передового опыта других педагогов и применение его на практике.

- вовлечение в эту деятельность родителей детей;

- распространение опыта на всероссийском, региональном и муниципальном уровне.

  • Спрогнозируйте основные направления деятельности на ближайшие годы

На год: «Пейзажная живопись – как средство восприятия детей ко всему прекрасному »

На 5 лет: «Организация работы с родителями и ДОУ»

  • Определите предполагаемые трудности

Были и есть и будут некоторые сложности в работе с детьми,  многие дети с  недостаточным уровнем социально-личностного и речевого развития.

  • Следующий этап своей работы с учётом сегодняшних трудностей будет заключаться в определении новых задач на перспективу развития подготовительного возраста.

 

  • Какая методическая помощь необходима
  • Хотелось бы пройти курсы в данной теме.

3. Самообразование

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила тему для повышения самообразования.

Тема: Пейзажная живопись – как средство восприятия детей ко всему прекрасному.

Актуальность

 Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре, одна из главных задач. Оказать помощь в ее решении  может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись. Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия  художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительного, активного отношения к окружающему. Поэтому педагогическая работа  по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения их красоты. Только после такой подготовки можно научить видеть эти проявления в художественных картинах.

 

Цели: Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту.

 Задачи: Развивать  у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать  от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего  прекрасный образ пейзажа.

       Продолжать работу над формированием у детей представления о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях.

      На доступном для детей уровне дать представления о пейзаже как особом жанре живописи

Планируемые результаты

Результатом реализации программы саморазвития являются  следующие  показатели:

1. Умение анализировать научно-методическую литературу.

         2.Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту.

         3.Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, осознавать многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность сопереживания художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление.

          4.Развивать  у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать  от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего  прекрасный образ пейзажа.

           5.Продолжать работу над формированием у детей представления о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях.

           6. Распространение собственного педагогического опыта.

План работы над темой по самообразованию

Этапы работы

Содержание

Сроки выполнения

Результат

1

Организационный

1.Определение  и постановка задач работы.

2. Подбор материала для работы с детьми на тему «Пейзажи в творчестве русских художников». (Стихи, репродукции, музыка, конспекты, консультации и др.)

Сентябрь

2018-2021

Определение этапов работы над темой.

Составление плана самообразования.

2

Образовательный

1.Подбор и ознакомление с методической литературой.

Чтение и анализ литературы.

2. Подбор материала по теме «Пейзажная живопись – как средства восприятия детей ко всему прекрасному»

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

Сентябрь

Список литературы для использования в работе над темой.

Подбор новых методов и приемов для развития самостоятельности детей

3

Практический

1.  Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей старшего  возраста через познание пейзажной живописи.

  

Октябрь

1.  Изучение темы: «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании» Е.Борисова

2.  Подбор практического материала работы

Ноябрь

1. Изучение темы: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников»»Роль пейзажной живописи в воспитании дошкольников. В.И.Волынкин

2. Пополнение картотеки

Декабрь

Картотека

Пополнение картотеки

Январь

Пополнение картотеки

Пополнение картотеки

Февраль

Изучение темы: «Методика обучения дошкольников рисованию пейзажа» В.Н.Яровцева

Март

Пополнение картотеки

Пополнение картотеки

Апрель

Пополнение картотеки

4

Аналитический

Самоанализ плана самообразования

Май

Самоанализ

5

Результативный

Составление отчета  о проделанной работе по теме самообразования.

Конец мая

Выступление с представлением опыта по теме самообразования на итоговом педсовете.

4. Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары и т.д.

Тема курсов

Место прохождения

Сроки

Удостоверение о повышении квалификации «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО» 72 ч

Санкт- Петербург

27.02.2015

Удостоверение о повышении квалификации «Оказание первой помощи в образовательных организациях» 36ч

Салехард

27.01.2017г

Удостоверение о повышении квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» 72ч

Салехард

27.10.2017

Семинар «Современные образовательные технологии- залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

20.12.2017

Семинар «Родной язык в дошкольном образовании: проекты и эффективные практики»

1-2.03.2018

Семинар «Организация работы субъектов системы профилактики по раннему выявлению несовершеннолетних, оказавшихся в СОП. Межведомственное взаимодействие учреждений, организаций и ведомств при работе с семьями несовершеннолетними СОП»

2019г

Удостоверение о повышении квалификации «Формирование первоначальных исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 72ч

Пермь

20.05.2020

Мастер-класс «Профессиональный стандарт в ДОО осуществление образовательной деятельности в группе воспитанников по образовательным программам ДО»

18.09.2021

Удостоверение о повышении квалификации «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей раннего возраста» 72ч

Санкт-Петербург

16.11.2021

Удостоверение о повышении квалификации «Организация работы с обучающимися с органиченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» 72ч

Смоленск

12.01.2022

Удостоверение о повышении квалификации «Оказание первой помощи» 108ч

Смоленск

19.01.2022

Вебинар Лестница интеллекта «Инструменты для развития мышления у детей дошкольного возраста»

Москва

20.05.2022

5. Собственная педагогическая деятельность

Содержание работы

Срок

Результат

1

Изучение нормативно-правовой, методической документации

Повышение правовой и методической компетенции

2

1.Участие в различных конкурсах

Детского творчества «У колыбели таланта»

2.Участие в конкурсе рисунков В гостях у сказки»

3. Всероссийское образовательное издание «Альманах педагога» в конкурсе

«Взаимодействие педагогов и родителей»

4.Всероссийское тестирование «Дошкольная педагогика»

5. Всероссийское тестирование «Теория и методика развития речи детей»

6. Всероссийское образовательное издание «Альманах педагога»

«ФГОС в системе дошкольного образования РФ»

7.Участие  «Разноцветные капельки»

8.Всероссийский конкурс «Ко дню матери»

9. Всероссийское образовательное издание «Альманах педагога»

Тестирование «На знание норм и правил охраны труда и техники безопасности в ДОУ»

10.Всероссийский «Портал Педагог»

Тестирование «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

11.Участие в мероприятии «Что такое доброта»

12. Опубликовала на портале МААМ  Лучший конспект Занятие по развитию речи

13. Опубликовала на Инфоуроке методическую разработку «В гостях у светофора»

14. Опубликовала на Инфоуроке методическую разработку кружка «Умники и умницы»

15. Участие в конкурсе «Капелька»

16.Опубликовала на портале МААМ «Лучший проект»

Исследовательский проект «Чем можно рисовать»

17. Опубликовала на портале МААМ «Лучшая методическая разработка»

Дополнительная программа кружка «Пейзажная живопись»

18. Всероссийское образовательное издание «Альманах педагога»  тестирование «Игра основной вид деятельности в ДОО»

19. Опубликовала методическую разработку  на «Портале Педагог»

Дополнительную программу «Пейзажная живопись»

20.Участие в исследовательском проекте «Мудрый совенок»

Сертификат 2016г

Диплом 2 место 2017г

Диплом 1 место 2017г

Диплом победителя 2017г

Диплом победителя 2017г

Диплом 1 место 2017г

Благодарность 2017г

Благодарность 2017г

Диплом 1 место 2019г

Диплом 1 место 2019г

Благодарность 2020г

Диплом 2 место 2020г Сертификат

Сертификат 2021г

Сертификат 2021г

Благодарность 2021г

Диплом 2 место 2022г Свидетельство

Диплом 2 место 2022г Свидетельство

Диплом 1 место 2022г

Свидетельство 2022г Сертификат

Диплом 2 место 2022г

6. Работа с детьми

Содержание работы

Срок

Результат

1

1. Разучивание стихов о природе, опираясь на пейзажи (Осень)

Октябрь

фотоматериалы

2

1.Занятие «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи».

2.Выставка детских рисунков «Осенние пейзажи»

Ноябрь

Конспекты

Фотоматериалы

3

1.Занятие «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Зимние пейзажи».

2.Коллективная работа «Зимний пейзаж»

Декабрь

Конспекты

Фотоматериалы

4

1.Создание альбома «Пейзажная живопись»

Январь

5

1.Чтение стихов о зиме на основе пейзажей

2.Дидактическая игра «Опиши картину»

Февраль

Конспекты

Фотоматериалы

6

1.Занятие «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи»

2.Стихи о весне на основе пейзажей

Март

Конспекты

Фотоматериалы

7

1.Конкурс для детей и родителей на лучший пейзаж про весну

2.Работа с родителями. Папка-передвижка «Зачем детям рисовать»

3.Стихи о лете на основе пейзажей

Апрель

Конспекты

Фотоматериалы

8

1.Презентация книги для родителей

2.Занятие «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Летние пейзажи»

3.Создание и оформление книги «Пейзажи руками детей»

Май

Конспекты

Фотоматериалы

7. Работа с родителями

Содержание работы

Срок

Результат

1

Консультация «Живопись и дети»

Сентябрь- октябрь

Беседы с родителями по теме.

2

Советы для родителей «Задачи художественно-творческого развития детей старшего возраста».

Ноябрь-декабрь

Папка-передвижка

3

 Папка-передвижка «Зачем детям рисовать»

Январь - февраль

Папка - передвижка

4

Конкурс для детей и родителей на лучший пейзаж про весну

Март - апрель

Размещение материала в уголок для родителей

5

Мастер- класс «Весенний пейзаж»

Май

8. Работа с педагогами

Содержание работы

Срок

Результат

1

Мастер-класс для педагогов «Рисуем зимний пейзаж»

2

9. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Моя педагогическая деятельность по художественно – эстетическому развитию  стала моей темой самообразования  с  2018 года. На протяжении  последних  лет, я работаю над этой  темой.  Мной был разработан проект « Пейзажная живопись- как средство восприятия детей ко всему прекрасному».

Изучила методическую литературу, а затем внедрила в практическую деятельность. Оборудовала в уголке по изобразительному искусству, «Мир творчества», здесь в свободном доступе есть все необходимые материалы, для творчества детей. Дети свободно могут заниматься, любимым делом. Наш уголок пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом и их интересами.

  В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись использовала  различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

 А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.

 Собрала и оформила коллекцию разных картин, фотографий, открыток о природе. Дети с интересом рассматривают их. Картины о природе особенно эмоционально воспринимаются детьми, если использовать музыкальное сопровождение.

Проводим выставки детских работ, чтение художественного слова, консультации с родителями,  занятия, передача опыта в форме мастер – класс, показ презентации.

Моя работа по теме самообразования подходит к концу. В свете ФГОС ДО, где большое внимание  уделяется совместной деятельности воспитателя с детьми, художественно – эстетическое - это  то направление, которое  развивает у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность.

Тема, задачи

Сроки

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Выступление на заседании МО воспитателей ДОУ.

В течение года

МО воспитателей ДОУ

2020г

МО воспитателей ДОУ

Выступление для педагогов

 « Приобщение детей к искусству»

2021г.

Показ презентации

МО воспитателей ДОУ

Проведение мастер-класса для педагогов « Рисуем зимний пейзаж»

2021г

Показ мастер-класса

МО воспитателей ДОУ

Выступление для педагогов «Уголок природы в детском саду»

2022г

Показ презентации

МО воспитателей ДОУ

Выступление для педагогов Отчет о кружковой работе

«Пейзажная живопись»

2022г

Показ презентации

Педсовед

11. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Указывается по каким вопросам реализации ФГОС будет изучаться литература, работы каких авторов  будут прочитаны воспитателем. Называются основные работы. Формой представления отчета может быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа

Конституция РФ, ст.43 - Содержание и гарантии права на образование.

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об образовании».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Семейный кодекс (от 29.12.1995 №223 -ФЗ).

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

ФГОС

12. Социальное партнерство

Наименование организации/учреждения партнера

Форма работы

Сроки

Результат

1. Пожарная  часть

2.Музей краеведческий

 

3.Библиотека

4. Художественная школа искусств

«Огонь наш враг-огонь наш друг»

Посещение музея (Экспозиция о нашем крае)

Викторина по сказкам К.И.Чуковского

По плану работы

Май 2022

Апрель 2022

По плану сельской библиотеки.

Преемственность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия      ПатлинаИмя...

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования Фамилия    ПатлинаИмя  ИринаОтчество    АлександровнаДолжность  ВоспитательВозра...

Самообразование Индивидуальная программа Профессионального и личностного совершенствования педагога 2019 - 2020 год

Направления работы в  доуЛичная темаЗадачи:1. Содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и ...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

Представляю вашиму вниманию!Маршрут профессионального и личностного  совершенствования педагога.«Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста».В нем содержатся разработанная це...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМоя цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство компетентность по использованию нетрадиционных техник рис...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога 2021-2022

laquo;Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»Моя цель:Повысить педагогический уровень и профессиональную компетентность по использованию нетрадиционных техник рисо...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога 2022-2023

Маршрут, по которому Я отправляюсьНЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМоя цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство компетентность по испол...