Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе «Звук Ш»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Родичкина Ирина Валентиновна

Коррекционно-обучающие:

- активизация словаря,

- развитие лексико- грамматического строя,

- автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

 Коррекционно- развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия,

- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти,

- развитие силы высоты и силы голоса.

 Коррекционно- воспитательные:

-формирование эмоционального благоприятного микроклимата,

- воспитание навыка самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx99.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД

по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе

 «Звук Ш»

                                                                                  Составили

   учителя –логопеды  

                                                    Ильина С.В.

                                                          Родичкина И.В.

Цели:

Коррекционно-обучающие:

- активизация словаря,

- развитие лексико- грамматического строя,

- автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

 Коррекционно- развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия,

- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти,

- развитие силы высоты и силы голоса.

 Коррекционно- воспитательные:

-формирование эмоционального благоприятного микроклимата,

- воспитание навыка самоконтроля.

ХОД НОД

Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. как еще по другому можно сказать. И чтобы у всех было доброе настроение подарим им свои улыбки.

(садятся  на стулья)

Введение в тему

Раздается шуршание.

- Что это за звук? Что может шуршать  ? (Фантик, листья, бумага  , пакет).

 А может быть это кто-то шуршит? ( Паук , мышь, змея, кошка, насекомые, ежик).

Это мышонок Шуша. Как вы думаете , какой звук будем учить сегодня?

МыШонок ШуШа. (Звук Ш). Вы угадали. Почему?

Характеристика звука.

-Какой это звук? (согласный)

-Как вы определили? (воздух встречает преграду)

-Звук Ш он твёрдый или мягкий? (твёрдый одинокий)

-Глухой или звонкий?( глухой) Почему?

Артикуляция звука.

-В каком положении при произнесении звука находятся  органы артикуляции?(губы трубочкой, язычок чашечкой)

(Показ игрушки –языка)

Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы сделаем гимнастику для языка, губ. Для чего мы делаем гимнастику? ( чтобы укрепить мышцы языка, губ). ( Упражнения «улыбка-трубочка, чашечка, вкусное варенье».)

Дыхательная гимнастика.

 Упражнение «Каша кипит».

Положили руку между грудью и животом.

Вдох- надуваем живот.

Выдох- сдуваем.

При выдохе : « Ш-Ш-Ш».

Упражнение « Гуси шипят».

 Ноги на ширине плеч. Руки опущены, наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны и назад.

 На выдохе звук:«Ш-Ш-Ш».

Выпрямиться – вдох.

 Повтори на одном дыхании. Ша-ша-шо. Ши-ши-шу.

Упражнеиия на развитие высоты голоса. 

Упражнение «Стрелочки».  (слайд№2) 

Логопед с помощью указки показывает  уровень повышения  высоты голоса по стрелке.

Упражнения на развитие силы  голоса.

Упражнение «Ступенька». (слайд№3) 

Передвигаясь по ступенькам постепенно повышаем силу голоса

 Слоговая разминка.

Рифмовка (слайд№4) 

 Соедини начало рифмовок с нужными картинками и  на одном дыхании повтори фразу.

Мы превращаемся в поэтов.                                                      

Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мы качаем (малыша)                                                    

Аш-аш-аш, аш-аш-аш, мы доделали (шалаш)                                                  

Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, у воды шумит (камыш)

Шин-шин-шин, шин-шин-шин, на шкафу большой(кувшин)

Скороговорка. (слайд№5) 

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь ,не спишь?»

Мышонок шепчет мыши: « Шуршать  я буду тише.»

Игровая ситуация

Логопед : «Что-то мне мышонок шепчет на ушко. Он говорит, что он заблудился, потерял ключ от  дома. И просит помочь. Где же ты его потерял?»

Логопед превращается в Шапокляк .

 Шапокляк : « Ха-ха. Ключ у меня. Я вам отдам ключ, если вы пройдете испытания.»

-Ну что, поможете мышонку , ребята? (Поможем.)

Упражнение «Паровозик» (слайд №6-8) 

 Определение позиции звука Ш в словах

Упражнение «4 лишний». (слайд №9) 

_Найти лишний предмет в строке и объяснить свой выбор.

Физкультминутка(слайд №10-11)

Уселась кошка на окошко – имитация движений кошки.

И стала лапкой уши мыть.- показываем как кошка моет ушки.

Понаблюдав за ней немножко - руки сложены вместе перед подбородком.

Ее движенья можем повторить.

 Раз, два, три. Ну- ка повтори!- повторение движений

Раз, два, три. Ну- ка повтори!

Три, четыре, пять. Повтори опять!

Три, четыре, пять. Повтори опять!

Повтори опять!

Змея ползет лесной тропою,- имитация движения змеи левой рукой

Как лента, по земле скользит.- имитация движения змеи правой рукой

А мы движение такое - имитация движения змеи  двумя руками

Рукою можем вам изобразить.- повторение движений

Раз, два, три. Ну- ка повтори!

Раз, два, три. Ну- ка повтори!

Три, четыре, пять. Повтори опять!

Три, четыре, пять. Повтори опять!

Повтори опять!

Звуковой анализ и синтез

-Шапокляк подготовила новое задание. Справимся?

Подбор картинок к данным схемам. (слайд№12)

Автоматизация звука Ш в предложении

-Шапокляк сомневается, что вы умеете составлять предложения? Покажем ей, как мы это умеем.

 Составление предложений со словами ШКАФ. МЫШКА   с использованием предлогов ЗА ,ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.

Исправить неправильно составленные предложения. (слайд№13-14)

Кошка убегает от  мышки.  Каша готовит Машу.

Ландыш нашел Наташу. Лягушка боится мошек.

Логопед достает конверт и читает письмо от Шапокляк : «Вы прошли испытания. Молодцы! Ключ находится за домиком в предмете, в названии которого звук Ш стоит в начале слова.» Дети идут за домик и находят ключ. (слайд  №15).

Упражнение на релаксацию

Наступает волшебный сон.

 Реснички опускаются. Снег падает.

Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем-2

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают,,,,2 раза

Шея не напряжена и рассла-а-аблена..

Губы чуть приоткрываютя

Все чудесно расслабляется….

Дышится легко…ровно…. Глубоко…(пауза)

Мы спокойно отдыхаем ….

Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем…

Потянулись…..Улыбнулись.

Рефлексия.

-Вы молодцы. Вы справились со всеми заданиями Шапокляк, помогли Шуше вернуться домой.

-Чем понравилось занятие ?  Какие задания понравились больше всего?

-Какие задания были самые трудные?

-Что запомнилось?

-Кто сегодня хорошо работал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.

Тема: «Звук [л]»(старшая группа, 1 год обучения)...

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте "Королевство Читай-ка"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с нарушениями речи (подготовительная группа)...

Конспект ООД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п], [п’].

              - закрепить навыки различия и четкого произношения звуков [п], [п`]...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте (подготовительная группа) Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.

Коррекционно - обучающие цели: учить  детей давать  сравнительную  акустико – артикуляционную   характеристику  звуков Д-Дь; дифференцировать   звуки Д ...