«Комплекс мероприятий по развитию речевой культуры детей с использованием бесед, игр и игровых упражнений».
методическая разработка (средняя группа)

Рогонова Татьяна Николаевна

«Комплекс мероприятий по развитию речевой культуры детей с использованием бесед, игр и игровых упражнений».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комплекс мероприятий по развитию речевой культуры детей с использованием бесед, игр и игровых упражнений».

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является воспитание культуры речи детей. Так как речевая культура – это основной инструмент культуры в целом!

В этой связи возникают задачи формировать у ребенка культуру речи,

учить его четко и ясно произносить слова,

правильно и понятно для окружающих излагать мысль.

Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих?

Мы в проводим систематическую работу по развитию речи на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Уже с младшей группы мы начинаем работу по воспитанию культуры у детей. Начинается она с создания в группе тишины.

Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при которым педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.

Большую роль в развитии речи детей младшей группы играют пальчиковые игры, они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.

Совершенствование культуры речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы, такие как :

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО», «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Важно в работу по развитию речи детей привлекать родителей, проводить с ними беседы так как речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «У меня нет карандашов», «Приходите к нам вчера», и т.п. Подобное словотворчество от незнания ребенком особенностей родного языка.

Вот почему мы разъясняем родителям, что вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому «словотворчеству». Разговаривая с ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое развитие.

В средней группе мы совершенствуем культуру речи детей, учим чисто произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать краткими и развернутыми предложениями. В этом возрасте учим правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей, действий. Их приучаем вступать в общение со взрослыми, сверстниками посредством слова, вежливо отвечать на вопросы.

В свое работе я провожу занятия – беседы на которых учу детей, как вести себя во время разговора со взрослыми и сверстниками. Предлагаю детям вспомнить волшебные слова. «Спасибо», «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной ночи» и др. Выясняем почему они являются волшебными…..потому что они вежливые.

Важно развивать у детей итонационные оттенки разговорной речи этому способствуют произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и стихи). Эффективным фактором развития культуры речи являются русские народные сказки. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки нужно рассказывать, а не читать, так мы смотрим на детей и как бы разговарием с каждым ребенком и воспитываем очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения.

В своей работе мы используем театрализованные игры. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей повысилась контактность и доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Кукольный театр способствует развитию культуры речи детей. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в раннем возрасте мы знакомим детей с куклами, даем с ними играть, спрашиваем, из какой они сказки. Разыгрываем хорошо знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться ко взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость.

Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники, театра, музеев; при походе в магазин, кино; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование личности ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и, в частности, культуры поведения.

Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Дидактические игры такие как «Испорченный телефон», «Похоже – не похоже» и др. активизируют познавательную деятельность, развивают моторику артикуляционного аппарата, речевое дыхание, речевой слух, слуховое внимание, фонематическую сторону речи детей.

Дидактическая игра может быть использована на всех этапах развития речи детей.

У детей старшего дошкольного возраста правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

итог:

Итак, организация всех выше перечисленный видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Развитие речевого творчества детей через использование системы игр и упражнений

Игры и упражнения для развития речевого творчества детей....

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Из опыта работы "Развитие речевой культуры детей с ОВЗ через реализацию игровых проектов

Из опыта работы "Развитие речевой культуры детей с ОВЗ через реализацию игровых проектов...