Рабочая программа кружка «Я – ребенок, и я имею право…» по формирование нравственно - правовых представлений посредством дидактической сказки
рабочая программа (старшая группа)

Шевченко Елена Петровна

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой Российского образования, в условиях модернизации, особую актуальность приобретает проблема правового воспитания детей дошкольного возраста. Один из центральных вопросов правового воспитания - формирование нравственных правовых представлений.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

В программе научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации программы у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и закладываются основы нравственно-правового воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_ya-_rebenok_i_ya_imeyu_pravo.docx321.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Я – ребенок, и я имею право…»

по формирование нравственно - правовых представлений посредством дидактической сказки

Руководитель – воспитатель

Шевченко Елена Петровна

                                                           Содержание

1.

Пояснительная записка        

2.Новизна программы        

3.Механизм реализации программы        

4.Этапы и сроки реализации        

5.Заключение        

6.Литература        

7.Приложение        

                                           

                                         Паспорт программы

Наименование программы

«Формирование нравственно - правовых представлений дошкольников»

Разработчик программы

Шевченко Елена Петровна

Вид программы

Творческий, информационно – практико -ориентированный

Продолжительность программы

Долгосрочный (2 года)

Участники программы

Педагог группы, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Цель программы

Повысить уровень развития нравственно-правового сознания через внедрение сказочных сюжетов.

Задачи программы

Образовательные:

- разработать и внедрить познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста с использованием дидактических сказок в образовательный процесс.

- разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника.

- сформировать нравственно правовые представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Развивающие:

- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности;

 - развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к сказкам;

- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Механизм реализации программы

- организация и проведение мероприятий;

- осуществление мониторинга;

-просветительская работа среди родителей воспитанников;

-распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения;

-размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Этапы реализации программы

Первый этап – организационно-подготовительный: - осуществление и определение теоретических основ проблемы;

-изучение и анализ научно-практической и методической литературы;

- определение цели, основных задач и направлений реализации программы

-определение форм, методов организации и проведении работы;

- проведение организационной и подготовительной работы с родителями воспитанников;

- составление плана реализации программы - разработка компьютерных дидактических игр, презентаций, конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев бесед, развлечений, конкурсов.

Второй этап – основной, практический:

- непосредственная реализация программы: проведение запланированных мероприятий программы с детьми и родителями;

- отслеживание промежуточных результатов работы программы.

Третий этап – итоговый:

- соотнесение результатов с целями и задачами программы - подготовка программы к презентации. 

Ожидаемые и конечные результаты программы

- формирование у детей умения применять накопленные практические навыки нравственно - правовых норм поведения в социуме;

 - умение различать понятия: «хороший» - «плохой»; «красивый» «некрасивый»; «правда» - «ложь»; «добро» - «зло»  в сказке и в жизни;

 - делать самостоятельный нравственный выбор; уметь выражать чувства и переживания словами;

- улучшение качества работы с детьми по ознакомлению со сказкой;

- улучшение работы с родителями по данному направлению работы.

        Программа «Я – ребенок, и я имею право…» для детей старшего  

дошкольного возраста   МБДОУ№1 «Родничок» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и требований Федерального государственного образовательного стандарта. 

                                          Пояснительная записка                                          

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой Российского образования, в условиях модернизации, особую актуальность приобретает проблема правового воспитания детей дошкольного возраста. Один из центральных вопросов правового воспитания - формирование нравственных правовых представлений.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Так же в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного Стандарта дошкольного образования. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Поэтому первоочередной задачей для педагогов является умение использовать наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей, которые формируют личность дошкольника.

Одним из средств формирования у дошкольников нравственно – правовых представлений является сказка.

                                    Новизна программы                                                

В программе научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации программы у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и закладываются основы нравственно-правового воспитания.

Программа «Я – ребенок, и я имею право…» - долгосрочная, рассчитана на 2 года и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя несколько блоков (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году. Каждый блок рассчитан на 1- 2 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, предметы, встречающиеся в сказке.

Цель программы:

Формирование у дошкольников нравственно - правового сознания через внедрение сказочных сюжетов.

В ходе работы над программой была выдвинута рабочая гипотеза:

в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно проводить нравственно-правовое просвещение;

ее успешность определяется соблюдением следующих педагогических условий:

если ее рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников, придавая усвоению нравственных норм базисный характер;

если будет проведен научно-обоснованный отбор знаний о правах ребенка и разработана адекватная методика их усвоения с помощью дидактических сказок;

если содержание Конвенции о правах ребенка будет реально представлено в педагогической деятельности воспитателя.

Задачи программы  

Образовательные:

Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственно-правовых качеств личности дошкольника.

Сформировать нравственно-правовых представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Развивающие:

 Развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности;

 Развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к сказкам;

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Концептуальные позиции программы

Принцип развивающего образования.

Принципы научной обоснованности и практической применимости.

Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Принцип интеграции образовательных областей.

Принцип решения образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности.

Механизм реализации программы                                                                

Осуществление мониторинга;

Организация и проведение мероприятий с детьми;

Работа с семьями воспитанников;

Размещение информации, фотографий на сайте детского сада;

Распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовое обеспечение:

Законодательной базой данной программы являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Кадровое обеспечение:

Педагоги ДОУ,

Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре),

Родители.

Информационно-методическое обеспечение:

Современные программы, технологии, научно-практическая и методическая литература.

Материально-техническое обеспечение:

1. ноутбук;

2. мультимедийное оборудование;

3. мультимедийные презентации;

4. дидактические игры;

5. демонстрационные пособия;

6. литературно-художественный материал.

Этапы и сроки реализации                                                                                

Организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми, родителями и социумом. На этом этапе проводится диагностика уровня представлений детей о нравственных качествах и цикл мероприятий по подбору информационного материала, созданию дидактических игр, мультимедийных презентаций.

Формы работы:

1.Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.

2.Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3.Создание компьютерных дидактических игр, мультимедийных презентаций.

Основной

Непосредственная реализация программы: проведение мероприятий.

Цикл мероприятий с детьми:

1.Образовательная область «Познание»: 

НОД «Путешествие по сказкам»;

НОД развлечение «В гости к нам пришла Лисичка»;

Совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг со сказками;

Театрализация по сказкам.

2. Образовательная область «Художественное творчество»:

НОД лепка «Герои сказок»;

НОД рисование «Как я попал в сказку»;

НОД художественный труд «Любимый сказочный персонаж»;

Совместная деятельность воспитателя с детьми аппликация.

3. Образовательная область «Коммуникация»:

Составление творческих рассказов «Моя любимая сказка», «Сказочные мотивы», «Василиса прекрасная»;

Беседы с детьми «Как раньше рассказывали сказки», «Знакомство с бабушкиным сундуком».

4. Образовательная область «Социализация»:

Дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди Василису», «Угадай сказочного персонажа»;

 Пальчиковые игры;

Сюжетно-ролевые игры.

5. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Чтение русских народных сказок.

Цикл мероприятий с родителями:

Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).

Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.

Совместное участие родителей и детей в них.

Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).

С социумом: экскурсия в детскую библиотеку.

Итоговый

1. Анализ программной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами программы);

2. Презентация результатов программной деятельности:

Выпуск CD диска «Дидактические игры и презентации по сказкам»;   развлечение «Путешествие по сказкам»;

Представление программы «Формирование нравственно - правовых представлений дошкольников на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждении.

                                                       Заключение                                                                                                              

Считаю, что благодаря участию в кружке у детей расширился нравственный опыт, нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие. Усилился интерес детей к сказкам, желание и умение их слушать, осмысленно воспринимать их; развивается эмоциональную отзывчивость; дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, с уважением стали относиться к близким, окружающим людям, природе. Дети стали менее застенчивыми при выборе роли в сказке, участие в кружке способствует успешной социализации ребенка в коллективе.

Программная кружковая деятельность способствует развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.

Основной вывод состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Нетрадиционный подход к нравственно-правовой работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.  С помощью волшебной сказки, возможно, проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.

Совместная работа объединила педагогов, детей и родителей в реализации кружковой деятельности «Формирование нравственно-правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки».

                                                                                                                       

Литература                                                                                                   19

1. Берлова, А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. / А. Л. Берлова – М.: «Просвещение», 2008. – 123с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 214с.

3. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств. / Т. П. Гаврилова – М.: «Просвещение», 2004. – 145с.

4. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома / В. В. Гербова – М.: Прометей, 2005. – 159с.

5.Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… / З. А. Гриценко - М.: «Просвещение», 2003. – 241с.

6. Каиров, И. А., Богданова, О. С. Азбука нравственного воспитания. / И. А. Каиров, О. С. Богданова – М.: Прометей, 2004. – 168с.

7. Рябкова, И. В. Учимся говорить правильно: праздники, игры и сказки. / И. В. Рябкова - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 213с.

8. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков. / О. А. Садилова – М.: Прометей, 2005. – 187с.

9. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. / Л. Б. Фесюкова – М.: «Просвещение», 2000. – 352с.

10. Шамаева, С. В. Апология сказки. / С. В. Шамаева - М.: «Просвещение», 2000. – 256с.

11. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».

12. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

Сказочный фон - Ольга Васильевна Смирнова

                                                                                                                                              Учебно – тематический план 5-6 лет                                           приложение 1

Сказка

Тема

«Сивка - бурка»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

«Гуси – лебеди»

Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Хаврошечка»

Трудолюбие, терпение

6-7 лет

Сказка

Тема

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

О зависти

«Василиса Прекрасная»

О любви к родителям

«Сказка о золотом петушке»

О совести

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

О жадности, милосердии, милостыне

«Айога»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Беляночка и Розочка»

Трудолюбие, терпение

приложение 2

Тематическое планирование  

Возраст

Тема

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная детско-родительская

деятельность

5-6 лет

Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

Сказка «Сивка – бурка»

Пословицы «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна»

Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика (сивка-бурка). Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Викторина по сказкам, где герои обладают данными качествами

Совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев

Тема: Послушание – не послушание, ответственность, смелость, любовь

Сказка «Царевна-лягушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность

«Мозаичный ковер»

Прочтение сказки на подобную тему

Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

Сказка «Цветик - семицветик»

Пословицы «Для милого дружка и сережка из ушка»

«Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго»

Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга  –выбора сердца. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души.

Этюд "Потерянная варежка"

Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила

Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

Сказка «Гуси-лебеди»

Пословица «Придет беда – не купишь ума»

Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Учить детей быть послушными, приветливыми.

Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают».

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Тема: Уважение, послушание, уважительное

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

«Вырастим цветы для мам и бабушек»

Составить рассказ о том, как члены семьи помогают дома друг другу

отношение к родителям

Сказка «Кукушка»

Пословица «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Хаврошечка»

Пословица

«Терпение и труд все перетрут».

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Рисование по сказке

«Как бы я помог Хаврошечке»

Изготовление атрибутов к сказке

6-7 лет

Тема: О зависти

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пословицы «Где счастье там и зависть», «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Тема: О любви к родителям

Сказка «Василиса Прекрасная»

Пословицы « Кто родителей почитает, тот век счастливым живет», «Без отца — бедность, без матери — сиротство», «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения

 Изготовление «Куклы-закрутки»

Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.

Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе

Тема: О совести

«Сказка о золотом петушке»

Пословица «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совести не перемудришь»

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению к злу.

Рисование по сказке

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом

Тема: О жадности, милосердии, милостыне

По басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Пословица «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась»

Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к грехам бессердечия и не милосердия

Этюд "Жадный поросенок"

Семейный проект «Волшебная страна семьи»

6-7 лет

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Айога»

Пословица «Умей ошибиться, умей и поправиться»

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке

Предложить родителям подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки об уважении, послушании, уважительном отношении к родителям

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Беляночка и Розочка»

Пословица «По труду и честь»

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков)

Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке

приложение 3

                                              Анкета для родителей

1. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.

2. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

3. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?

4. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?

5. Согласны ли Вы оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?

                                Анкета для воспитателей

1. Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.

2. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

3. Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка?

4. Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?

5. Какие формы и методы работы в ДОУ позволяют вести правовое просвещение дошкольников?

6. Какие, на Ваш взгляд, недочеты в работе ДОУ, не позволяют в полной мере осуществлять правовое воспитание дошкольников?

                                      Анкета для детей

1. Знаете ли Вы, что есть документы о правах детей?

2. Какие права детей Вы знаете?

3. Зачем ребенку знать свои права?

                                                                                                   

                                                                                                             приложение 4

                       Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»  

старшая группа                

 «Добрая сказка Гуси - Лебеди»

Цель: формирование у детей нравственных представлений о нормах поведения, взаимоотношений посредством сказочных сюжетов.

Задачи:

1. образовательные:

- формировать умение понимать математический смысл сказки, вовлекая детей в совместную содержательную и активную деятельность, вызывая у них радостное чувство успеха и положительные эмоции;

- упражнять в умении складывать целое изображение из нескольких частей;

- совершенствовать навыки решения задач;

-упражнять в умении составлять логическую цепочку из геометрических фигур.

2. развивающие:

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать речь.

3. воспитательные:

- содействовать формированию положительных взаимоотношений старших дошкольников в процессе общих дел;

- воспитывать у детей желание оказать сказочному персонажу посильную помощь.

Ход НОД

Воспитатель и дети стоят в кругу

Слайд

Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

«Доброе утро».

Воспитатель: Доброе утро, ребята (дети здороваются), садитесь на стульчики и немного порассуждаем.  Вы любите сказки? (Ответы детей) В любой сказке есть добрые герои и злые. Каких добрых героев сказок вы знаете? (ответы детей). А каких злых   героев или плохих? (Ответы детей). А если бы вы попали в сказку, каким героем вы хотели бы стать добрым или злым? (Ответы детей)

Если вы хотите стать добрыми героями, то значит, вы готовы прийти на помощь тому, кто оказался в беде.  Хотите отправиться в такое путешествие? (ответы детей). А как же нам быть,  кому нужна наша помощь? Я знаю, вот у меня есть волшебное зеркало! Оно подскажет, в какой сказке случилась беда, а вот и оно…

СЛАЙД (Зеркало)

Помогите- ка друзья, в сказке новая беда……..

Чтобы Ванечку найти

Испытания не легкие надо пройти.

Путь вам укажет волшебный клубок,

Спешите ребята, ведь путь ваш далек!

Воспитатель кидает клубок и подходит с детьми к печке

СЛАЙД (Печка)

Здравствуйте, ребята!

Ребенок: Здравствуй печка, не видела ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

СЛАЙД (Печка)

Выполните моё задание – скажу!

СЛАЙД (Печка)

Испекла я тортик вкусный,

Чтоб прохожим угодить.

Налетели гуси-гуси

И давай его дробить.

Вы ребята помогите,

Вкусный тортик соберите.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь печке? Чтобы ей помочь нам необходимо собрать пирог.

Дид. игра «Сложи квадрат» (обращаю внимание детей на то, что из частей мы собрали целое)

СЛАЙД (Печка)

Спасибо ребята, тортик сложили,

 Хорошее дело вы совершили….

 К яблоне путь свой скорее держите

И доброе дело еще совершите.

Идем к яблоне

СЛАЙД (Яблоня)

Здравствуйте, ребята!

 Ребенок: Здравствуй, яблоня. Ты не видела, куда гуси - лебеди полетели?

СЛАЙД (Яблоня)

Милые ребята, помогите, от яблок тяжелых меня освободите.

Но чтоб яблоки сорвать, нужно задачи уметь решать.

1.Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок? —

Два, но дедушке дадим,

И останется…(1)

2. Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

3.Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (три щенка)

4. На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

5. Сколько хвостов у четырех котов?

6. По дороге на полянку

Четыре морковки съел зайка,

На пенек потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка?

 Воспитатель снимает яблоки и кладет их в корзину.

СЛАЙД (Яблоня)

Речку глубокую вам нужно пройти, чтобы Ванюшу спасти от Яги.

Воспитатель: Ребята, нам придется пройти ряд   препятствий, чтобы спасти Ванюшку (кегли, обручи, кубики)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и снова мы помогли…..

Физминутка:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

Воспитатель: А вот и речка.

СЛАЙД (Речка)

Здравствуйте, ребята!

Ребенок здравствуй, речка, мы спешим на помощь к Ванюше, помоги нам найти его.

 СЛАЙД (Речка)

Всем друзьям помочь я рада,

Только вот для вас преграда-

Гуси мимо пролетали

и волшебный мост сломали,

чтобы мостик мой собрать

 геометрические фигуры надо знать.

Воспитатель: Ребята, а какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей)

 СЛАЙД (Речка)

Вот подсказка посмотрите -

Мост волшебный соберите (схема)

Выполняем задание с мягкими модулями.

СЛАЙД (Речка)

Спасибо ребята, дорога открыта!

Ванечка ждет вас, скорее друзья

Яга очень злая и медлить нельзя.

СЛАЙД (избушка Бабы – Яги)

Воспитатель: Ребята, подходим к избушке бабы Яги.

СЛАЙД (баба Яга)

Чую русским духом пахнет,

Час яга в окошко глянет.

вы зачем сюда явились?

А …. Наверно заблудились

Ребенок: Здравствуй, бабушка. Мы пришли за Ванечкой.

 СЛАЙД (баба Яга)

Не отдам я вам мальчонку,

Яга пустит сейчас слезенку!

Живу я в домике одна

 и друзей нет у меня.

И все понять я не могу, 
За что же не любят Бабушку - Ягу? 

Воспитатель: Ребята, а за что люди не любят Бабу - Ягу? (ответы детей)

Воспитатель: А ты не сиди на печи, а иди к людям и помогай им. И тогда они тебя будут любить и будет у тебя много друзей. Сейчас ребята расскажут тебе, какие добрые дела они совершили, чтобы найти Ванечку.

Дети перечисляют свои добрые дела

Ребенок: печке (рассказывает, что делали?)

Ребенок: яблоне (рассказывает, что делали?)

Ребенок: речке (рассказывает, что делали)

СЛАЙД (Баба - Яга)

Поступки ваши понравились мне очень,

Ванечку берите и домой скорей спешите,

А я полечу еще добрые дела делать.

Воспитатель: Вот видите, благодаря вашим хорошим делам,  Баба - Яга превратилась из злого сказочного героя в доброго героя. Ребята, вот и закончилось наше путешествие.  Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).  Что больше всего понравилось? (ответы детей).  Всем понравилось делать добрые дела?  (ответы детей). А всем ли понравилось быть добрыми героями?  (ответы детей). И мне очень понравилось путешествовать с вами. Спасибо вам ребята, до новой встречи в сказках!

приложение 5

Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок.  

Цель: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть» возможные варианты поиска помощи и самозащиты, закрепить знания о своих правах согласно Конвенции.

1. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

(детям предлагается поиграть в знакомую сказку, распределить роли с помощью считалки).

(после драматизации сказки  -  обсуждение  ситуации):

Воспитатель: (обращение к ребенку-зайчику). Что ты чувствовал, когда лиса тебя выгнала из избушки? (ответ ребенка-зайчика).

Воспитатель: (обращение к детям). Мог ли зайчик защитить себя в этой ситуации? А как? (рассуждения детей).

Воспитатель: Какое право нарушила лиса в этой сказке? (ответы детей: право на жилище). Чтобы вы могли посоветовать лисе?   (ответы детей).

2. Русская народная сказка «Золушка».

Проигрывание фрагмента сказки (обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки).

Воспитатель: (обращение к ребенку-Золушке).  Что ты почувствовала, когда мачеха с дочерями поехала на бал, а тебя не взяли? (ответ ребенка-Золушки).

Воспитатель: (обращение к детям). Давайте немного пофантазируем: как вы думаете, к кому могла обратиться Золушка за помощью? (варианты ответов детей).

Воспитатель: Как она могла защитить себя?  (ответы детей). Какое право нарушено в этой сказке? (ответы детей: право на отдых).

3. Сказка К. Чуковского «Айболит» (обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки, где доктор лечит Зверей).  

 - Почему звери так охотно обращались к доктору за помощью? (ответы детей). Чтобы вы, ребята, могли посоветовать зверюшкам, чтобы они не болели? (ответы детей).

 - Каким правом пользовались звери в этой сказке? (ответы детей: правом на медицинскую помощь)

4. Сказка К. Чуковского «Муха-цокотуха».

(обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки, когда на Муху - Цокотуху напал паук).

Воспитатель: (обращение к ребенку-Мухе-Цокотухе)

 - Что ты чувствовала, когда паук тебя тащил? (ответ ребенка-Мухи-Цокотухи).

Воспитатель: (обращение к ребятам)

 - Могла ли Муха-Цокотуха себя защитить и как? (рассуждения детей).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам «проиграть» эту ситуацию.

Проигрывание детьми данной ситуации.

Воспитатель: Какое право в этой сказке нарушил паук? (ответы детей: право на жизнь).

  5. Сказка «Приключения Буратино»»

Проигрывание фрагмента сказки.

(обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки, когда Мальвина учила читать и писать).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем Мальвина пыталась научить Буратино? (ответы детей). Какое право нарушил Буратино в сказке?   (ответы детей: право на образование).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы еще раз вспомнили с вами о правах, согласно Конвенции.

                                                                                                           приложение 6                            

                                                                                                 

Перечень дидактических сказок.

 Право на жизнь (статья 6 Конвенции):

 •    Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;

 •    К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;

 •Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

-  В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

•Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;

 - Братья Гримм «Бременские музыканты»;

•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

•    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на охрану и укрепление здоровья  (статья 24 Конвенции, Закон РФ «О правах ребенка»  статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья):

 •    Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

•    К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

 •    Г. Б, Остер «Зарядка для хвоста.

Равноправие (недискриминация) детей  (статья 30 Конвенции):

 Дж. Родари  «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции):

 •    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

•    Б. С. Житков «Храбрый утенок»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

 •    III. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;

 •    X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия  (статья 19 Конвенции):

 •    Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

 •    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

 •    Английская народная сказка «Три поросенка»;

•    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

•    Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;

•    Д. Р. Киплинг «Слоненок»;

 •    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

 •    К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;

 •  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции):

 •    В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

 •    Дж. Родари «Чиполлино»;

 •    X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Право на защиту ребенком своих прав и интересов (статьи 12, 16 Конвенции):

 •  С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Право на проживание в семье (статья 7 Конвенции):

 •    В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

 •    X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;

Ответственность семьи за ребенка  (статья 18 Конвенции):

 •    С. В. Михалков «Праздник непослушания»;

 •    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на жилище (статья 16 Конвенции):

 Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;

•    С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;

 •    Английская народная сказка «Три поросенка»;

 •    Дж. Родари «Чиполлино»;

 •    Братья Гримм «Бременские музыканты»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;

Право на имя (статья 7 Конвенции):

 •    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

 •    Ш. Перро «Золушка».

Право на образование (статья 28 Конвенции, Закон РФ «о правах ребенка»

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания):

•    А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти»;

•    Дж. Родари «Чиполлино»;

•    А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Право на труд (защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции):

 -  Сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка»;

•    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

•    Ш. Перро «Золушка»;

Право на отдых (статья 31 Конвенции):

•    Ш. Перро «Золушка»;

Право на защиту чести и достоинства (статья 19 Конвенции):

 -  Сказки: «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы»;

 •    А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

 •    К. И. Чуковский «Тараканище»;

•    X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;

 •    Д. Р. Киплинг «Слоненок».

Права детей-инвалидов  (статья 23 Конвенции):

 •    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

•    X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Запрещение участия детей в военных действиях (статья 38 Конвенции):

 •А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Право на защиту от насильственного перемещения   (статья11Конвенции):

 •    Сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;

 •    С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;

•    X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

 •    Братья Гримм «Снежная королева».

                                                                                                   

                                                                                                      приложение 7

                  Диаграмма уровня нравственно - правовых представлений

Сентябрь 2020 учебный год

 

   

1 – Ребенок самостоятельно и правильно называет правовые нормы поведения

              2 – правдивость

              3 – ответственность

              4 – вежливость

              5- отзыв

                                                                                                       

                                                                                                           

                                                                                                      приложение 9

                Диаграмма уровня нравственно - правовых представлений

Май 2022 учебный год

   

.

.

.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки в младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Воспитание нравственных качеств детей.Задачи:1.    Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других.2.    Развитие эмоциональной отзывчивости...

Рабочая программа кружка «ВЕСЁЛАЯ НАУКА» по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (Формирование элементарных математических представлений) для детей от 3 до 4 лет на 2020 – 2021 учебный год

  Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»     Содер...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки в младшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

МБДОУ «Детский сад№149» Нижегородская область.  г.Нижний Новгород. Автозаводский районКонспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельностипо формированию нравственных к...

Проект «Я – ребенок, и я имею право…» (формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)

В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.Кон...