Опыт работы по теме «Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».
методическая разработка (подготовительная группа)

Логунова Юлия Игоревна

Опыт работы по теме «Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщён опыт работы по теме «Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

Логунова Ю.И.

Воспитатель МБОУ «ЦО№21» г.Тула.

Актуальность

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому. В системе дошкольного образования также происходят большие перемены. Новые стандарты образования, внедряются новые законы «Об образовании», принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа «Электронная Россия».

Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования, и позволяют каждому ребенку успешно и быстро адаптироваться в окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование ИКТ способствует не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но и повышает мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Использование ИКТ в работе воспитателя:

Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование ИКТ является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, т. к. современное общество – это век всеобщей компьютеризации.

Каждый педагог, который работает в детском саду, должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, родителями, со специалистами детского сада в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создается единое информационное пространство в образовательном учреждении. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие современные журналы имеют электронную версию в сети Интернет и воспитатель может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе ИКТ воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций. ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

Использование ИКТ в работе с родителями:

Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Теоретическое обоснование опыта

Цель опыта

Цельсоздание единой системы использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Задачи опыта

Задачи:

  • Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников, участие и посещение РМО по использованию ИКТ в ДОУ;
  • накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ;
  • внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей;
  • использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  • систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиатеки с презентациями;
  • создание единого информационного пространства ДОУ: компьютерных обучающих программ, интерактивных игр, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Результативность опыта

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную сферу.
  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.

Формировать у родителей

  • Педагогическую грамотность.
  • Интерес к педагогическому общению с воспитателем.
  • Интерес к жизни ДОУ.
  • Мотивацию к участию в жизни группы и ДОУ.

Стимулирует у педагога

  • Профессиональный рост.
  • Интеллектуальный потенциал.
  • Творческую активность.
  • Инновационную деятельность.

      Я  считаю, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.

     В результате  работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.

     Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами  детского сада в воспитании и обучении детей.

       Положительную динамику влияния ИКТ на детей, родителей мне помогло отследить анкетирование, мониторинг детского развития и уровня освоения образовательных областей.

Самооценка обобщённого опыта работы

Теоретическая обоснованность опыта:

 В основу педагогической деятельности легли данные исследований ведущие ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духаниной Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеевой Э.М., Комаровой Т.С., Алиевой Т.И., Комаровой И.И., Белой К.Ю. и др.).  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

      Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

     Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).    

      Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще-интеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Актуальность (необходимость внедрения опыта):

 Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение для детей с ОВЗ обусловлена также Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

Новизна (оригинальность инновационных подходов):

Использование информационно-коммуникативных технологий в психолого-педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

     В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности.

  • Непрерывная  непосредственно образовательная деятельность в детском

саду имеет свою специфику.  Занятия с детьми должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

  • В работе с родителями ИКТ теперь просто не заменимы. На все вопросы

родителей можно отвечать при помощи виртуальных  путешествий по детскому саду; индивидуальных  презентаций «Наши будни», «Наши праздники» и т.д.; фото- и видеоотчетов о насыщенной жизни группы и ДОУ,консультаций, рекомендаций, памяток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...

Консультация для педагогов "Использование педагогических технологий в работе над развитием памяти, внимания и воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Использовать предлагаемый материал можно как на интегрированных занятия, так и в индивидуальной работе или в качестве заданий для совместной деятельности.Для достижения результата – улучшения у ...

Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".

   Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....

Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

   Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...

Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...