КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « АХ, ЯРМАРКА!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Турубарова Виктория Олеговна

Конспект занятия по духовно-нравственному  развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

« АХ, ЯРМАРКА!»

Турубарова Виктория Олеговна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МДОБУ ДС № 13

Лесозаводского городского огруга

Приморского края

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Задачи:

- продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства  (Дымково, Хохлома, Гжель, Городец);

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам

-воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения. 

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей в круг с помошью колокольчика.

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старой русской  традиции давайте пожелаем им здоровья. 

Я тоже, ребята, желаю вам доброго утра! Пусть сегодняшний день вам принесет радость и много новых интересных впечатлений!

А теперь хорошенько потрите свои ладони, согрейте их. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и поделитесь  теплом со своими товарищами.

Воспитатель: Ребята, берите модули и располагйтесь вокруг меня.  

Посмотрите, что я для вас приготовила (кроссенс на тему «Россия»)

Дети разгадывают взаимосвязь между картиками и называют центральное слово «Россия».

Воспитатель: Ребята, а что такое  Россия?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, Россия- это наша Родина. Россия очень большая и могучая страна.   В ней находится  много городов и сел, где живут и работают замечательные люди.

Города старинные,

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца - матрёшки,

А из Тулы - пряники.[2]

Воспитатель:  Издавна у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки.

- Что , такое ярмарка? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, ярмарка с давних пор была частью русской культуры. Это шумный рынок, на который купцы, торговцы и ремесленники с разных концов нашей страны привозили товары, сделанные собственноручно. Продавали также сельскохозяйственную продукцию, сладости, выпечку, фрукты и много другое.

-Ярмарка - это всегда праздник с песнями, плясками и даже театральными постановками (показ на экране фотографий ярмарочных гуляний на Руси).

 Уставшие от земледельческих работ люди приезжали на ярмарку отдохнуть, повеселиться, и, конечно, что-то купить.  На ярмарку люди надевали свои самые красивые наряды, ехали чтобы себя показать и на других посмотреть.

-Сегодня в нашей группе  открылась ярмарка. Давайте мы с вами тоже наденем красивые русские народные платки,  косоворотки и отправимся на ярмарку.

(фоном начинает звучать русская народная музыка, дети наряжаются и воспитатель приглашает их к столам, на которых разложены предметы разных промыслов).

Воспитатель:Подходите, да посмотрите, какие удивительные товары привезли мастера-умельцы на нашу ярмарку!  Какие товары на нашей ярмарке вы видите, из каких материалов изготовлены?

Ответы детей (подносы, разделочные доски, матрешки, деревянные ложки, свистульки).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю  вам  разложить товары по промыслам.

Для этого  нужно отгадать по описанию, о каком народном художественном промысле идет речь.

Воспитатель описывает предметы хохломы, которые присутствуют на ярмарке (материал, цвет, узоры, предназначение в быту).

 Дети отгадывают (Хохлома.) и помещают на отдельный стол.

Воспитатель поочередно описывает: 

(Гжель.) 

(Городец) 

Воспитатель: Ребята, на столах совсем ничего не осталось, но мы не назвали еще один народный промысел. Какой?  Воспитатель описывает дымковские игрушки, наталкивая детей на ответ.

Дети вспоминают. (Дымковские игрушки)

Воспитатель: Неужели мастера забыли  прислать? Посмотрите! А что это за конверт? Здесь письмо.

Воспитатель читает письмо «Ребята, у нас много работы, и мы не успели расписать для вас игрушки, но мы точно знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и справитесь с этим заданием сами».

Воспитатель обращает внимание детей на нераскрашенные бумажные фигурки игрушек.

Воспитатель: Но, прежде,чем перейти в мастерскую вспомним, почему эти игрушки так называются «дымковские»?

Дети: их изготавливали в селе Дымково.

Воспитатель: Верно, ребята. В Вятском крае есть заречная слобода под названием Дымково (отсюда и название игрушки такое).

 Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили из красной глины разные фигурки - это барыни, петушки, скоморохи, всадники, индюки и многое другое . Потом обжигали фигурку в печи и расписывали дымковскими узорами.  Отличие  игрушки в том, что она всегда белого цвета [1, с.6]. (воспитатель показывает иллюстрации дымковской игрушки).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на картинки и назовите, какие краски используют дымковские мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: А какие элементы дымковского узора используют?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии. Воспитатель: Прежде, чем вы приступите украшать   фигурки, я предлагаю немного отдохнуть

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Воспитатель: А теперь я  приглашаю вас  в мастерскую.

Разбирайте игрушки и  сначала подумайте, каким узором  из колечек, кружочков, точек и линий вы бы украсили свою фигурку.

Итак, 1,2,3,4,5-

Начинаем колдовать!

Наши дети изменились

В мастеров все превлатились!

Самостоятельная деятельность детей под   русскую народную музыку

(Воспитатель напоминает технику рисования)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня поработали на славу, какие замечательные игрушки у вас получились! Теперь весь товар на ярмарке на месте.

Сегодня мы совершили удивительное путешествие в город мастеров.

-Что нового вы сегоня узнали, с чем познакомились?

-Что больше всего понравилось и запомнилось?

Вы большие молодцы, я вами горжусь!

Воспитатель: А теперь приглашаем гостей посмотреть ваши игрушки.

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,

Угодим каждому! [3]

(Звучит русская народная музыка)

А вам, гости дорогие,  всего доброго и до новых встеч!

Список литературы:

  1. Куликовская Т. А. Дидактический материал. Мир вокруг нас. Народные промыслы. ФГОС , 2011.- 8 стр.
  2. Степанов Владимир стихотворение «Золотое кольцо» [Электронный ресурс]

https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/literaturnoe-chtenie-1-klas/stepanov-zolotoe-kolco.html

  1. Народные зазывалки, закликалки, кричалки на ярмарку [Электронный ресурс]

https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkaya-yarmarka/zazyvalki-zaklikalki-na-yarmarku/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"

Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное  искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети ...

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...

"Два шага до чуда" - конспект занятия для детей подготовительной группы детей с ОВЗ

Предлагаю интересно провести прогулку необычно и интересно, где дети получат новые знания, повторят пройденный материал, в доступной интересной форме знакомятся со стеклом, узнают о его необычном прим...