Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы

-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику

- воспитывать инициативность и активность в игре, доброжелательное отношение и уважение друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova-_svobodnaya_igra.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

Возрастная адресность: для детей 5-6 лет

Задачи: 

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы

-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику

- воспитывать инициативность и активность в игре, доброжелательное отношение и уважение друг к другу

Количество участников: 9-10 человек.

Оборудование: Морские камешки(галька) различных размеров, машинки, маленькие человечки, «ковёр-самолёт», художественная литература (произведения по желанию детей), макет дороги, макет футбольного поля, мяч-шарик, разноцветные карточки с пришитыми пуговицами в виде геометрических фигур, столы, стулья, разноцветные подушки.

Ход игры

Сбор детей на игру.

 Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети. Да

Воспитатель. У вас есть друзья, с которыми бы вы с удовольствием отправились в путешествие?

Дети. Да, есть.

Воспитатель. Тогда немедленно отправляемся на волшебный остров – Игромир. Как вы думаете, что мы там будем делать? 

Дети. Мы будем играть.

 Воспитатель. Конечно, играть и выполнять интересные задания.

Создание игровой проблемы.

Воспитатель. А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? 
Дети. На поезде, на самолете, на машине, на пароходе. 
Воспитатель. А я сегодня приглашаю вас в путешествие на волшебный остров игр отправиться на ковре-самолёте. Вы готовы? 
Дети
.  Да, мы готовы.
Воспитатель. Замечательно! Тогда смело вставайте на ковёр.

(Дети и воспитатель имитируют полёт: закрыв глаза, широко раскинув руки, раскачиваются из стороны в сторону, пытаясь удержать равновесие)

Воспитатель. Остановка. (воспитатель приглашает детей пройти за ширму в спальню, где на ковре «острове», на столиках и на полу разложены игры). Вот мы и попали на остров Игромир. Вы догадались, кто здесь живёт?

Дети. Здесь живут игры.

Воспитатель. Да, ребята, вас ждут сюрпризы. Здесь живут необычные игры с пуговицами, камешками, трубочками.  Чтобы вам было удобно играть, можно расположиться на подушечках, которые лежат на полу, или за столиками, а игру вы можете выбрать по своему желанию. (Детям предлагаются развивающие игры из морских камешек, пуговиц, трубочек, изготовленные своими руками)

Правила игры.        

   Дети свободно передвигаются по игровой площадке, и каждый ребёнок самостоятельно выбирает себе игру. По желанию дети могут объединяться в небольшие группы. Правила для каждого варианта свои. В процессе игровой деятельности дети могут обмениваться играми, объединять несколько игр, придумывать свои правила, трансформировать пространство.

Распределение ролей. 

   Воспитатель вместе с детьми разбирают правила игры. Дети самостоятельно выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности, договариваются, учитывая интересы и чувства других.  Педагог при этом помогает и направляет игровую деятельность в нужное русло.

Игровые действия.

«Придумай свою историю"

   Ход игры. На каждом камешке (гальке) нарисована картинка — животные, птицы, люди, дома, деревья, цветы, овощи, фрукты, горы, игрушки, море, транспорт. Ребенок достает из коробки по одному камешку и начинает придумывать истории. При этом даже используя камешки одной темы, можно придумать очень много историй, ведь каждый раз порядок камешков будет меняться, а вместе с тем и сюжет.

 «Любимая книга"

   Ход игры. Здесь используются камешки с картинками аналогичные предыдущей игре. Играющий выбирает любимое художественное произведение и раскладывает камешки из коробки в том порядке, который будет соответствовать сюжету конкретной книги. Таким образом он вспоминает и пересказывает сюжет полюбившегося произведения, используя при этом элементы фантазирования.

Игра в слова

   Ход игры. Данный вариант предназначен для детей, которые уже умеют читать. На камешках написаны целые слова, которые ребёнок сможет складывать в фразы и целые истории. Чтобы сделать игру интереснее, используется несколько комплектов: камешки с существительными, прилагательными и с глаголами. Камешки разложены в трёх разных мешка, ребенок произвольно достает по одному из каждого комплекта. Комбинация из трех разных слов станет фабулой для коротенькой истории. Если эти слова будут мало между собой связаны — не беда. Тем неожиданнее получится рассказ.

Учим правила дорожного движения

    Ход игры. На камешках нарисованы дорожные знаки, знакомые ребенку. Вынимая наугад камешек с каким-то знаком, ребенок рассказывает, что он обозначает, и как себя нужно вести при этом на проезжей части. На макете дороги, один игрок раскладывает камешки со знаками, а второй "путешествует" на игрушечной машинке, не нарушая при этом правила. Как вариант дети могут использовать в игре маленьких человечков, которые передвигаются, также не нарушая правил. Проигрывает тот, кто нарушил правила дорожного движения.

 «Воздушный футбол»

  Ход игры.  На внутренней части коробки нарисован аналог футбольного поля. Здесь есть разметки для ворот, центральный круг, в который устанавливается маленький шарик. Футбольные ворота изготовлены из половинок пластмассового яйца. Двое детей берут коктейльные трубочки и
по команде начинают дуть на шарик через трубочки, чтобы загнать его в ворота противника. Побеждает тот, кто первым забивает гол в ворота противника.

«Отгадай на ощупь фигуру».

   Ход игры. На цветной картон пришиты пуговицы в форме геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник.  Для каждой карточки сшит чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Здесь игроков двое. Игра проводится в форме соревнования, один отгадывает, другой проверяет.

Варианты заданий:

Отгадай на ощупь и назови геометрическую фигуру.

Отгадай на ощупь и найди пару для этой фигуры.

Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.

Пирамида
   Ход игры. Используются плоские морские камешки разного размера. Задача игроков - построить пирамиду камешков. Первый игрок кладет самый крупный камень, второй игрок поверх первого кладет камешек поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать камешки.  Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

Руководство игрой.

   Воспитатель создаёт условия для свободного выбора детьми игровой деятельности.  Заранее подготавливает все атрибуты, что может потребоваться детям в их игре или пробудить их фантазию.  Старается помочь детям преодолеть затруднения в ходе игры, при этом выступая в роли партнёра. Поддерживает речевое общение детей в игровой деятельности. Наблюдает за тем, как дети как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы. 

Окончание игры, подведение итогов.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Понравился вам наш волшебный остров «Игромир»? Какие игры вам особенно понравились? Хотели бы побывать здесь ещё раз?  (Ответы детей). Молодцы! Вы очень добрые и отзывчивые дети, мне приятно было с вами путешествовать. Мне сегодня понравилось, как вы дружно играли, и у вас все удалось.

Источник

  1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материал»: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. -175 с.
  2. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности

дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 - 112 с.

  1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний праздник на свежем воздухе в детском саду. Старшая группа "Путешествие на остров Тумба-Юмба"

Летний праздник на свежем воздухе в детском саду.старшая группа"Путешествие на остров Тумба-Юмба"...

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе детского сада, тема занятия «Путешествие на остров чудес»

Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр....

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе детского сада, тема занятия «Путешествие на остров чудес»

Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить название геометрических фигур. Закрепить зна...

Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству

Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем,...