Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"
статья

В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности».

Васильева Марина Вячеславовна

Воспитатель высшей категории Китовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения,село Китово, Ивановская область, Шуйский район.

На сегодняшний день мы, воспитатели, не ставим себе конкретную цель – чему-то научить детей, дать им объем информации. Мы стараемся создать такие условия, чтобы дети больше общались друг с другом, со взрослыми, чтобы они умели находить интересное в нужном, мы должны дать им право выбора, где дети будут «ведущими, а не ведомыми», поддерживать и поощрять любую детскую инициативу.

Совсем недавно большая часть времени пребывания ребенка в детском саду являлась временем присмотра и ухода. Это тормозило развитие детей. Упор в дошкольном образовании сводился к проведению занятий, которые воспитатель организовывал в продуктивное время, после завтрака, когда дети наиболее готовы воспринимать новое.

На что обращает наше внимание ФГОС?  Современные педагоги ориентируются на то качество образования, которое существует в нашем профессиональном сообществе. Один из принципов дошкольного образования, который отражен в Стандарте – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Из опыта работы я знаю, что ребенок-дошкольник не может долго сидеть и слушать. Парадокс дошкольного возраста в том, что он еще не готов обучаться, но при этом учится очень быстро. «Обучение дошкольников должно быть спонтанным», -  мы не можем не согласиться с великим педагогом Л.С. Выготским, который озвучил такое решение в своей статье по дошкольному воспитанию. Дошкольник должен учиться по своей инициативе. Ситуация «зовет» его, а он идет за ситуацией. Другими словами, дошкольник может учиться в течение всего дня, но для этого должны быть созданы условия.

Ребенок лучше учится:

- когда он исследует окружающий мир;

- когда он занят делом, которое он выбрал;

- когда он действует, а не только слушает взрослого;

- через чувственный опыт (трогая, пробуя, делая), а не разглядывая плакаты.

Главные достижения дошкольного детства – это доверие миру, автономия, инициатива и познавательный интерес. Именно с этим багажом он готов обучаться в школе. Мы, педагоги, должны подготовить его к следующему этапу.  Но приоритетная задача дошкольного образования – полноценно прожить дошкольный возраст.

В своей группе мы постарались создать пространство детской реализации личности. Итальянский педагог Лоренс Малагуцци утверждал: «Среда – третий педагог», и я с ним полностью согласна. Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе обустроена так, что большая часть занятий в ней не прерывается вмешательством извне. Материалы, пособия, игры, игрушки доступны для детей в течение всего дня. Все материалы соответствуют уровню детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст), они безопасны, находятся в хорошем состоянии. Все доступно для самостоятельного и инициативного действия в течение дня, а не только во время занятий. Игровые материалы, кубики, конструкторы, куклы разных национальностей, книги русских авторов, авторов народов России и мира, иллюстрации, раскраски, дидактические игры, которые я изготовила своими руками – все находится на уровне глаз детей.

Какие функциональные центры я могу выделить в своей группе?

Если вы захотите отдохнуть, помечтать, погрустить, а может быть побыть со своей семьей (пусть даже на фото), да просто побыть с собой наедине – заходите в уголок уединения. А, может быть, вы хотите сесть и полистать книгу? Тогда вам в книжный уголок. Для тех, кто желает творить, в группе создан ИЗО-центр, где есть все необходимое, а также доступ к воде. Для юных строителей, будущих архитекторов и любителей шумных автомагистралей выделена часть пространства группы, где можно сохранить постройку, не разрушив ее и спокойно уйти на прогулку. Для тех, кого интересуют гербарии, коллекции, цветы и т.п., в группе создан центр природы и науки. А вдруг вы решили построить дом, или улицу села, город? А может быть подумаем о составе числа? Нет, мы будем подбирать предметы по цвету! О чем это? Да! Палочки Кюизенера помогут нам решить все вопросы. А найдем мы их в центре математики.

Я стою в центре своей группы, в которую вложила всю свою душу. Вокруг детские работы, фотографии. Зачем?! Это то самое уважение к ребенку, о котором мы сейчас так много говорим. Дети часто используют стены в группе, им очень нравится вертикальное рисование. Как-то раз я спросила у ребят: «Что вам больше всего нравится в нашей группе?» И знаете, что они ответили?  - «Так здорово, что здесь много наших работ!» «Говорящие стены» помогают ребенку сформировать образ «я», чувство собственного достоинства. Он знает, что здесь его любят и ценят.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте дети учатся любить свою Родину – Россию, которая является многонациональной. В нашем детском саду проводится очень большая работа по патриотическому воспитанию и особенно по оформлению развивающей предметно-пространственной среды центра активности «Содействие принятию многообразия».

«Содействие принятию многообразия» - это функциональный центр активности, в котором представлены типы разнообразных игровых материалов: этнические группы, культурные и возрастные различия, различия, связанные с ограниченными возможностями людей, нетрадиционные роли, выполняемые мужчинами и женщинами или гендерные стереотипы, связанные с ролью мужчины и женщины. Мы пришли к выводу о необходимости расширения и обогащения представлений детей о себе, о других людях и создания этнокультурной среды.

 Данный центр включает:

  • Куклы в костюмах народов России (татары, башкиры, удмурты, чукчи, русские…)
  • Произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей
  • Атласы дошкольников, журналы «Моя страна», детские карты мира, России
  • Макеты жилищ (юрта, чум, иглу, русская изба, украинская хата)
  • Предметы быта и народного творчества
  • Картотеки подвижных игр и других игр народов России и мира
  • Альбомы, иллюстрации, фотографии, видеоматериал, аудиосказки народов России, раздаточный материал по темам «Моя семья», «Моя страна – Россия», «Люди мира», «Дружат дети на планете» и др., раскраски.

Очень много настольных и дидактических игр сделано нами с помощью родителей. Так, игра «Одень куклу в национальный костюм» выполнена в разных вариантах, из картона и фетра, играть можно за столом, на фланелеграфе, на магнитной доске. Детям очень нравится игра «Юрта», сделана в виде книги из фетра, где на липучках, кнопках, лентах находятся предметы в кармашках, относящиеся к этому народу. Книга состоит из нескольких страниц. Здесь мы видим кукол и их одежду, домашнюю утварь, времена года в виде пазл с названием на татарском языке, национальные музыкальные инструменты, животных. Мы разработали совместный детско-родительский проект по якутской сказке «Непослушный медвежонок». Дети под руководством родителей дома рисовали иллюстрации к сказке, затем все соединили и запустили как мультфильм. Дети его озвучили.

Таким образом, ФГОС ДО требует того, чтобы вся образовательная деятельность детского сада: развивающая предметно-пространственная среда, культура времени и места работала на образование. Педагогика детского сада должна быть средовой педагогикой. С введением ФГОС ДО главная задача педагога -  создать условия в группе, где образование идет в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Библиографический список

1. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание/ Тельма Хармс и др.- М.: Издательство «Национальное образование», 2017.-136с.

2. Хармс Т. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях/Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер.- М.: Издательство «Национальное образование», 2018.-106с.-(НИКО. Дошкольное образование).

3. Артамонова О.В. «Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание-2005 - №4

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368с.

5. Сумарокова А.Н. «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в «Молодой ученый» №49 (183) декабрь 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....