Доклад из личного опыта «Опытно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Акирова Фарида Фатыховна

Доклад из личного опыта «Опытно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_lichnogo_opyta_issledovatelskaya_deyatelnost.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из личного опыта воспитателя подготовительной группы «Дюймовочка» МДОУ детского сада №4 «КОЛОСОК»  Акирова            Ф.Ф. на тему : «Опытно-исследовательская деятельность»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, проявляет любопытство, любознательность. Дети задают многочисленные вопросы ,ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Ведь если ребенок понял, разобрался – значит, будет знать!

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые :солнце и дождь, страх и радость .Всем хорошо известно, что детей называют почемучками. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие вопросы -ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.

Именно поэтому мы в своей группе мы провели с нашими воспитанниками проект «Мы – юные исследователи». 

Цель проекта: расширение представлений о живой и неживой природе через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Расширить у детей знания о свойствах воздуха.
  • Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
  • Пополнить экспериментальный уголок атрибутами.
  • Повысить у детей познавательный интерес.

1.Проводя первый эксперимент   дети  обследовали  два пакета (с водой, воздухом.Они  взвешивали  их на руке, ощупывали , открывали , нюхали , обсуждали , чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда . Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывает принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом .

2.В ходе второго эксперимента дети бросая в минеральную воду кусочки пластилина выяснили ,что пластилин падает на дно  (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит потом, пластилин всплывает и снова падает.  Почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Сделали вывод:воздух легче воды и имеет силу.

3.Дальше  дети рассматривали  твердые предметы, погружали  их в воду, наблюдали  за тем ,что выделяются воздушные пузырьки. Обсуждали , что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух).значит в предметах есть воздух. Рассматривали , что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и т.д).

4.Цель четвёртого опыта была также обнаружить воздух. Переворачивали  стакан вверх дном и медленно опускали  его в ёмкость с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?  (в стакане есть  воздух)Что произойдет, если стакан наклонить?(вода попадает в стакан и он тонет)

5.В другом эксперименте  дети рассматривали  воздушный шарик. Я спрашивала , можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления.  Вместе с детьми взяли  воронку  надели  на узкое отверстие шарик, не наклоняя  медленно погрузли  в воду. Обсуждали, что случилось с шариком- он надулся. Затем  осторожно наклоняли  воронку, не вынимая ее из воды, и наблюдали , как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым.

6.В  следующем эксперименте с помощью предметов, обнаружили , что вокруг нас есть воздух. Дети выбирали  любые предметы, показывали опыт самостоятельно, набирали воздух в пакеты, дули  в трубочку, конец которой опущен в воду;  надували воздушные  шары.

7.Рассматривая картинки с природными явлениями как цунами ,ураган,провели ещё один опыт свернули конус срезали кончик. Положили  в воронку теннисный мячик. Вставили  в отверстие соломинку и дули .Что произошло? Мячик стал подниматься вверх ,сделали вывод –что воздух может поднимать предметы или иметь силу.

8.Дальше проводили конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле и лопается).

9.Играя в морской бой вместе с детьми обсуждали , что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Дети разделились  на пары и дули  на лодки друг друга ,пока чья-нибудь не перевернется. Затем определили  победителей, обсуждали , как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Много интересных гипотез и выводов было сделано  нашими юными учеными. 

В ходе  нашей исследовательской деятельности

  • У детей расширились знания  о свойствах воздуха.
  • Повысился познавательный интерес к исследовательской деятельности.
  • Создана и самостоятельно используется детьми в работе фото-картотека «Опыты с воздухом».

Главное, что все умозаключения дети делали сами, и нам, воспитателям, не приходилось сообщать им какие-либо знания в готовом виде. Именно в этом кроется суть поисковой деятельности ребенка .

Своё выступление хочу закончить известной китайской пословицей, «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из личного опыта «Школа маленького пешехода» в подготовительной группе.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; background: transparent none repeat scroll 0% 0%; } Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из ли...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...

Опытно-исследовательский проект в старшей - подготовительной группе «Звездочки» «Зеленый подоконник»

Актуальность«Зеленый огород» на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности у детей, это помогает лучше познать жизнь растений. Он способен расширить представлен...