"Пространство детской реализации"
статья
«Пространство детской реализации»
В дошкольном образовании существуют 2 фундаментальные традиции к пониманию «кто такой ребенок?».
Первая традиция – ребенок как малоопытный субъект (слайд 1).
Д.Б. Эльконин писал: «Возникает такое положение, при котором ребенка нельзя учить владению орудиями труда в силу их сложности… Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе». То есть появляется разрыв между деятельностью взрослых и возможностями ребенка и тогда возникает необходимость подготовить ребенка к этому включению. И появляется период, который называется «детство».
Алексей Николаевич Леонтьев говорил о социальном наследовании, о том, что ребенок, осваивая общечеловеческие достижения, приобщается к человеческим способностям.
Их учитель, Лев Семенович Выготский ввел понятие «идеальной формы», которое его ученики как раз имели ввиду. Носителем идеальной формы является взрослый. Это то, что должно получиться в конце детского развития. Процесс развития выступает как развитие первичной и идеальной формы (слайд 2). Формы это своеобразные образцы, которые ребенок должен освоить. Поэтому возникает точка зрения, что взрослый становится высшим существом, которое знает, что и как нужно делать ребенку, и он может управлять действиями детей в заранее проложенное русло. Возникает особое пространство, которое Выготский называл зоной ближайшего развития (слайд 3), то есть своеобразное место встречи первичной и идеальной формы. Взрослый здесь оказывается главным, он отбирает культурные образцы, показывает способы действия, контролирует освоение (например, как собрать пирамидку, как правильно держать ручку…).
Здесь возникает проблема, которая заключается в том, что освоение образцов может рассматриваться как освоение готовых схем и ограничивает мышление ребенка и его творческие возможности, следовательно, ребенок, оказываясь в стандартной ситуации, подчиняясь принятым правилам, превращается в социальную единицу, индивидуальность которой не востребована.
(слайд 4) В дошкольном образовательном учреждении фактически существует свой стандарт, социальный порядок: четко обозначенные правила, принципы и нормы поведения и рутинные моменты. И ребенок соответствует этим стандартам. На практике в ДОО практически невозможна поддержка детской инициативы.
И здесь следует сказать о второй традиции понимания «кто такой ребенок» - ребенок выше взрослого.
Здесь вмешательство взрослого в процесс детской активности нежелательно.
Современное дошкольное образование предполагает поддержку детской инициативы и важную роль здесь играет предметно-пространственная среда (слайд 5). Отсюда возникает проблема как нам оценивать предметно-пространственную среду. Ее можно оценивать как некое пространство возможностей, но возникает вопрос, если мы предоставим ребенку возможность, гарантирует ли это, что он будет развиваться творчески и креативно. Нужно чтобы ребенок почувствовал, что он находится в этом пространстве возможностей. Поэтому и вводится понятие «пространство детской реализации». Ребенок, который попадает в пространство детской реализации понимает, что это пространство, в котором он может себя проявлять, а взрослый следует за ребенком, помогая в его активности.
Таким образом, если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.
Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «От рождения до школы», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве зоны ближайшего развития. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.
(слайд 6) В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.
Взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvo_detskoy_realizatsii.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пространство детской реализации»
В дошкольном образовании существуют 2 фундаментальные традиции к пониманию «кто такой ребенок?».
Первая традиция – ребенок как малоопытный субъект (слайд 1).
Д.Б. Эльконин писал: «Возникает такое положение, при котором ребенка нельзя учить владению орудиями труда в силу их сложности… Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе». То есть появляется разрыв между деятельностью взрослых и возможностями ребенка и тогда возникает необходимость подготовить ребенка к этому включению. И появляется период, который называется «детство».
Алексей Николаевич Леонтьев говорил о социальном наследовании, о том, что ребенок, осваивая общечеловеческие достижения, приобщается к человеческим способностям.
Их учитель, Лев Семенович Выготский ввел понятие «идеальной формы», которое его ученики как раз имели ввиду. Носителем идеальной формы является взрослый. Это то, что должно получиться в конце детского развития. Процесс развития выступает как развитие первичной и идеальной формы (слайд 2). Формы это своеобразные образцы, которые ребенок должен освоить. Поэтому возникает точка зрения, что взрослый становится высшим существом, которое знает, что и как нужно делать ребенку, и он может управлять действиями детей в заранее проложенное русло. Возникает особое пространство, которое Выготский называл зоной ближайшего развития (слайд 3), то есть своеобразное место встречи первичной и идеальной формы. Взрослый здесь оказывается главным, он отбирает культурные образцы, показывает способы действия, контролирует освоение (например, как собрать пирамидку, как правильно держать ручку…).
Здесь возникает проблема, которая заключается в том, что освоение образцов может рассматриваться как освоение готовых схем и ограничивает мышление ребенка и его творческие возможности, следовательно, ребенок, оказываясь в стандартной ситуации, подчиняясь принятым правилам, превращается в социальную единицу, индивидуальность которой не востребована.
(слайд 4) В дошкольном образовательном учреждении фактически существует свой стандарт, социальный порядок: четко обозначенные правила, принципы и нормы поведения и рутинные моменты. И ребенок соответствует этим стандартам. На практике в ДОО практически невозможна поддержка детской инициативы.
И здесь следует сказать о второй традиции понимания «кто такой ребенок» - ребенок выше взрослого.
Здесь вмешательство взрослого в процесс детской активности нежелательно.
Современное дошкольное образование предполагает поддержку детской инициативы и важную роль здесь играет предметно-пространственная среда (слайд 5). Отсюда возникает проблема как нам оценивать предметно-пространственную среду. Ее можно оценивать как некое пространство возможностей, но возникает вопрос, если мы предоставим ребенку возможность, гарантирует ли это, что он будет развиваться творчески и креативно. Нужно чтобы ребенок почувствовал, что он находится в этом пространстве возможностей. Поэтому и вводится понятие «пространство детской реализации». Ребенок, который попадает в пространство детской реализации понимает, что это пространство, в котором он может себя проявлять, а взрослый следует за ребенком, помогая в его активности.
Таким образом, если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры.
Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе «От рождения до школы», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве зоны ближайшего развития. Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая стоит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет создания особого пространства, в котором ребенок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.
(слайд 6) В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замысел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого.
Взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
Два пространства по своей сути противоположены друг другу. Педагогу нужен особый тип мышления, чтобы увидеть эти пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Методическая неделя "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений меду детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подстверждающие организацию и проведение методической недели...
Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"
В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждог...
"Пространство детской реализации"
пррезентация для педагогов...
Семинар "Пространство детской реализации"
Семинар "Пространство детско реализации"...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада
Представлено наполнение центров активности по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...