Познавательно-исследовательский проект «ЗИМУШКА-ЗИМА»
проект (младшая группа)

Рогожникова Ольга Сергеевна

 

 

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Работа над данным проектом позволяет объяснить и обогатить знания детей о зимнем времени года. Познакомить со снегом с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima_gr._ran.vozr_._1.docx115.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №11 «Одуванчик»

г. Мыски, Кемеровской области

Познавательно-исследовательский проект

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

Краткосрочный (2 недели)

Группа раннего возраста №1 (от 1 года до 2 лет)

Подготовила: Рогожникова Ольга Сергеевна (воспитатель)

2023

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Зимушка-зима»

Цель проекта: формирование представлений детей о зиме через различные виды детской деятельности; развитие познавательных, исследовательских, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные:
- формировать элементарные представления о зимних природных явлениях: (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни лесных животных и птиц в зимний период);

- познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает;

- формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов;

- познакомить детей с зимними развлечениями, праздником «Новый год».

- обогащать активный словарь детей: зима, снег, сосульки, холодный, санки, горка; предметы одежды (шапка, шарфик, варежки, сапожки, шуба); снеговик, снегурочка, мешок деда Мороза, подарки.

- укреплять здоровье детей путем приобщения к физическим движениям.

Развивающие:

- развивать пассивный словарь детей посредством общения;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.

Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;

- воспитывать умение внимательно слушать произведения о зиме, снеге.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки).

Автор проекта: воспитатель детей группы раннего возраста №1 – Рогожникова Ольга Сергеевна.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный.

Сроки реализации: 18-29 декабря 2023г.

Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста №1, родители воспитанников.

Основное направление: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, математическое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Предполагаемый результат:

  • у детей сформируются элементарные представления о зиме;
  • дети будут проявлять интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
  • рисунки «Падает снежок»;
  • лепка «Снежок».

Актуальность проекта:

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Работа над данным проектом позволяет объяснить и обогатить знания детей о зимнем времени года. Познакомить со снегом с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и экспериментирований именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Этапы

1. Подготовительный

Выявить первоначальные знания детей о зиме; о свойствах снега.

Определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта.

1. Наблюдение за детьми;

2. Обсуждение темы, определение целей, задач проекта;

3. Подбор методической литературы;

4. Подбор текстов художественных произведений: потешек, стихотворений, сказок;

5. Подготовка материала для продуктивной и изобразительной деятельности (бумага, пластилин, краски и пр.)

6. Подбор иллюстраций по теме «Зима»;

7. Консультация для родителей «Прогулки с детьми зимой»

2. Организационный

Задачи:

  • повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом; способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности, наблюдательности;
  • приобщать к рассматриванию иллюстраций, картинок в книгах, по просьбе воспитателя показывать знакомые предметы на картинках;
  • привлечь детей к самостоятельной деятельности; развивать умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов;
  • развивать активность детей в двигательной деятельности; совершенствовать умения и навыки в основных видах движений;
  • способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать её красоту;
  • воспитывать умение слушать новые произведения; предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы из стихотворения.

1. Беседы: «Приметы зимы», «Какая одежда нужна людям зимой?», «Во что играют дети зимой?».

2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Какой он – снег?» «Почему растаял снег?»

3. Чтение: А. Барто «Снег», О. Высотская «Холодно», О. Высотская «На санках», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Хорол «Зайчик». И. Токмакова «Медведь». Потешки: «Валенки», «Наша Маша…»

4. Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»: «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Птичья столовая».

5. Дидактические игры: «Оденем Машу на прогулку»; «Найди одинаковые картинки»

6. Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышке», «Кто быстрее?»

Игры и упражнения со снегом (на прогулке): «Мы скатаем снежный ком», «Большие ноги шли по дороге», «След в след»

7. Физкультминутки: «Снеговик пропал», «Собрались мы все в кружок», «В наших тепленьких сапожках», «Мороз».

Физическая культура «Прогулка с зайчиком в зимний лес»

8. Экскурсии по территории детского сада с целью проведения наблюдений за зимними природными явлениями (снег, сугробы, птицы).

9. Прослушивание аудиозаписей со звуками птиц и зверей; песнями о зиме (А. Александрова «Уж ты, Зимушка-зима», М. Красева «Зима», А. Филлипенко «Первый снег»).

3. Формирующий

Формировать умение детей рисовать снег пальчиком, способом прижимания по всей поверхности листа;

Уточнить и закрепить знание белого цвета;

Развивать внимание, интерес и положительное отношение к рисованию;

1. Лепка: «Снежки».

2. Рисование: «Падает снежок».

4. Итоговый

  • доставить детям радость, вызвать положительные эмоции;
  • выставка рисунков «Падает снежок»;
  • выставка: лепка «Снежок».

Приложение

Физкультминутки:

«Снеговик пропал»

Снеговик в лесу пропал (Поднимают обе руки вверх, руки скрещены);

Он куда-то убежал. (Движениями рук изображают бег)

Может, испугался волка? (Обнимают себя руками, изображая страх)

Может, зайка сбил с дороги? (Показывают руками ушки)

И в сугробах тонут ноги? (Поочередно высоко поднимают ноги)

Выпал беленький снежок

«Собрались мы все в кружок»

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем бегать мы скорее.

А потом потопаем и похлопаем.

«В наших тепленьких сапожках»

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

«Мороз»

Вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

Стихи и потешки о зиме.

О. Высотская «Холодно»

Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте поскорей! —

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

В. Хорол «Зайчик»

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

И дают морковку

На обед.

О. Высотская «На санках»

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

А. Барто «Снег»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто «Где мой пальчик?»

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

И. Токмакова «Медведь»

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под ёлкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь

Потешки

Наша Маша

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

«Валенки»

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Конспект игрового занятия по физической культуре

Тема: «Прогулка с Зайчиком в зимний лес»

Задачи:

  1. Образовательные:

• укреплять физическое и психическое здоровье;

• упражнять в умении ходить и бегать друг за другом;

• формировать умение выполнять прыжки на двух ногах;

• упражнять в ползании;

• обогащать и активизировать двигательный опыт детей.

  1. Развивающие: развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве, координацию и ритмичность движений.
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к занятию физической культурой; вызывать радость и удовольствие от совместных игровых действий; воспитывать смелость и уверенность при ходьбе по ограниченной плоскости.

Оборудование для занятия: снежинки – по 2 на каждого ребенка; игрушка – «Зайка»; ребристая доска; 2 веревки; стульчики.

Ход занятия:

I. Вводная часть. Организационный момент:

- Ребята, к нам в гости сегодня пришёл Зайка! (воспитатель показывает игрушку зайца) Он приглашает вас на прогулку в зимний лес. Пойдёмте с Зайчиком гулять?

По дорожке мы шагаем,

Громко топать начинаем.

Через маленький сугроб

Прыг-скок, прыг- скок!

По снежочку мы идем,

И совсем не устаём!

Ну а если не устали,

быстро- быстро побежали!

Дети идут друг за другом, 30 секунд.

Я иду спиной вперёд, несу в руке Зайца и предлагаю смотреть на него - формирование правильной осанки.

Дети топают.

Прыжки с продвижением вперёд.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам, упражнение на профилактику плоскостопия.

Бег друг за другом.

II. Основная часть:

- Вот мы оказались на лесной зимней полянке. Посмотрите, сколько здесь снежинок! Возьмите снежинки, мы с ними поиграем! А зайка посмотрит, как ребята умеют играть со снежинками (Дети стоят врассыпную лицом к воспитателю, в руках у каждого 2 снежинки).

1. Общеразвивающие упражнения:

1) «Показали – спрятали снежинки»

- Покажите, где ваши снежинки! А теперь спрячем их! Где снежинки? Спрятались! А теперь, где снежинки? Вот они! (Стоя, руки внизу, снежинки в каждой руке. Показать снежинки, руки вперёд, спрятать снежинки, руки за спину. Упражнение повторяется 4-5 раз).

2) «Прыгаем как зайки возле снежинок» (15-20 сек.)

- А теперь давайте положим снежинки на пол и попрыгаем возле снежинок как зайчики! (Снежинки положить на пол и попрыгать возле них, зайка прыгает вместе с детьми)

- Вот какие молодцы!

3) Дыхательное упражнение: «Подул ветерок на листочки».

- А теперь поднимите снежинки, давайте подуем на них, как будто ветер дует! (Дети поднимают листочки, дуют на них.)

- Давайте подарим красивые снежинки Зайке! (дети кладут снежинки в корзину).

- Вот как весело мы поиграли со снежинками, молодцы! Пойдёмте дальше гулять по лесу.

2. Основные виды движений:

1) Вот и речка на пути, надо речку перейти!

Зайка убежал вперёд и за мостиком ждёт нас.

Давайте перейдем мостик вслед за зайчиком. (Воспитатель показывает, как зайчик переходит через мостик. Дети проходят по ребристой доске вслед за зайцем и садятся на стул-пенек. Повторить упражнение 2-3 раза.)

2) Ой, зайчик убежал в дремучие заросли, там много низких деревьев и веток, никак не пройти, можно только проползти! Давайте проползем за зайчиком! (Ползание по дорожке между двумя линиями (ширина50 см))

III. Заключительная часть:

-Ребята, начинается сильный снег, метель!

Гимнастика «Ветер» (дети повторяют движения за воспитателем).

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух,

И на землю стелется

Белый-белый пух.

Дети крутятся вокруг своей оси

Встряхивают ладошки

- Молодцы ребята! Ох, какая сильная метель! Как много снега! Заиньке пора прятаться в норку, а мы вернемся к себе в группу! Спасибо, зайчик за интересную прогулку! До свидания!

Список используемой литературы

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Одуванчик», 2023 г.

2. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ Издательство : Карапуз дидактика, 2015 г.

3. Е. А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста/ Издательство «Мозаика - Синтез», 2012.

4. С. О. Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет-М. : РИПОЛ классик, 2009.

5. С. Н. Теплюк. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. -М. : Мозаика-синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима".

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима" во II младшей группе....

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у де...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима»

АктуальностьДанного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных измен...

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

Благодаря внедрению проекта "Зимушка-зима" удетей среднего дошкольного возраста значительно повысились и систематизировались представления  о зиме, как времени года, о зимних праздниках...

• познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"

познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Зимушка -зима» во второй младшей группе

Проект направлен на бережное и заботливое отношение к  природе, умение замечать красоту зимнего периода....