проект " Я -шеф!"
проект
Шефская или наставническая работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей, стремление и умение помогать тем, кто нуждается в заботе и внимании. Шефство старшими над младшими дошкольниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 665.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
направлению развития детей» _____________________
660021 г. Красноярск, ул. Ленина, 165 тел. 221-47-12
Профессиональный конкурс «Лучший педагогический проект»
Направление «Актуализация воспитательного потенциала
в системе дошкольного образования»
Образовательный проект
« Я – шеф!»
Срок реализации проекта: февраль – август 2023 год
Авторы проекта:
воспитатель высшей квалификационной категории Куимова Н.В.
воспитатель высшей квалификационной категории Плотникова В.Н.
воспитатель Таращанская Л.В.
Красноярск, 2023 г
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Шефская или наставническая работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей, стремление и умение помогать тем, кто нуждается в заботе и внимании. Шефство старшими над младшими дошкольниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в коллективе.
Проблемная ситуация: в последнее время, мы наблюдаем, что дети старшего дошкольного возраста не самостоятельны, нет желания брать ответственность за своё поведение, действия, помогать друг другу в сложных ситуациях. Всё чаще можно услышать от детей: «это не я», «я этого не делал», «это он сделал, пускай и убирает» и т.п. Результаты анкетирования родителей подтвердили, что у детей недостаточно сформированы социальные ценности.
Таким образом, нам пришла идея создания шефства (наставничества) среди детей старшего дошкольного возраста над младшими.
Цель проекта: создание условий для эффективного взаимодействия между детьми старшего и младшего дошкольного возраста через подшефную работу для формирования личностных и социально-коммуникативных качеств.
Задачи:
- Расширить опыт взаимодействия (социализации) между детьми младшего и старшего дошкольного возраста в различных совместных видах деятельности через подшефную работу;
-Организовать условия для эффективного взаимодействия между детьми (шеф и подшефные) через социальную активность детей в детских игровых практиках;
-Развивать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста личностные и социально-коммуникативные качества: отзывчивость, доброжелательность, ответственность за свои действия и поступки, толерантность, положительную самооценку, уверенность в себе и др.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Таблица № 1.Ожидаемые результаты.
для дошкольников | - дети старшего дошкольного возраста могут оценить свои поступки и поступки сверстников; могут выражать своё положительное отношение к окружающему. - развиваю личностные качества как сострадание, толерантность, и др. -в процессе совместных мероприятиях приобретают практический опыт, активное взаимодействие со сверстниками и младшими (старшими) детьми. |
для педагогов: | -систематизация информационных источников по теме проекта. -копилка методических разработок и рекомендаций для родителей и воспитателей. -создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме позволит развивать и активизировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, основанную на их интересах и возрастных потребностях |
для родителей: | Тесное партнерство изменит отношение к образованию в ДОУ, вовлечет в непосредственную активную деятельность, к участию в формировании духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания, формирование социальных ценностей у своих детей. |
Проект может быть реализован в любом сообществе ДОО.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Главная деятельность в проекте - это организация встреч детей младшего и старшего дошкольного возраста. Особенности наших встреч: ежедневные – в режимных моментах; событийные; по календарному плану.
Основная фишка – изготовление и проведение мероприятий (заданий) в рамках календаря «50 дней до Выпускного».
За основу был взят Адвент-календарь. Адвент-календарь (от лат. adventus — «приход») используют для отсчёта времени, остающегося до наступления праздника. Адвент-календарь для детей – это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к любому событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. Дети младшей группы совместно с родителями и педагогами сделали и передали ребятам подготовительной группы выпускной календарь с заданиями на каждый день: "День языка", "День стихов", "День братьев и сестер", "День пожеланий", "День лепки", "День космонавтики", "День зашифрованных слов" и др.
Формы работы: регулярная добровольческая помощь.
Совместные утренние гимнастики, встречи, посиделки, праздники, развлечения, физкультурные досуги; участие в подготовке совместных мероприятий, показательных выступлений и др.; помощь младшим дошкольникам в одевании на прогулку, совместное её проведение и др.
Методы: игровой метод (инсценировки, театрализация, подвижные и дидактические игры); словесный метод (беседы, чтение стихов и прозы); практический метод (совместные мероприятия, выполнение поручений, оказание помощи, развитие самостоятельности); наглядный метод (показ презентации, рассматривание, наблюдение, экскурсии).
Принципы реализации: добрая воля – любая деятельность (помощь) происходит по желанию и волеизъявлению; благая цель – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение благосостояния человека и общества.
Ресурсы:
информационные: сайт образовательного учреждения, группа в Контакте;
кадровые: коллектив педагогов МБДОУ № 204;
организационные: координация деятельности всех участников;
материально-технические: помещения ДОУ, видео- и аудиоаппаратура.
ПЛАН РАБОТ ПО ПРОЕКТУ
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Знайки» 6 – 7 лет; дети 2 младшей группы «Лапушки» 3-4 года; воспитатели группы: Плотникова В.Н., Куимова Н.В., Таращанская Л.В., инструктор по ФК Казарин Е.А.
Сроки реализации проекта:
01.02.2023 – 30.08.2023 гг.
Продолжительность проекта: 7 месяцев
Тип проекта:познавательно-продуктивный, социально – коммуникативный.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный (февраль 2023 г)
- обсуждение идеи проекта и форм решения поставленных задач;
-использована диагностическая Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) (Приложение №1)
2 этап. Основной (март – июль 2023 г)
3 этап. Рефлексивный (август 2023 г)
-Оценка практической значимости
-Анализ эффективного взаимодействия
-Обобщение опыта
-Презентация проекта
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации
по этапам:
Таблица № 2.Календарный план.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы |
март | «Как мы помогаем малышам» (общение в ходе самостоятельной деятельности) | Воспитывать заботливое отношение к малышам; стремление быть полезным окружающим. Развивать желание в своих поступках следовать положительному примеру. Привлекать к посильному труду. | Совместные сборы на прогулку, помощь в уборки групп, учить соблюдать культурно – гигиенические навыки. |
«Как хорошо уметь играть» (общение в ходе самостоятельной деятельности) | Развивать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща. Развивать умение поддержать беседу. | Совместные игры на участи и в группе. | |
«Спортивная страна» (передача опыта дети детям) | Передача спортивного опыта через совместную спортивную жизнь. Воспитывать потребность в двигательной деятельности. | Совместное проведение зарядки, занятий,спортивного праздника. | |
«Театр» (сюжетно-ролевая игра) | Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. | «Муха Цокотуха» | |
апрель | «Можно ли ходить куда-либо без взрослых?» (общение в ходе самостоятельной деятельности) | Закреплять знания об основах безопасности жизнедеятельности человека. Учить создавать художественные композиции на темы окружающей жизни. Развивать умение высказывать свою точку зрения. | Детские презентации, совместнаяхудожественная деятельность. |
«Что такое дружба» (общение в ходе самостоятельной деятельности) | Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему. Закреплять умение рассказывать о своём восприятии поступка конкретного литературного персонажа. | Квест | |
«Не скажи, а покажи» | Воспитывать уважительное отношение к совместным играм на развитее внимания, памяти. | Игры малой подвижности. | |
50 дней до Выпускного (обратный отсчёт) | Изготовления календаря с заданиями (Лапушки) | ||
май | Игра на прогулке (общение в игровой деятельности) | Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. | П/и «Кошки – мышки», «Гуси лебеди», «Воротца» и т. д. |
«До свидания детский сад» | Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. | Поздравление от группы «Лапушки» на выпускном группы «Знайки». | |
Июнь Июль Август | Игра на прогулке (общение в игровой деятельности) | Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. | П/и «Совушка»,«Цветные автомобили»,«Найди себе пару» и т. д. |
«Театр» (сюжетно-ролевая игра) | Развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить договариваться, планировать действия всех играющих. Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. | «Теремок», «Колобок» | |
Игра на прогулке (общение в игровой деятельности) | Формировать представление ребёнка о себе как об активном члене коллектива. Учить заботиться о младших. Развивать организаторские способности. Развивать интерес к коллективным играм, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре. | Игра «Ручеек» | |
«Мы любим порядок» (общение в ходе самостоятельной деятельности) | Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе и на участи. Продолжать знакомить с правилами поведения во время игры. | Помощь в одевании (раздевании) на прогулку, с/р игры в группе и на улице. | |
«Как хорошо уметь читать»(дети группы «Знайки» читают группы «Лапушки») | Приобщать дошкольников к чтению книг. | Чтение книг пожеланию подшефных детей. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка эффективности: отзывы, индивидуальное оценивание достижений самими участниками; анализ, отчёты; фото- и видеосъёмка, публикации в сети Интернет.
Для того, чтобы отследить результативность работы по проекту, используется диагностическая Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) (Приложение №1)
Начало проекта «Знайки»(6-7лет) - 24 ребенка Конец проекта « Знайки»(6-7лет)-24 ребенка
Начало проекта «ЛАПУШКИ»(3-4лет) -25 Конец проекта « ЛАПУШКИ»(3-4лет)-25
Взаимодействие детей проявлялось:
- дети-шефы проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
- у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
- дети-шефы активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными; в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
- педагоги поощряли попытки детей, поделится разнообразными впечатлениями с взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-шефы», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в шефское движение.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация шефской работы в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Распространение результатов проекта
Перспектива реализации проекта в других группах ДОУ.
Презентация коллегам ДОУ, МО; предоставление опыта на образовательных интернет-порталах.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- создание устойчивой и эффективной системы партнёрских отношений (шефской работы) между группами;
- возможно тиражирование проекта.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Таблица № 3. Устойчивость проекта.
Возможные риски | Способы коррекции |
|
|
БЮДЖЕТ
Таблица № 4. Бюджет.
Бюджет проекта | В данном проекте бюджет не предусмотрен |
Литература:
1.Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
2.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
3.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
5. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
6. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
7. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...