ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА
методическая разработка (старшая группа)

Чувашова Анна Викторовна

Аннотация: Автор данной статьи рассуждает на тему эффективности использования конструктора Лего в организации коррекционной работы педагога с детьми дошкольного возраста. Опыт работы автора в логопедической группе доказал состоятельность Лего-технологии. Организации коррекционной работы с Лего-конструктором оказывает благоприятное воздействие не только на речевую сферу дошкольников, но и на их разностороннее развитие.

Клю

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Аннотация: Автор данной статьи рассуждает на тему эффективности использования конструктора Лего в организации коррекционной работы педагога с детьми дошкольного возраста. Опыт работы автора в логопедической группе доказал состоятельность Лего-технологии. Организации коррекционной работы с Лего-конструктором оказывает благоприятное воздействие не только на речевую сферу дошкольников, но и на их разностороннее развитие.

Ключевые слова: инновационные технологии, Лего-технология, безопасность, многофункциональность, индивидуальный подход, речевое развитие, дидактическая игра.

Дошкольная педагогика в настоящее время предполагает использование различных современных технологий, пособий, форм взаимодействия с воспитанниками. Многие инновационные технологии ежедневно доказывают свою продуктивность на практике, помогают детям преодолевать сложности различного характера, способствуют разностороннему развитию. Одной из таких является Лего-технология.

Лего-технология – это яркий представитель системно-деятельностного подхода, который предполагает, что в работе ребёнка будут чередоваться практические и умственные действия. Именно в работе с Лего - конструктором дети используют воображение, реализуют собственные фантазии, думают, как лучше воплотить на практике свою идею, осуществляют данные действия без малейшего страха совершить ошибку.

 В работе с Лего активно тренируется моторика рук.  Давно доказанный факт, что отделы головного мозга, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, располагаются так близко, что тренировка одного, несомненно, вызывает развитие другого. Вот почему работа по Лего-конструированию является незаменимым инструментом для педагога логопедической группы. Коррекционные задачи в данном случае решаются довольно эффективно, ведь работа с конструктором очень нравится дошкольникам, увлекает их.

Конструкторы Лего востребованы во всём мире, т.к. имеют ряд преимуществ.  Первое, о чём всегда задумывается каждый педагог – это безопасность в использовании. Конструкторы Лего безопасны даже для работы с детьми раннего возраста. Они сделаны из материалов, не вызывающих аллергию и других негативных реакций организма человека. Наборы классифицируются для разных возрастных групп, детали при этом различаются по размеру. Для крепления конструктора не требуется никаких вспомогательных веществ (клея, скотча и т.д.), что облегчает работу, делает её ещё более доступной и безвредной для здоровья. Все детали Лего очень качественно обработаны, пластик гладкий и ровный, поэтому дети не обрежутся им, не нанесут других травм. Руки при работе с Лего остаются чистыми, что тоже оптимизирует процесс работы.

На практике воспитатель довольно легко может организовать работу с Лего в игровой форме, ведь игра – это основной вид деятельности дошкольников. В игре педагогу нетрудно замаскировать образовательно-коррекционную задачу под игровую, с которой дошкольники активно справляются, ведь их мотивация находится на довольно высоком уровне.

Ещё одним весомым преимуществом современной Лего-технологии является то, что ребёнок имеет возможность взаимодействовать с результатом своего труда. Лего-поделку можно трогать, использовать в дальнейших играх, при необходимости изменять, что делает её ещё более интересной.

Использование Лего в коррекционной работе удачно ещё и потому, что у ребёнка в любом случае получится хороший результат, а это значит, что он будет чувствовать себя в ситуации успеха. Положительный эмоциональный настрой благоприятно отражается на продуктивности дошкольника во время решения коррекционно-образовательных задач.

Организовать деятельность детей с конструктором Лего можно с использованием здоровьесберегающих технологий. Конечно, это значит: использовать пальчиковые игры и гимнастики по теме занятия, организовывать работу не только в статичной позе за столом, но и на ковре, использовать настенные Лего-панели для обеспечения большей подвижности дошкольников в процессе конструирования.

Работа с Лего, безусловно, помогает раскрыть способности и таланты, формировать личностные качества ребёнка. Коррекционную работу по Лего-технологии необходимо при этом проводить с учётом индивидуальных особенностей развития детей, обращая внимание на их интересы и актуальные потребности.

Педагоги, организующие коррекционную работу с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, довольно часто сталкиваются с различными проблемами. Именно поэтому воспитатели находятся в постоянном поиске технологий, которые систематизируют новые знания детей, помогут быстрому их усвоению, использованию на практике новых умений и навыков.

Применение Лего-технологии на логопедических занятиях показывает позитивную динамику, которая  отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • расширению словарного запаса по разным лексическим темам;
  • формированию правильного грамматического строя речи (согласование различных частей речи в предложении, словообразование и т.д.);
  • тренировке правильного речевого дыхания;
  • постановке и автоматизации звуков, в произнесении которых дети испытывают сложности (построение лесенок, туннелей, ворот, дорожек, проходя через которые с игрушкой, или пальчиками, ребёнок проговаривает звуки, слова, чистоговорки на отработку нужного звука);
  • знакомству детей с графическим изображением букв, при сборке их из конструктора;
  • обогащению сенсорного опыта детей, за счёт работы с деталями разного размера и формы (можно усилить воздействие в процессе работы с закрытыми глазами);
  • формированию знаний о звуко-буквенном составе слова, во время игр звуки обозначаются кубиками традиционных цветов (гласные – красные, согласные твердые звуки – синие, согласные мягкие звуки – зелёные);
  • тренировке ориентации в пространстве и на плоскости (во время работы на Лего-панелях);
  • развитию памяти, внимания, мышления, воображения.

Педагог-логопед при помощи Лего-технологии может организовать коррекционную работу в разных формах и направлениях. Например, при помощи Лего-конструктора можно провести диагностику всестороннего развития дошкольника. Здесь не просто проверяется способности ребёнка к работе с деталями конструктора (соединение разными способами, разъединение, изменение поделки по запросу и т.д.), но и выявляются коммуникативные навыки дошкольника, его умение доводить начатое дело до логического конца, концентрировать внимание длительное время на определённом задании. Также воспитатель может анализировать речевые способности воспитанника.

Конечно, одним из самых эффективных средств является проведение дидактических игр. Педагог может организовывать их с целью развития и коррекции речи, психических процессов у дошкольников, активизации интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.

Приведём в пример одну из таких дидактических игр под названием «Прыгучий человечек». Целью данной игры является  обучение выделению заданного звука в начале, середине и конце слова. Оборудование, которое используется в данной игре, довольно просто найти в любой группе детского сада: человечек в костюме нужного цвета (если ищем гласный звук – костюм красный, если ищем согласный твёрдый звук – костюм синий, если согласный мягкий звук – костюм человечка зелёный), длинный кирпичик 2×8 желтого цвета, обозначающий «слово», предметные картинки.

Ход игры заключается в следующем: педагог предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка на кирпичике в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.

Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки и как бы прыгает с ними по кирпичику, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь,  способствует лучшему усвоению учебного материала.

Таких игр можно проводить множество, затрагивая наиболее проблемные моменты процесса развития речевой сферы у дошкольников. В игре все сложности снимаются, ребёнок даже не подозревает, что узнаёт что-то новое и совершенствует навыки в типичной для себя деятельности.

Также можно использовать Лего в ходе театрализации. В данном случае у ребёнка появляется возможность создать собственного героя и наделить своего персонажа теми качествами, которые он сам придумал. Театрализованные игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, малышу легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

В заключение, хотелось бы подвести итог и отметить, что Лего-технология – это многофункциональный педагогический инструмент, который помогает педагогам всего мира проводить коррекционную работу с дошкольниками, компенсируя сложности, формируя новые знания, умения и навыки, развивая детей разносторонне.

Лего-технология доказала свою эффективность на практике и рекомендована к использованию с детьми, с целью реализации современных принципов дошкольного образования.

Список использованных источников:

1. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду./ Е.В. Фешина. - М.: ТЦ Сфера, 2019.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктора ЛЕГО в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Презентация опыта работы использования конструктора ЛЕГО с детьми, имеющими ОНР: по формированию звуковой стороны речи, постановке и автоматизации звуков, совершенствованию грамматического строя речи,...

«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО»

Педагогические чтения:«Новые смыслы метапредметности в образовании»     ТЕМА:«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

С каждым годом в нашей стране наблюдается существенный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), зачастую в эту категорию входят дети с речевыми нарушениями. Очень часто нарушения...

Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем  личный опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  с ТНР в ДОУ с применением элементов...

Использование современных технологий в коррекционной работе педагога

Представление опыта работы по теме "Использование современных технологий в коррекционной работе педагога" на примере создания бизибора...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

В статье рассказывается об особенностях использования ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми с ОНР. Автор делится личным опытом работы в данном направлении....