Воспитание у детей 2-3 лет КГН
консультация (младшая группа)

Пахтусова Любовь Васильевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_u_detey_2-3_let.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей

                  «Воспитание у детей 2-3 лет

            культурно- гигиенических навыков»

Важной задачей в работе с детьми 2-3 лет является воспитание культурно -гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

До полутора лет у ребенка в основном лишь приспособительные движения (протягивание рук к струе воды). К двум годам с помощью взрослого (который завернет рукава, подскажет, как мылить руки, как вытираться) ребенок моет руки. Эти умения на третьем году совершенствуются, и ребенка начинают приучать (также с помощью и под контролем взрослого) к самостоятельному умыванию.

В связи с дальнейшим развитием движений ребенка в этом возрасте, возможности для самостоятельного его участия в одевании, кормлении значительно увеличиваются, теперь он уже многое может и стремится сделать сам. А поэтому, если его лишать активных действий, он начинает шалить, не слушаться, мешает взрослым, и на этой почве часто возникают конфликты между ними и ребенком.

Ребенок, который сам пытается самостоятельно раздеваться, умываться, обычно спокоен, уравновешен во время еды, туалета. Сосредоточенный в своих действиях, он не отвлекается, не шалит, как это бывает, когда его кормит, одевает, умывает мать или бабушка. Активное поведение во время еды способствует лучшему аппетиту и усвоению пищи. Ребенок быстрее и спокойнее засыпает, если сам раздевается и выполняет перед сном несложные обязанности - приносит к кроватке стул, убирает снятую одежду. Эти активные действия, связанные с подготовкой ко сну, создают определенную настроенность, установку на сон. Умения ребенка в возрасте от двух до трех лет, связанные с едой, умыванием, одеванием и другими моментами самообслуживания настолько уже развиты, что становится возможным воспитание устойчивых культурно - гигиенических навыков. Но необходимые культурно-гигиенические привычки создадутся у детей только в том случае, если взрослые постоянно будут требовать от них выполнения соответствующих правил и своими твердыми указаниями напоминать о необходимости их выполнения. Но надо хорошо помнить, что привычки трехлетнего ребенка очень нестойки и быстро могут исчезнуть, если их ежедневно не закреплять. Стоит, например, в течение 4-5 дней не проследить, мыл ли ребенок руки перед едой, и он перестанет их мыть.

Чтобы облегчить ребенку освоение культурно-гигиенических навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и привлекательным.

Для спокойного перехода ребенка от игры ко сну хорошо привлекать его различными действиями, связанными с укладыванием: «Пойдем перед сном умоемся хорошенько. Помоги мне сложить твое одеяло. Принеси стульчик» и т. п.

Дети этого возраста, уложенные в кровать, обычно двигаются, разговаривают, интересуются тем, что происходит вокруг, живо на все откликаются. Поэтому, при укладывании ребенка и в то время, когда он засыпает, надо создать более спокойную обстановку и исключить все то, что может развлечь ребенка, возбудить его или огорчить.

На поведение ребенка во время укладывания спать оказывает влияние поведение взрослого. Неторопливые движения, спокойный, но твердый тон, несколько более тихий голос успокаивают ребенка. Можно подсказать ребенку, что нужно сделать, чтобы скорее заснуть: «Закрой глазки и тихо-тихо лежи», «Повернись на бочок», «Дай, я укрою тебя, а то ножка открылась, тебе будет холодно» и т. п. Сердитые окрики: «Спи! Не смей двигаться!», «Сейчас же засни» - производят часто обратное действие - они возбуждают ребенка, и он при всем желании не может заснуть.

Во время сна ребенка должна быть относительная тишина - звук радио, телевизора должен быть приглушен, яркий свет выключен. Но не надо создавать у ребенка привычку спать только при полной тишине, такая привычка может быть даже вредной: он не сможет заснуть, если взрослые будут не в состоянии создать ему абсолютную тишину, что в жизни часто сделать довольно сложно.

На третьем году жизни совершенствуются навыки при кормлении: ребенок должен есть опрятно, хорошо пережевывать пищу, держать ложку в правой руке. В процессе кормления дети должны соблюдать элементарные правила поведения, сначала простые: не лезть в тарелку соседа, задвинуть стул после еды, к концу третьего года - более сложные: не садиться за стол, не убрав игрушки и не вымыв руки, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых.

Хорошо привлекать ребенка к участию в приготовлении к еде, это создает у ребенка установку на еду, что положительно влияет на аппетит. Участие ребенка в приготовлении к еде имеет и другую положительную сторону - приучает его к труду и самостоятельности. В этом возрасте можно предложить поставить хлебницы, салфетницы, расстелить салфетки, расставить стулья.

Чтобы научить ребенка есть аккуратно, опрятно, надо показывать ему, как правильно держать ложку, когда и как пользоваться салфеткой, останавливать и поправлять его, когда он ест неопрятно. В случае надобности нужно тотчас же приводить в порядок стол и одежду ребенка, давая соответствующие указания: «Кушай, не спеша, а то прольешь суп», «Возьми салфетку и вытри себе губы, они в киселе», «Поближе подвинь к себе тарелку, а то у тебя макароны падают на стол» и т. д.

Детей на третьем году жизни надо приучать к правилам поведения за столом: есть спокойно; не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, когда подадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку, ставить стул на место и т. п.

Шалости за столом следует немедленно прекращать, привлекая внимание ребенка к еде; если это не помогает, то спокойно предложить: «Не хочешь кушать, иди играй.»

Во время кормления надо избегать посторонних разговоров с ребенком, которые могут отвлекать его от еды. Но с детьми можно говорить о том, что непосредственно связано с кормлением: «Ешь осторожно, суп горячий», «Заканчивай скорее есть суп, а то котлеты остынут и будут невкусными», «Сегодня я тебе приготовила кисель».

Если родители правильно проводят кормление, то оно не представляет трудностей. Дети не только спокойно, с аппетитом едят, но и соблюдают уже определенные правила поведения за столом.

Детям на третьем году жизни нужно прививать элементарные гигиенические привычки: мыть руки перед едой и когда они загрязнятся, умываться утром и перед ночным сном, пользоваться только своим полотенцем.

Для того, чтобы ребенок мог самостоятельно умываться, надо подставлять к умывальнику скамеечку или табуретку, стоя на которой он сможет достать до крана. Полотенце не должно быть длинным, чтобы ребенку было легко им вытираться. Полотенце надо всегда вешать на одно и то же место, удобное для ребенка.

Детей надо обучать правильным действиям при умывании: «Посмотри, вот как надо мыть руки», - говорит мама, показывая правильные движения, или указывает: «Сначала вымой хорошо руки, а потом будешь мыть лицо». Насильно заставлять ребенка самого умываться не надо. Обычно, если вода не слишком холодная, и она не затекает ему в рукава из-за того, что умывальник слишком высок, он очень охотно умывается сам. Приучать ребенка к самостоятельному умыванию следует постепенно. Например, сначала малыш только снимает полотенце с вешалки, а руки моет и вытирает ребенку взрослый, затем он начинает самостоятельно мыть руки и только постепенно научается мыть лицо. Каждый раз надо внимательно проверять, как ребенок умылся, обратить его внимание на недостаточно вытертые руки или плохо вымытое лицо и, в случае необходимости, помочь ему исправить это.

Ребенок всегда должен быть чисто и опрятно одетым. Заметив какую-либо неопрятность в одежде ребенка, надо обратить на это его внимание и предоставить ему возможность самому ее устранить: «Аня, посмотри какое у тебя грязное платье, принеси чистое платье и давай я помогу тебе переодеться», «Вадик, у тебя пуговица расстегнулась, застегни» и т. п.

Необходимо следить за чистотой носа ребенка. Ребенок после двух лет, если ему всегда вытирали грязный нос, начинает сам просить, чтобы его вытерли.

Нельзя допускать, чтобы у ребенка были грязные лицо или руки. В этих случаях, не дожидаясь очередного умывания, надо предложить ребенку умыться. Хорошо, если он сам убедится в том, что грязный: «Посмотри, какие у тебя грязные руки, ты испачкался глиной, пойди, вымой их скорей», «Нет, я тебе книгу не могу дать, у тебя грязные руки, надо сначала их помыть, а то испачкаешь книжку» или «Посмотри на себя в зеркало, какое у тебя грязное лицо. Пойдем, умоемся» и т. п.

Если ребенка начали своевременно приучать проситься на горшок, то к двум годам, а чаще и значительно раньше, он уже сам просится. Но иногда дети даже трех лет, увлекшись игрой, расстроившись или оказавшись в новых, непривычных условиях, могут вовремя не попроситься на горшок.

Как же воспитывать у детей контроль над потребностью в естественных отправлениях? Ребенка, который умеет проситься, нужно высаживать лишь по его просьбе и обязательно перед сном и прогулкой, независимо от его просьбы. За ребенком, который не всегда еще просится, нужно очень внимательно наблюдать и в случае, если вы заметите какие-либо признаки, указывающие на то, что ребенку необходимо сесть на горшок, следует предложить ему это сделать.

Ребенку у которого привычка к опрятности еще не закрепилась, надо в течении дня несколько раз, но не чаще, чем через 1,5-2 часа, спокойно предложить сесть на горшок. Если ребенок категорически отказывается, то не надо настаивать сделать это непременно сейчас, а предложить, чтобы он сам, когда ему будет нужно, попросился. Главное - не создавать вокруг недостатка ребенка ненужной нервозности, проявить терпение. Упреки и наказания лишь фиксируют внимание ребенка на его недостатке и создают нервозную напряженность, при которой он тем более не может контролировать свое поведение. Спокойное, терпеливое поведение родителей и соблюдение указанных мер дадут через некоторое время положительные результаты.

Нужно всячески поощрять желание ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, показывая ему, как это сделать: «Расстегни сначала пуговки, а потом снимай платье (рубашку)» или «Дай, я тебе расстегну пуговицы, а ты сама снимешь платье» и т. п.

Ребенок постепенно начинает справляться с этим делом, все его движения становятся более ловкими.

При правильном воспитании ребенок к 3 годам может одеваться и раздеваться почти самостоятельно, умеет расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки ботинок.

Ребенка нужно одевать соответственно температуре окружающего воздуха в легкую, не стесняющую его движений одежду, без лишних украшений, но обязательно с карманом.

Дети 2-3 лет очень подвижны, но в то же время еще недостаточно ловки и поэтому могут легко облить, запачкать и даже разорвать одежду. Некоторые мамы настороженно следят за детьми и постоянно предостерегают, чтобы они не испачкали, не измяли своей одежды. Это раздражает и утомляет ребенка. Поэтому на детей нужно надевать такую одежду, которая легко стирается и не портится от частой стирки.

Формируя у детей самостоятельность в одевании, необходимо следить за тем, чтобы им удобно было действовать. Родителям необходимо добиваться, чтобы в шкафу у ребенка всегда был порядок, вещи вывернуты. Это облегчит процесс одевания.

Итак, дети на третьем году жизни могут организованно вести себя во время еды, укладывания спать, туалета и им уже можно привить целый ряд культурно-гигиенических навыков и правил поведения.

Консультация для родителей

«Я одеваюсь сам»

Второй и третий год жизни - время увеличившейся активности, самостоятельности детей в кормлении, одевании. Раздеваться ребенку научиться легче, чем одеваться.

В 1 год 3 месяца- 2 год 6 месяцев ребенок активно «помогает» взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании шапки, платка, подает маме вещи.

К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги - в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но все еще очень неумело. Однако вы можете заметить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте, прежде всего, успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.

К 3 - 3.5 года ребенок уже может сам одеться и раздеться.

Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5 - 6 лет будем упрекать: « ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали - раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому!

Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.

Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:

  • крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;
  • развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;

- ребенок учиться различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от не правильного, а значит, и исправлять ошибки;

  • развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их бес проблемное надевание? Прежде всего, подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а так же вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.

Итак, снимаем колготки:

  • стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;
  • садится на стул;
  • берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);
  • тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый - у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволяют колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумываем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу?

Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно. За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремление к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка.

Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем, не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.

Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

Лизонька (Оленька) маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Лиза чернобровая.

* * *

А баиньки, баиньки,

Купим Маше валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть?

* * *

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь - ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик,

Как живешь?»

Обыграйте действия ребенка. Например: «Тянем - потянем, вытянули ножку. Эту ножку - В этот домик, эту ножку - в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.

Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле« Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это с раннего возраста ребенка. По интонации голоса, по движениям ваших рук ребенок эмоционально сумеет уловить ваше отношение к происходящему.

Итак, ваш малыш к 3 - 3,5 года:

  • Охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается;
  • Стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

Знает место каждой вещи и складывает ее определенным способом;

  • Бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.

Все это результат того, что вы:

  • Проявили терпение, внимание и доброжелательность;
  • Отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием в жизни ребенка;
  • Для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;

Оказывали помощь при надобности, руководствуясь правилом « Я помогу тебе сделать самому»;

  • Хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата;
  • Замечали новые действия ребенка и хвалили его за самостоятельность;
  • Выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.

Родителям необходимо, чтобы после утреннего приема в шкафчиках детей был порядок, вещи вывернуты налицо. Это облегчит сбор вашего ребенка на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Особый случай воспитания "Воспитание особых детей"

Особые дети! Как их правильно воспитывать....

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Презентация "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Данная презентация поможет воспитателям более ярко и достоверно раскрыть для родителей тему: "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II  - пример для воспитания с...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Мастер - класс: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на воспитание у детей коммуникабельности и воспитания доброжелательности"

В презентации представлены игры с дошкольниками старшего возраста, применяемые на правтике для равзития комуникабельности в детском коллективе, снятия агрессии  или  развития уверенности у р...