Проект Соль-Вред или Польза
проект (средняя группа)

Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol-_vred_ili_polza.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Образовательный центр «Созвездие» дошкольное отделение

143404 РОССИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛ, г.о КРАСНОГОРСК, ул. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, д. 13,

Контакты  +7(498)568-56-11 krgr_mbou_sozvezd@mosreg.ru

Исследовательский проект: «Соль-вред или польза»

Подготовила:

 МБОУ «Образовательный центр

«Созвездие»

Каштанова Е.А

г.о. Красногорск 2023 г

Паспорт проекта:

Вид проекта: «познавательно-исследовательский»

Состав участников: дети 4-5 лет

 Срок реализации: краткосрочный 3 недели (9.10.2023- 30.10.2023 гг.)

Цель проекта: Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о соли  и её  свойствах. Обогатить общие представления о здоровье человека. Сформировать представления о вреде и пользе соли.

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

1 ЭТАП - Планирование

  • Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
  • Узнать про соль, как можно больше.
  •  Провести опыты с солью.

2 ЭТАП - Реализация

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Подбор оборудования и материалов
  • Формирование групп детей и родителей.
  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.
  • Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Экскурсия на пищеблок.
  • Творческая группа «Сольцы» (поделки из соли, окрашивание соли)
  • Организация и проведение опытов в домашних условиях.
  • Чтение сказок, пословиц, поговорок.
  • Создание картотеки занимательных опытов про соль.

3 ЭТАП -  Заключение

  •  Оформление альбома пословицы, загадки, сказки о соли
  • Оформление альбома наблюдения опытов и экспериментов
  • Презентация результатов исследовательской деятельности.

Результаты работы

Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах соли;

 Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

 Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

 Обобщили   все   накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой  информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность.

 

Приложение 1

 «Что мы знаем о соли. Польза и вред соли»

Цель:

  • Закрепление знаний детей о разном состоянии соли (кристаллы, водно-соляной раствор), ее добычи и полезных свойств. 

Задачи:

  • Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
  • Наглядно показать и доказать, что соль не только полезна, но и вредна для человека и растений.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.
  • Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Как соль влияет на рост растений», «Кристаллизация соли», «Волшебное яйцо»;
  • Просмотр иллюстраций по теме.

Оборудование:

  • Презентация «Что мы знаем о соли?».

Для рисования:

  • Соль мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (холодных тонов) клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Ход  занятия

На протяжении всего занятия показ слайдов «Что мы знаем о соли?».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о веществе, с которым  вы хорошо знакомы. Вы догадались, о каком веществе я говорю?

Дети: Это соль!

Воспитатель: Правильно, это соль. Ребята, вспомним, что такое соль?

Ответы детей при просмотре слайдов:

  • Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде (слайд)
  • Добывают её и в море и на суше (слайд)
  • Из воды соль получают методом испарения (слайд)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем она полезна  для нашего организма?

  • В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна.
  • Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения (слайд)
  • Убивает микробов в воздухе при вдыхании.
  • Её используют для оздоровления (убивает микробов в воздухе при вдыхании) (слайд)
  • Служит для сохранения продуктов питания (слайд)

Воспитатель: Ребята, говоря о пользе, которую приносит соль человеку, Даша П. вам расскажет старинную словацкую народную сказку. Дарья как называется сказка?

Ребенок рассказывает сказку «Соль и золото»

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды?

Дети: В море и океане.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Проводится игра  «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь продолжим наш разговор.

Воспитатель: Ребята, соль не только приносит пользу, но и вред  для всего живого.

Я вам расскажу, чем соль вредна  для нашего организма и растений?

  • Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками (слайд)
  • Из нашего эксперимента с луковицами мы можем увидеть, что растения плохо растут, а в некоторых случаях даже умирают  в почве, где большое содержание соли.

Воспитатель: Ребята, мы с вами решили провести опыт с луковицей. Кто расскажет, как мы делали опыт?

Ребенок рассказывает пошагово ход эксперимента.

Воспитатель: В ходе эксперимента кой вывод мы можем сделать?

Дети: В почве где есть соль растения не растет, а значит и для человека вредна.

Воспитатель: Сделаем  выводы.

  • Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  • Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  • Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Воспитатель: Ребята вы уже знаете, что  при помощи соли можно рисовать. Сегодня мы с вами нарисуем елочки солью. Детям раздаются заготовки бумаги с нарисованным контуром в форме  елки. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос (Можно кончиком кисти добавить красок)

Воспитатель: Ребята вы молодцы!

Приложение 2

Пословицы и поговорки

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
  • Без соли, без хлеба худо беседа.
  • Соли не жалей, тай и есть веселей.
  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.
  • Пуд соли вместе съесть.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Соли нету, так и слова нету.
  • Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
  • От хлеба-соли и царь не отказывается.
  • Недосол на столе, пересол на спине.
  • За хлебом-солью каждая шутка хороша.
  • Щепотка соли делает сахар слаще.
  • Без хлеба, без соли ни кто не обедает.
  • Без хлеба, без соли худая беседа.
  • Помяни соль, чтоб дали хлеба.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  •  Хлеб да соль и обед пошел.
  • Так, солона, что в пот бросает.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  •   После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
  •  Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Щи капустою пригожи, а солью укусны.
  • Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.
  • Хлеб соль ешь, а правду режь.
  • Хлеб соль есть, да не про вашу честь.
  • Без соли стол кривой.
  • Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
  • Хлеб да соль вам, милости просим.
  • Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.

  • Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.
  • Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.
  • Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

  • Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
  • Хлеб-соль не бранит.
  • Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • Боронись хлебом и солью.
  • Соли не жалей, так есть веселей.
  • Живём — не тужим; хлеб едим, а иногда и подсаливаем.
  • Хлеб-соль — отплатное дело.
  • За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
  • Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).
  • За хлебом-солью все добро.

Приложение 3

Загадки про соль

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngРодилась я в воде, загадка

Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

                      (СОЛЬ)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЭтот камень можно есть

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели 

                               (ьлос).

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngСоль. загадка

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЗагадки для ребят. Соль

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя - 

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...

                  (соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngПовар

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png От воды родился

От воды родился,

А воды боится.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngСоль

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png В земле родится

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png В земле родится

В земле родился,

В огне крестился,

На воду пал –

Весь пропал.(соль)

Приложение 4

Удивительные истории о соли

Белое золото земли

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.

Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.

Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.

На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Где есть соль?

В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.

В 1626г.(почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже

типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».

Описание запоминающееся и верное.

Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)

Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.

Использование соли в лечебных целях

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Учебно – исследовательский проект «Шоколад – вред или польза?»

Шоколад – это больше, чем просто любимое лакомство детей. Он оказывает важное влияние на развитие ребенка. Общеизвестно, что мозгу человека, особенно в период обучения, необходима глюкоза, которая сод...

Исследовательский проект: «Шоколад вред или польза?»

В ходе проекта привлечь детей и родителей к поиску  информации, оформить результаты поиска в виде презентаций....

Исследовательский проект «Йогурт: вред или польза?»

Цель исследования: выяснить, как влияет йогурт на организм человека...

Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...

Исследовательский проект «Трансформеры: вред или польза?»

Автор -  Калиненко Иван ( 6 лет) воспитанник старшей  группы МБДОУ № 8 «Якорёк» Руководитель- воспитатель Попова Ю.А...

Проект выпускника детского сада "Польза настольных игр"

В проекте затронута и  раскрыта тема: "Настольные игры", в которой подробно рассказано их значение для развития детей и улучшения взаимоотношений в семье, с друзьями....