РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая, средняя группа)

Кошкина Александра Евгеньевна

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

В игре воспитателю принадлежит ведущая роль, он многому учит детей, формирует моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру педагогического значения.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельному ребенку.

Приемы руководства игрой формируют у детей следующие навыки:

- умение не только выполнять предложенные взрослым игровые задачи, но и самому принимать их на основе косвенно обозначенной воображаемой ситуации;

- желание выполнять игровые задачи самостоятельно, охотно повторять и варьировать их при незначительной помощи взрослого;

- умение выполнять игровые действия более аккуратно, последовательно, не спеша;

- умение готовиться к выполнению игровой задачи, используя последовательно несколько действий, связанных по смыслу, употреблять в игре 3- 5 игрушек;

- умение использовать в игре предметы- заместители, предметы нарисованные на плоскости;

- стремление называть свои действия словом и обозначать игровым именем предметы - заместители ( кружок- это тарелка, пряник);

- умение использовать и называть воображаемые предметы, отсутствующие в данный момент ( в чашке- « молоко», в тарелке –«каша»);

- желание вносить в игру новое, что было подмечено самим ребенком при наблюдении за окружающим;

- интерес к игре сверстников, желание вступить в игру с ними.

Если не соблюдаются все правила руководства игрой, игра распадается или переходит в механический характер.

Первое условие успешного руководства игрой – умение наблюдать детей, понимать ребенка, понимать его переживания.

Уже в самых первых играх сказывается влияние взрослых, ребенок очень рано начинает подражать окружающим его людям, и взрослые сознательно становятся примером для подражания. Взрослый, прежде чем дать погремушку показывает, как нужно действовать с ней: малыш, подражая им, пытается сделать тоже самое.

Огромную роль в формировании игровой деятельности играет игрушка, которую предлагает взрослый. Игрушки применяют как наглядное пособие для занятия с детьми. Воспитателю или родителю нужно так подобрать игрушку, чтобы она радовала ребенка, была ему понятна в игре. Самостоятельная игра будет протекать более успешно если в нее последовательно вовлекаются условно - образные игрушки (конь - качалка), реалистические игрушки (изображение собаки, где соблюдены пропорции тела, узнается порода), а затем игрушки- заместители (палочка вместо градусника).

В раннем возрасте малыш воспроизводит знакомые действия взрослых, которые он видит и хочет осуществлять самостоятельно. Поэтому развивающей игровой средой для такого ребенка будут различные сюжетные игрушки и бытовая атрибутика к ним (посуда, мебель, одежда, различные наборы: «магазин», «поликлиника»). Главное чтобы все игровые предметы были знакомы ребенку по его непосредственному опыту: кастрюлька чтобы варить кашу, машинка - катать или возить игрушки, палочка от эскимо - смотреть горлышко и т.д.

Для отображения в игре первоначальных знаний необходима условно - образная игрушка. Первые такие игрушки (куклы - неваляшки, надувные игрушки) предлагаются детям в 5- 6 месяцев. В 10-11 месяцев ребенок переходит к игре с нею (кормят собачку, у которой ярко выражен ротик).

От года до полутора лет ребенку необходимы условно - образные игрушки из различных материалов, плавающие игрушки. Желательно, чтобы в распоряжении детей были разные игрушки одного названия, чтобы малыши могли их сравнивать, обобщать, совершать игровые действия.

От полутора до двух лет можно дать ребенку пирамидку из 3 видов колец, а затем из 5 колец на конусообразном стержне, затем можно предложить игрушку вкладыш (сначала с одним, а потом увеличивают до 3 к концу второго года). В этом возрасте требуются разнообразные сюжетно - образные игрушки, различные по степени обобщенности образа. Также предлагаются кубики, на которых изображены понятные предметы, затем к концу 2 года малышам можно предложить первые настольно - печатные настольные игры типа разрезных картинок. Для развития действий, детского воображения и речи полезны не только предметы - заместители, но и предметы, изображенные на плоскости. Например, для купания куклы предлагается ванночка, а «облить» куклу сами малыши могут стоя под изображенным на панно душем, там же они могут «взять» в руки «мыло».

Двухлетний ребенок, с помощью взрослого активно познает мир, становится более самостоятелен и умел. К трем годам он уже заявляет: «Я сам».

Для всестороннего развития детей необходимы разные виды игрушек: моторно - спортивные, технические, сюжетно - образные, настольно - дидактические, музыкальные, театральные и игры забавы. Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку хорошо иметь дудочку, игрушечное пианино, заводных птичек, поющих разными голосами.

Спокойные настольные игры, предназначены для умственного развития детей третьего года жизни, более разнообразны, чем игры детей второго года. Цветная мозаика хороша для развития движений пальцев, знаний о цвете. Необходимо следить, чтобы ребенок не брал мелкие детали в рот, не разбрасывал.

В любой деятельности важно следить за физической, психической нагрузкой ребенка.

Формируя игру детей раннего возраста, необходимо вдумчиво изменять игровую среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития их игровой деятельностью.

Правильная организация предметно - игровой среды формирует самостоятельную игру детей раннего возраста.

Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать спокойную обстановку, подобрать игрушки, проводить правильное руководство. Возможность играть должна быть предоставлена в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и игрой - занятием, на прогулке, после сна во второй половине после дня.

Игры в утренние часы помогает создать хорошее, бодрое настроение, помогает безболезненно расставаться с родителями.

В групповой комнате нужно создать обстановку для проведения различных игр. Особое место надо выделить для строительного материала, игрушки располагают так, чтобы к ним можно было легко подойти и поставить их на место, в группе должно быть место для подвижных игр с игрушками, в чем большая потребность у маленького ребенка: дети перевозят игрушки, катают их.

Время от времени игрушки нужно пополнять новыми, менять их. Внос каждой новой игрушки должен быть продуман и носить игровой характер. Каждая игрушка должна иметь свое место.

Особенно хорошо нужно организовать игры на участке. Этим играм отводится больше всего времени, игры на свежем воздухе очень полезны для здоровья ребенка и его развития. Для игр на участке всем детям предлагаются все виды игрушек, в соответствии со временем года. На участке дети не ограничены в движениях, они могут побегать, порезвиться, затеять игры, которые трудно организовать в группе. Также на участке необходимо создать место для спокойных игр. На прогулке воспитателю чаще, чем в помещении, приходится быть активным участником детских игр.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности ребенка, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Руководство игрой должно основываться на знании закономерности ее развития. Руководя игрой необходимо сохранять самостоятельность детей, развивать инициативу, фантазию. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Руководство игровой деятельностью детей среднего возраста "Поисковая экспедиция"

Цель: развивать в детях интерес к исследовательской деятельности. Задачи:обучающие:  ·        тренировать детей в ориентировке на листе бумаги: вверху, вни...

Методическая разработка "Руководство игровой деятельностью детей раннего возраста"

Игра занимает особое место в жизни ребенка. Игра – это присущий только детям способ познания мира.  Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им х...

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

Приёмы используемые при организации игровой деятельности детей раннего возраста...