Конспект СООД "Осенняя картина"
план-конспект занятия (средняя группа)

Сулейманова Зуля Гаджиевна

Конспект и технологическая карта СООД познавательное развитие "Осенняя картина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Приморского района Санкт - Петербурга

Конспект специально организованной образовательной деятельности (занятия) по образовательной области познавательное развитие ФЦКМ

в средней группе ТНР

Тема: «Осенняя картина»

Цель: закреплять представление детей о характерных признаках осени и процессах в природе в осенний период. Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Обогащать пассивный и активный словарь по темам: «Осень», «Признаки осени».
  • Активизировать словарь за счет глаголов (завяла, пожухла, хмурится, накрапывает, задувает); за счет качественных прилагательных (оранжевый, коричневый, разноцветный, грустный) и притяжательных прилагательных (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый) и др.
  • Активизировать наблюдательность
  • Побуждать произносить фразы из двух - трех слов.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать зрительную, моторную и слуховую память.
  • Расширять словарь детей ввести в речь сложное слово листопад.
  • Развивать речь, счетные навыки, умение сравнивать количество предметов, пользуясь понятиями «больше» и «меньше»
  • Развиваем логическое мышление — умение отгадывать загадки. Коррекционно – воспитательные:
  • Форм. умение различать близкие по звучанию звуки, произносить звуки [с] и [ш].
  • Систематизировать представления о временах года, познакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев.
  • Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине.

Материалы и оборудование:

Пособие—часы «Времена года», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; демонстрационные картинки «Осень» и «Осенний букет».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Осень». Чтение стихотворений. Наблюдения на прогулке.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие.

Ход образовательной деятельности:

Послушаем и отгадаем. Стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Спрашиваем у детей, какое настроение им навеяли стихи (грустное), как они думают, о каком времени года стихи (об осени).

Скажите детям: «Кончилось лето —время тепла и света, нам грустно с ним расставаться. Но в природе все идет своим чередом — времена года всегда идут одно за другим: после лета наступает осень, за осенью спешит зима, потом приходит весна и вновь наступает лето».

Времена года.

Демонстрируем детям смену времен года на пособии — часах «Времена года». Затем попросите детей самих не спеша вращать стрелку и называть то время года, за которое она указывает.

Когда дети покажут с помощью пособия смену времен года, задайте им вопросы: «Может ли быть, чтобы после лета сразу наступила зима или после осени снова пришло лето?» Получив ответы, попросите малышей еще раз назвать последовательность времен года, продолжая с того сезона, который вы назовете. Например, вы говорите «лето», а дети должны продолжить цепочку: «осень, зима, весна, лето». После этого скажите: «зима», а дети продолжат: «весна, лето, осень, зима».

Сообщите малышам, что каждое время года длится 3 месяца. Осенние месяцы называются сентябрь, октябрь и ноябрь. Попросите детей хором повторить за вами эти названия, одновременно загибая указательным пальцем правой руки пальцы на левой по количеству перечисленных месяцев.

Расскажем об осени.

Покажем детям картинку «Осень» и предложим вместе придумать по ней рассказ.

Попросим малышей продолжить начатые вами фразы. Для этого им надо внимательно следить за указкой и называть то, что будет показано. Начинаем рассказ фразой: «Наступила осень». Обведите указкой всю картину. Продолжая рассказ, произносим только начало фразы и одновременно показываем указкой на соответствующее изображение (цветы, траву, листья, тучу...). В рассказе эти слова стоят в скобках. «Завяли ... (цветы). Пожухла ... (трава). Пожелтели на деревьях ... (листья). Хмурится... (небо). Накрапывает ... (дождь). Улетают на юг ... (птицы)».

Предложим детям повторить рассказ самостоятельно. На этот раз сами не говорим, а только показываем на картине указкой соответствующие изображения. Обведите картину указкой, а затем укажите на цветы, траву, листья, небо, дождь, птиц.

Рассказ получится примерно такой: «Наступила осень. Цветы завяли. Трава пожухла. Листья пожелтели. Небо хмурится. Дождь накрапывает. Птицы улетают на юг».

Физминутка. Расскажем и покажем.

Затем предлагаем детям не только рассказать, но и самим показать осень. Для этого попросите их: «Выйдите на лужок, встаньте в кружок». Сами встаньте вместе с детьми в круг и прочитайте рифмовку об осени, одновременно выполняя соответствующие движения (стимулируйте детей вслед за вами повторять слова и движения).

Осень, осень, листопад (плавным движением перед собой поднять руки.

Листья желтые летят. а затем как бы дирижируя ими, постепенно опустить вниз)

Ветер дует, задувает (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно

дуть перед собой, не надувая щек)

Туча солнце закрывает. (закрыть глаза руками)

Дождик капает с утра — (сжать кулаки, выставив из каждого только указательный

палец. Совершать поочередные движения кулачками вверх-

вниз, показывая, как капают капли дождя. При этом

постепенно приседать, пока указательные пальцы не

дотронутся до пола)

Осень — грустная пора. (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть)

Звуки осени. Предлагаем детям послушать и запомнить звуки осени, а заодно и показать их жестами. Длительно произнесите звук [с] и скажите малышам, что так дует осенний ветер.

Изобразите ветер знакомым по предыдущему упражнению жестом (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произнесите звук [ш] и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставьте звук с движением — сделайте несколько шагов на месте.

После этого произнесите несколько раз звукоподражание: «Кап, кап, кап...» и спросите детей, что это им напоминает (дождь). Повторите знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь.

Когда дети повторят движения и соотнесут их со звуками, попросите их внимательно слушать осенние звуки и иллюстрировать их соответствующими движениями. Произнесите звуки, делая паузы между ними: [с]; кап, кап, кап...; [ш]; [с]; кап, кап, кап...; [с]; [ш].

После выполнения упражнения предложите детям сесть за стол.

Осенний букет. (Домашнее задание)

Покажите детям картинку «Осенний букет» (рис. 6). Скажите: «Чтобы вы не очень грустили, я хочу подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите, какой он красивый, яркий». Покажите указкой: «Вот березовая веточка, а на ней березовые листочки. Вот кленовая ветка, а на ней какой листочек? (Кленовый.) Вот дубовая ветка, а на ней какие листочки? (Дубовые.) Вот осиновая ветка, а на ней какие листочки? (Осиновые.) Вот липовая ветка, а на ней какие листочки? (Липовые)».

Затем, не показывая, спросите у детей: «Какого цвета березовые листочки? (Желтые.) Какого цвета липовые листочки? (Зеленые.) Какого цвета кленовые листочки? (Оранжевого.) Какого цвета дубовые листочки? (Коричневые.) Какого цвета осиновые листочки? (Красные.) А как можно сказать про цвет всего осеннего букета? (Разноцветный, потому что в нем много листьев разного цвета)».

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Рот прикрою я немножко, (зубы почти сомкнуты)

Губы сделаю «Окошком». (губы принимают положение окошечка.)

Зубки рядышком стоят (удерживать в таком положении 5-10 секунд)

И в окошечко глядят.

Сосчитаем листочки.

Попросить детей сосчитать листочки на ветках (3 березовых, 5 дубовых, 1 кленовый, 4 осиновых, 2 липовых листочка). Спросите, на какой ветке больше всего листьев, а на какой меньше. Обратите внимание детей, что на одной веточке нет ни одного листочка, но зато есть гроздь ягод. Спросите малышей, что это за ягоды и как можно назвать ветку (рябиновая).

Итоги занятия, оцените работу детей.

Игры и задания для закрепления материала.

Предложите детям на прогулке собрать букеты из осенних листьев.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЙ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЦКМ

Ф.И.О. ВОСПИТАТЕЛЯ

Сулейманова З. Г. Тарасенко А. Г.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

Средняя группа с тяжёлыми нарушениями речи 4-5 лет

ФОРМА ОРГ. КОЛ. ОБУЧАЮЩИХ

Групповое занятие -6 человек

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Осень»; «Признаки осени»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

«Осенняя картина»

МЕТОДЫ

Словесные, наглядные, практические

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

закреплять представление детей о характерных признаках осени и процессах в природе в осенний период.

ЗАДАЧИ

Коррекционно- образовательные

Коррекционно- развивающие

Коррекционно- воспитательные

Обогащать пассивный и активный словарь по темам: «Осенняя картина»

Активизировать словарь за счет глаголов (завяла, пожухла, хмурится, накрапывает, задувает); за счет качественных прилагательных (оранжевый, коричневый, разноцветный, грустный) и притяжательных прилагательных (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый) и др.

Активизировать наблюдательность

Побуждать произносить фразы из двух - трех слов.

Развивать зрительную, моторную и слуховую память.

Расширять словарь детей ввести в речь сложное слово листопад.

Развивать речь, счетные навыки, умение сравнивать количество предметов, пользуясь понятиями «больше» и «меньше»

Развиваем логическое мышление — умение отгадывать загадки.

Форм. умение различать близкие по звучанию звуки, произносить звуки [с] и [ш].

Систематизировать представления о временах года, познакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев.

Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Пособие—часы «Времена года», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; демонстрационные картинки «Осень» и «Осенний букет».

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Уточнение и активизация словаря по теме «Осенняя картина». Объяснение темы занятия.

Послушаем и отгадаем. Стих. А. Плещеева. Спрашиваем у детей, какое настроение им навеяли стихи, как они думают. О каком времени года стихи.

Ответ детей (грустное)

Ответ детей (об осени)

Создать положительный эмоциональный настрой.

Актуализация знаний

Демонстрируем детям смену времен года на пособии — часах «Времена года».

Сообщите малышам, что каждое время года длится 3 месяца. Осенние месяцы называются сентябрь, октябрь и ноябрь.

Дети с помощью пособия показывают смену времен года.

Детей хором повторяют за воспитателем эти названия, одновременно загибая указательным пальцем правой руки пальцы на левой по количеству перечисленных месяцев.

Систематизировать представления о временах года, познакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев.

#1054;СНОВНОЙ ЭТАП.

Развивать зрительную, моторную и слуховую память.

Развиваем логическое мышление — умение отгадывать загадки.

Расширять словарь детей ввести в речь сложное слово листопад.

Развивать речь, счетные навыки, умение сравнивать количество предметов, пользуясь понятиями «больше» и «меньше»

Покажем детям картинку «Осень» и предложим вместе придумать по ней рассказ.

Начинаем рассказ фразой: «Наступила осень» и одновременно показываем на соответствующее изображение (цветы, траву, листья, тучу...). Физминутка. Расскажем и покажем.

Затем предлагаем детям не только рассказать, но и самим показать осень. Для этого попросите их: «Выйдите на лужок, встаньте в кружок». Сами встаньте вместе с детьми в круг и прочитайте стих.

Артикуляционная гимнастика «Окошко». Предлагаем детям послушать и запомнить звуки осени, а заодно и показать их жестами. Длительно произнесите звук [с] и скажите малышам, что так дует осенний ветер.

Затем длительно произнесите звук [ш] и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья.

После этого произнесите несколько раз звукоподражание: «Кап, кап, кап...» и спросите детей, что это им напоминает (дождь).

После выполнения упражнения предложите детям сесть за стол.

Попросить детей сосчитать листочки на ветках. Спросите, на какой ветке больше всего листьев, а на какой меньше.

Обратите внимание детей, что на одной веточке нет ни одного листочка, но зато есть гроздь ягод. Спросите малышей, что это за ягоды и как можно назвать ветку

Дети слушают внимательно, повторяют рассказ самостоятельно.

Одновременно выполняя соответствующие движения рифмовки об осени (стимулируйте детей вслед за вами повторять слова и движения).

Повторяют движения за воспитателем.

Изображают ветер знакомым по предыдущему упражнению жестом (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Показ движений совместно с воспитателя сопоставляют звук с движением — делают несколько шагов на месте.

Ответы детей. (3 березовых, 5 дубовых, 1 кленовый, 4 осиновых, 2 липовых листочка).

Ответ детей. (рябиновая).

Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине.

Развивать координацию и пространстве.

Развивать мышечную силу губ.

Форм. умение различать близкие по звучанию звуки, произносить звуки [с] и [ш].

#1047;АКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов деятельности

Дети делятся впечатлениями. Рассказывают, что понравилось, заинтересовало.

Активизация детей на мыслительную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Картинная галлерея Зимушки-зимы"

Интегрированное занятия по образовательным областям "Художественное творчество" и "Коммуникация"...

Конспект занятия "Картинная галерея осени"

Доминантное занятие по музыкальному движению для детей  подготовительной к школе группы по теме "Осенние мотивы", программа "Гармония" (Тарасова К.В.)...

Конспект занятия «Картина про лето»

Развитие навыков рисования деревьев в летний период....

Конспект рассматривания картины для старшей группы

Рассматривание картины «Повара»для детей старшей группыПрограммное содержание:Образовательная:Дать представления о внешнем виде повара (белый халат, белый колпак)Расширить знания о продукт...

Конспект рассматривания картины « В уголке природы» (старшая группа)

Цель: закрепить представления о комнатных растениях, о необходимости и способах ухода за ними. ...

Конспект Рассматривание картины «Кошка с котятами» во 2 группе раннего возраста (2- 3 года) по речевому развитию

Цель: Знакомить детей с животными ближайшего окружения и их детенышей. Формировать доброе отношение к животнымЗадачи: -закрепить и уточнить представление детей о кошке и котятах (кошка большая, к...

Конспект Рассматривание картины «Наседка с цыплятами» во группе раннего возраста (2- 3 года) по речевому развитию

Цель: : закрепить представление детей о том, что у курицы есть детеныши- цыплята (внешний вид, ходят, бегают, клюют зерна, пьют воду); воспитывать интерес к бережному, заботливому отношению к жив...