проект " Я -шеф!"
проект

Таращанская Любовь Витальевна

Шефская или наставническая работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей, стремление и умение помогать тем, кто нуждается в заботе и внимании.  Шефство  старшими над младшими дошкольниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_shef_2.docx665.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому

                                       направлению развития детей» _____________________

660021 г. Красноярск, ул. Ленина, 165 тел. 221-47-12

dou204@mailkrsk.ru

Профессиональный конкурс «Лучший педагогический проект»

Направление «Актуализация воспитательного потенциала

в системе дошкольного образования»

Образовательный проект

« Я – шеф!»

Срок реализации проекта: февраль – август 2023 год

Авторы проекта:

воспитатель  высшей квалификационной категории Куимова Н.В.

воспитатель высшей квалификационной категории Плотникова В.Н.

воспитатель Таращанская Л.В.

Красноярск, 2023 г

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Шефская или наставническая работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей, стремление и умение помогать тем, кто нуждается в заботе и внимании.  Шефство  старшими над младшими дошкольниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в коллективе.

Проблемная ситуация: в последнее время, мы наблюдаем, что дети старшего дошкольного возраста не самостоятельны, нет желания брать ответственность за своё поведение, действия, помогать друг другу в сложных ситуациях. Всё чаще можно услышать от детей: «это не я», «я этого не делал», «это он сделал, пускай и убирает» и т.п. Результаты анкетирования родителей подтвердили, что у детей недостаточно сформированы социальные ценности.

Таким образом, нам пришла идея создания шефства (наставничества) среди детей старшего дошкольного возраста над младшими.

Цель проекта: создание условий для эффективного взаимодействия между детьми старшего и младшего дошкольного возраста через подшефную работу для формирования личностных и социально-коммуникативных качеств.

Задачи:

- Расширить опыт взаимодействия (социализации) между детьми младшего и старшего дошкольного возраста в различных совместных видах деятельности через подшефную работу;

-Организовать условия для эффективного взаимодействия между детьми (шеф и подшефные) через  социальную активность детей  в детских игровых практиках;

-Развивать и совершенствовать  у детей старшего дошкольного возраста личностные и социально-коммуникативные качества: отзывчивость, доброжелательность,  ответственность за свои действия и поступки, толерантность, положительную самооценку, уверенность в себе и др.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Таблица № 1.Ожидаемые результаты.

для дошкольников

 - дети старшего дошкольного  возраста  могут  оценить свои поступки и поступки сверстников; могут выражать своё положительное отношение к окружающему.

- развиваю  личностные  качества  как сострадание, толерантность,  и др.

 -в процессе совместных мероприятиях приобретают практический опыт, активное взаимодействие со сверстниками и младшими (старшими) детьми.

для педагогов:

-систематизация информационных источников по теме проекта.

-копилка методических разработок и рекомендаций для родителей и воспитателей.

-создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме позволит развивать и активизировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, основанную на их интересах и возрастных потребностях

для родителей:

Тесное партнерство изменит отношение к образованию в ДОУ, вовлечет в непосредственную активную деятельность, к участию в формировании духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей у своих детей.

        Проект может быть реализован в любом сообществе ДОО.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Главная деятельность в проекте - это организация встреч детей младшего и старшего дошкольного возраста. Особенности наших встреч: ежедневные – в режимных моментах; событийные; по календарному плану.

Основная фишка – изготовление и проведение мероприятий (заданий) в рамках календаря «50 дней до Выпускного».

За основу был взят Адвент-календарь. Адвент-календарь (от лат. adventus — «приход») используют для отсчёта времени, остающегося до наступления праздника. Адвент-календарь для детей – это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к любому событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. Дети младшей группы совместно с родителями и педагогами сделали и передали ребятам подготовительной группы выпускной календарь с заданиями на каждый день: "День языка", "День стихов", "День братьев и сестер", "День пожеланий", "День лепки", "День космонавтики", "День зашифрованных слов" и др.

            E:\РАБОТА\ЗНАЙКИ 2023\Я шеф\20230407_165138.jpg

Формы работы: регулярная добровольческая помощь.

Совместные утренние гимнастики, встречи, посиделки, праздники, развлечения, физкультурные досуги; участие в подготовке совместных мероприятий, показательных выступлений и др.; помощь младшим дошкольникам в одевании на прогулку, совместное её проведение и др.

Методы: игровой метод (инсценировки, театрализация, подвижные и дидактические игры); словесный метод (беседы, чтение стихов и прозы); практический метод (совместные мероприятия, выполнение поручений, оказание помощи, развитие самостоятельности); наглядный метод (показ презентации, рассматривание, наблюдение, экскурсии).

Принципы реализации: добрая воля – любая деятельность (помощь) происходит по желанию и волеизъявлению; благая цель – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение благосостояния человека и общества.

Ресурсы:

информационные: сайт образовательного учреждения, группа в Контакте;

кадровые: коллектив педагогов МБДОУ № 204;

организационные: координация деятельности всех участников;

материально-технические: помещения ДОУ, видео- и аудиоаппаратура.

 ПЛАН РАБОТ ПО ПРОЕКТУ

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы  «Знайки» 6 – 7 лет; дети 2 младшей группы «Лапушки» 3-4 года; воспитатели группы: Плотникова В.Н., Куимова Н.В., Таращанская Л.В., инструктор по ФК Казарин Е.А.

Сроки реализации проекта:

01.02.2023 – 30.08.2023 гг.

Продолжительность проекта: 7 месяцев

Тип проекта:познавательно-продуктивный, социально – коммуникативный.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (февраль 2023 г)

- обсуждение идеи проекта и форм решения поставленных задач;
-использована диагностическая Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)  
(Приложение №1)

2 этап. Основной (март – июль 2023 г)

3 этап. Рефлексивный (август 2023 г)

-Оценка практической значимости

-Анализ эффективного взаимодействия

-Обобщение опыта

-Презентация проекта

Календарный план реализации  проекта с указанием сроков реализации

по этапам:

Таблица № 2.Календарный план.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание работы

март

«Как мы помогаем малышам»

(общение в ходе самостоятельной деятельности)

Воспитывать заботливое отношение к малышам; стремление быть полезным окружающим. Развивать желание в своих поступках следовать положительному примеру. Привлекать к посильному труду.

Совместные сборы на прогулку, помощь в уборки групп, учить соблюдать культурно – гигиенические навыки.

«Как хорошо уметь играть»

(общение в ходе самостоятельной деятельности)

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща. Развивать умение поддержать беседу.

Совместные игры на участи и в группе.

«Спортивная страна» (передача опыта дети детям)

Передача спортивного опыта через совместную спортивную жизнь. Воспитывать потребность в двигательной деятельности.

Совместное  проведение зарядки, занятий,спортивного праздника.

«Театр» (сюжетно-ролевая игра)

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

«Муха Цокотуха»

апрель

«Можно ли ходить куда-либо без взрослых?»

(общение в ходе самостоятельной деятельности)

Закреплять знания об основах безопасности жизнедеятельности человека. Учить создавать художественные композиции на темы окружающей жизни. Развивать умение высказывать свою точку зрения.

Детские презентации, совместнаяхудожественная деятельность.

«Что такое дружба» (общение в ходе самостоятельной деятельности)

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему. Закреплять умение рассказывать о своём восприятии поступка конкретного литературного персонажа.

Квест

«Не скажи, а покажи»

Воспитывать уважительное отношение к совместным играм на развитее внимания, памяти.

Игры малой подвижности.

50 дней до Выпускного (обратный отсчёт)

Изготовления календаря с заданиями (Лапушки)

май

Игра на прогулке

(общение в игровой деятельности)

Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

П/и «Кошки – мышки», «Гуси лебеди», «Воротца» и т. д.

«До свидания детский сад»

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Поздравление от группы «Лапушки» на выпускном группы «Знайки».

Июнь

Июль

Август

Игра на прогулке

(общение в игровой деятельности)

Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

П/и «Совушка»,«Цветные автомобили»,«Найди себе пару» и т. д.

«Театр» (сюжетно-ролевая игра)

Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

«Теремок», «Колобок»

Игра на прогулке

(общение в игровой деятельности)

Формировать представление ребёнка о себе как об активном члене коллектива. Учить заботиться о младших. Развивать организаторские способности. Развивать интерес к коллективным играм, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре.

Игра «Ручеек»

«Мы любим порядок» (общение в ходе самостоятельной деятельности)

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе и на участи. Продолжать знакомить с правилами поведения во время игры.

Помощь в одевании (раздевании) на прогулку, с/р игры в группе и на улице.

«Как хорошо уметь читать»(дети группы «Знайки» читают группы «Лапушки»)

Приобщать дошкольников к чтению книг.

Чтение книг пожеланию подшефных детей.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности: отзывы, индивидуальное оценивание достижений самими участниками; анализ, отчёты; фото- и видеосъёмка, публикации в сети Интернет.

        Для того, чтобы отследить результативность работы по проекту, используется диагностическая Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)  (Приложение №1)

Начало проекта  «Знайки»(6-7лет) - 24 ребенка                 Конец проекта « Знайки»(6-7лет)-24 ребенка

Начало проекта  «ЛАПУШКИ»(3-4лет) -25                    Конец проекта « ЛАПУШКИ»(3-4лет)-25

                                  

Взаимодействие детей проявлялось:

- дети-шефы проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

 - у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

- дети-шефы активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными; в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

- педагоги поощряли попытки детей, поделится разнообразными впечатлениями с взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-шефы», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в шефское движение.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация шефской работы в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Распространение результатов проекта

Перспектива реализации проекта в других группах ДОУ.

Презентация коллегам ДОУ, МО; предоставление опыта на образовательных интернет-порталах.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

 - создание устойчивой и эффективной системы партнёрских отношений (шефской работы) между группами;

- возможно тиражирование проекта.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Таблица № 3. Устойчивость проекта.

Возможные риски

                        Способы коррекции

  1. Отсутствие мотивации к самостоятельной деятельности у детей
  2. Нежелание родителей работать в команде воспитатель + ребенок + родители
  1. Создание ситуации успеха и партнерства через совместную деятельность в процессе подготовки материала для будущего проекта
  2. Ознакомление родителей о положительном опыте сотрудничества

 БЮДЖЕТ

Таблица № 4. Бюджет.

                Бюджет проекта

В данном проекте бюджет не предусмотрен

Литература:

1.Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.

2.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

3.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)

4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

5. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

6. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.

7. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...