"Русские посиделки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шихрагимова Пчестан Аликсеевна

Россия -поистине уникальная страна, которая на ряду с высокоразвитой современностью бережно хранит традиции своей нации,глубоко уходящие своими корнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_russkie_posidelki.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект  развлечения «Русские посиделки»

Познавательное фольклорное развлечение для детей среднего возраста.

Цель: гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям.

Задачи:

1.Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом

2. Способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений, формировать навык игры на ложках.

3. Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора, учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.

4.Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

5. Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность, активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.

6. Воспитывать у детей культуру поведения, развивать

коммуникативные качества, социальную компетентность.

Действующие лица:

Антошка

Оборудование:

Интерактивная доска

Фонограммы

Ложки

Теремок

Изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки

Обогащение словаря:

Фольклор, потешки, прибаутки, хоровод, частушки, баклуши, бить баклуши, деревянные ложки, ложкари, лапти, улиточка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Демонстрация мультфильма.

Работа над выразительностью.

Материал к занятию:

ИКТ: Презентация «Деревянные ложки»

Презентация «Потешки»

Использование фонограмм :

Р. н. п. «Светит месяц, светит ясный»

Р. н. п. «Каравай»

Е. Железнова «Игра на ложках»

Графические изображения

Декорации, костюмы, атрибуты.

Ход занятия:

Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в группу, становятся полукругом перед экраном

Ведущий :

Здравствуйте ребята!

Дети : отвечают.

Ведущий :

Ребята, а какая музыка только что  звучала? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу?

Хорводное движение улиточка, завиваем улиточку сами самостоятельно, встаём полукругом.

Давным – давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки. все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

1 ребенок.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Без общенья жизни нет.

2 ребенок.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

3 ребенок.

Отдых – это не безделки

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки,

Для друзей и для гостей!

Проходят и садятся на стульчики.

Ведущий :

Я сегодня к вам пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Звучит музыка, появляется Антошка.

Входит Антошка (плачет)

Антошка:

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот - для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Ведущий :

Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Ведущий :

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Ведущий :

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?

Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.

(дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «Деревянные ложки»

Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят«Баклуши бьет!».

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик.

Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках- называют ложкари.

Фрагмент игры на ложках. Показ презентации или фонограммы.

Ведущий :

Ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.

Ложки бывают разные: большие, маленькие. И звучат как вы думаете? Одинаково? (Правильно по разному) Показываю.

Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Настоящие ложкари держат сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.

Антошка:

Хочу так же. Что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!

Воспитатель :

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев(раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Указательный пальчик вставим в ложку. Проверяем, ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Графическое изображение.

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Антошка:

Ой ,как здорово! Хватит, хватит, расшумелись. А то мне даже петь захотелось.

Ведущий :

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.

(играет и поет не ритмично, невпопад)

Ведущий:

Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться,

Антошка:

Ой, как здорово!

Как настоящие музыканты! Значит, мы готовы показать первый концерт?

Ведущий :

Ребята, правда,  здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?

Игра на ложках.

Ведущий : Молодцы!

Посиделки продолжаются

– сказки начинаются.

А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.

*Вымолвил словечко

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне

И за что не знаю

Повезло лентяю. (По щучьему веленью)

*Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) .

*Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том в конце концов

Стало множества жильцов. (Теремок).

Ребята, а нам знакома эта сказка?

Сколько в ней героев?

Давайте назовём.

Какой герой вам больше понравился и запомнился?

Давайте послушаем, как нам споёт Арина тему Лисы.

Давайте все вместе споём заключительную песенку

Всех зверей и лисы.

Про «Теремок»

А раз все мы подружились в пляс, мы все пустились.

Танец «Ой, за что люблю Ивана»

Антошка:

Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, песни пели сказки показали, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Ведущий:

Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка:

Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Ведущий: Но для этого нам нужно собрать картинку

И найти ложку.

Проводиться игра «Найди Ложку»

Ведущий :

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.

За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.

Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.

За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете, и я вам подробно о них расскажу, играть на них научу.

«До свиданья, до свиданья,

До свиданья!»- говорим.

И еще разок, пожалуй,

С вами встретиться хотим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Русские посиделки"

Развитие нравственно-патреотического воспитания, привитие любви к русскому народному фольклору...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Проект занятия: «Русские посиделки»

продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, развивать внимание, речь, память; развивать потребность в общении с русским фольклорным жанром, создать радостную атмосферу, праздничное...

Конспект занимательного дела "Русские посиделки"

Интегрированное занятие по художественному труду...

Развлечение "Русские посиделки"

В рамках читательского клуба "Буквоешка", организованного на базе группы, родители вместе с детьми читали произведения устного народного творчества дома, а воспитатели в детском саду, на про...

Русские "ПОСИДЕЛКИ"

Приобщаем детей к народным истокам...