Консультации для родителей и педагогов
консультация (старшая, подготовительная группа)

Силкина Светлана Александровна

Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»

Консультация для родителей «Как одеть ребёнка весной?»

Консультация для родителей и педагогов «Формирование навыков КГН у дошкольников»

Консультация для родителей «Умеет ли дружить Ваш ребёнок?» 

Консультация для педагогов и родителей «Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики как залог успешного развития речевой структуры ребёнка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для родителей

«Можно ли обойтись без наказаний?»

Воспитатель: Силкина С.А

    Смоленск 2023

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания.

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова?

Послушайте, что об этом думают психологи. Нет, никогда. Физические наказания должны быть полностью исключены. Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем.

Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.


5 причин отказа от телесных наказаний :

• Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

• Это признание своей слабостиродитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

• Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

• Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

• Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание» противоречит самой природе.

     Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для родителей

«Как одеть ребёнка весной?»

Воспитатели: Силкина С.А.

Кравцова Е.В.

    Смоленск, 2023

Первое весеннее тепло обманчиво, и одевать ребенка на улицу в это время следует с особой тщательностью. Наша задача - избежать переохлаждения, промокших ног и не допустить излишнего потоотделения на прогулке, чтобы, раздевшись, ребенок не схватил простуду под первым сквозняком.

Сорок одежек. «Пришел марток - надевай сорок порток!» Руководствуясь этой народной мудростью, заботливые мамы с первой весенней капелью начинают старательно кутать своего ребенка в большое количество одежды. Другие, напротив, резко облегчают экипировку. И в том и в другом случае такой подход к детской одежде на весну может привести к простудным заболеваниям. Одежек может быть гораздо меньше сорока, но вся весенняя одежда для детей должна быть теплой и обязательно дышащей. На смену шубкам и пуховикам приходят куртки с непромокаемым покрытием, утепленные синтепоном. Вязаные свитера из шерсти можно заменить на хлопчатобумажные толстовки с начесом, свитера тонкой вязки, изделия из синтетических флисовых тканей. Они позволят сохранить тепло, но в то же время избежать перегрева и избыточного потоотделения. Брюки на время весны лучше выбирать из непромокаемых тканей, хорошо поддающихся чистке. Под них до наступления настоящего тепла лучше надевать гамаши, колготки или в идеале термобелье.

Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.

Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенокимеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)

Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

Ноги в тепле и сухости. Требование номер один, поскольку мокрые и замерзшие ноги чаще всего провоцируют простуды, ангины и другие неприятные заболевания. Для профилактики и предотвращения простуды подойдут специальные резиновые и нубуковые ботинки и сапожки с меховым, войлочным и синтепоновым утеплителем. Обувь - это единственный предмет одежды, с которым можно не бояться переборщить в процессе утепления.

Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. При абсолютно плоской подошве сложнее сохранять равновесие при ходьбе. Для нормальной осанки и правильного формирования свода стопы нужен небольшой каблучок. На первых ботиночках рекомендованная высота каблучка 5-7 мм, к двум годам – 1-1,5 см. Задник должен быть высоким, плотным и сплошным, без швов и складок. Выбирайте обувь с широким круглым носом, чтобы пальцы ног могли двигаться свободно.Хочу такой сайт

«Держи ноги в тепле, а голову в холоде!» Великий полководец Александр Васильевич Суворов вероятно, имел в виду взрослых солдат, а не детей. Но известная доля истины в его словах есть. Головной убор должен быть теплым, но не жарким. Меховые шапки можно смело отправлять в сундук: настало время вязаных и флисовых шапочек. Важно, чтобы голова ребенка не потела - иначе, сняв шапку, он может стать жертвой сквозняка и простудиться.

Не забывате также и о шарфе. Для своего малыша можно выбрать любой шарф, здесь главный момент – правильно его завязать. Шарф не должен мешать ребенкубегать и играть во время прогулки.

Не менее важный элемент весеннего гардероба – рукавички. Отдай предпочтение теплым, но тонким, и желательно, чтобы они были не промокающими – это позволит ребенку свободно двигаться даже во время небольшого дождя.

Постарайся одевать ребенка в яркую красочную одежду. Это обеспечит прекрасное настроение малышу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для родителей и педагогов

«Формирование навыков КГН

у дошкольников»

Воспитатели: Силкина С.А.

Кравцова Е.В.

    Смоленск, 2023

С самого начала пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагог учит их самостоятельно выполнять простейшие гигиенические процедуры. С помощью этих действий ребёнок осознаёт сам себя, получает представления о своём теле, здоровье. С годами эти важные привычки становятся естественными и непрерывно совершенствуются. Что же касается старшего дошкольного звена (дети 5–6 лет), то на этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Т.е. включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо: продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования, и т. д.). Действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке.

Для полного восприятия детьми данной темы, рекомендуется проводить следующие познавательные игры:

1. «Я сам».  Игра способствует закреплению умений есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

2. «Поведение за столом». Игра формирует у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучает правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

3.«Одевание–раздевание».
Закрепляет умение расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

4. «Учусь всё делать сам!».

Продолжает побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.        


5. «Вспомним, как правильно надо кушать».

Данное занятие закрепляет навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Также для особого усвоения материала детьми, можно читать им различные стихотворения, сказки, рассказы и другие произведения для развития навыков КГН. Например:

О.Григорьев «Варенье»

У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Сережи,
Приросла рубаха к коже.
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени,
Уши склеило варенье.
Раздаётся жалкий всхлип,
Сам к себе Сергей прилип

Д. Крупская «Чистота»

В нашем доме суета:
Потерялась Чистота.
Поискали мы у Кати
В незастеленной кровати —
Там всё слиплось от конфет,
Чистоты в помине нет.
Под диваном в горах пыли
Норы длинные прорыли.
Заглянули в зеркала —
В зеркалах сплошная мгла.
Посмотрели мы в духовку —
Стало нам совсем неловко:
Грязный дядька в бороде
В нашей спит сковороде.
Не нашли мы Чистоты,
Видно, выкрали коты.

   

После прочтения стихотворения дети с воспитателем активно обсуждают его содержание, выделяют ключевые моменты. При этом ребята сами должны прийти к важным выводам.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Список литературы:

1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения

2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей

3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для родителей

«Умеет ли дружить Ваш ребёнок?»  

Воспитатели: Силкина С.А.

Кравцова Е.В.

    Смоленск, 2023

   Общение со сверстниками играет очень важную роль для развития ребенка. С друзьями он учится взаимному доверию и уважения, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить. Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду.

Если Вашему ребенку 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то скорее всего дружить он научиться медленнее, чем другие дети, и возможно ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и разговорчивого ребенка, дружелюбного ребенка в группе или во дворе.

Как и рекомендуется в песне, лучше всего начинать разговор с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут…. Можно поиграть с тобой?»

Время от времени, даже общительный ребенок может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене детского сада, при переезде на другое место жительства и т.д.

Вам нужно заранее подготовить ребенка к переезду, перемене, обсудить с ним, что происходить, что изменится в его жизни после этого, и как ему надо при этом себя вести.

Количество друзей зависит от того насколько он робок, или наоборот, общителен. Чтобы развить у себя навыки общения, стеснительному малышу достаточно двух-трех хороших друзей.

Но не зависимо пять лет ребенку или пятнадцать, неумение дружить или потеря друга является тяжелым испытанием. И, вы, родители, должны помочь ему справиться с трудной ситуацией.

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ?

Создайте возможности для дружбы. Спросите у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга. Пригласите сами к себе домой, кого-либо из детей. Найдите им занятия по душе.

Научите своего ребенка правильному общению, принимать во внимание чувства других детей. Состраданию его можно научить уже в 2-3 года.

Если у ребенка с другом возникают конфликты, посоветуйте возможные пути общения. Хвалите ребенка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он ведет себя эгоистично.

Обсуждайте с ребенком его друзей и социальную жизнь. Зачастую дети старшего возраста неохотно говорят о своих проблемах с друзьями, но им тем не менее, необходимо ваше сочувствие и понимание. Если ваш ребенок заявляет: «Меня никто не любит!», не следует его утешать такими фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдешь себе нового друга». Вместо этого постарайтесь, чтобы он вам все откровенно рассказал.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для педагогов и родителей

«Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Силкина С.А

    Смоленск 2023

Сенсорное развитие -  это развитие восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

1.Является основой для интеллектуального развития.

2.Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

3.Развивает наблюдательность.

4.Готовит к реальной жизни.

5.Позитивно влияет на эстетическое чувство.

6.Является основой для развития воображения.

7.Развивает внимание.

8.Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.

9.Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

10.Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

11.Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

12.Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни ребёнка.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.

Дидактические игры и занятия имеют определённое значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребёнка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для педагогов и родителей

«Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками»

Воспитатель: Силкина С.А

   

Смоленск 2023

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности

  1. Развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников. Формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
  2. Развитие умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации развивающей предметно - пространственной среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.      

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте те же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных.

1.Рисование пальчиками - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2.Рисование ладошкой - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.Оттиск пробкой - возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Чтобы заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем – предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа. Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.

Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация для педагогов и родителей

«Развитие мелкой моторики как залог успешного развития речевой структуры ребёнка»

Воспитатель: Силкина С.А

    Смоленск 2023

Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Все движения организма и речевая моторика имеют единственные механизмы, поэтому развитие тонкой моторики пальцев рук благотворно сказывается на речи ребенка. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе плохая координация мелкой моторики.

Для оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого пальца нужно помочь ему координированно и ловко ими манипулировать. Необходимо обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Помимо массажа также можно использовать пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику. Крайне важно, чтобы последняя проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес к ней и пробудить его вновь будет сложно. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала.

Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а эти игры очень увлекательны и нравятся детям. Тексты пальчиковых игр просты, незатейливы и понятны. Вот некоторые из них:

 «Семья». Поочередно составляя в кулачок пальчики одной руки, потом другой, проговариваем: "Этот пальчик-мама, этот пальчик - папа, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- дедушка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья". "Пальчики здороваются". Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потом проделываем одновременно на двух руках. 

 «Слоненок». Средний палец выставлен вперед - хобот, а остальные пальцы - ноги, идут по столу. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы - ветки. Под звук -ш-ш-ш-ш (ветер) пальцы - веточки шевелятся. 

«Табунок». "Вот помощники мои (руки находятся на столе, ладони внизу) Их как хочешь, поверни (поворачиваем ладони в разные стороны) По дороге серой, гладкой (проводим руками по столу) Скачут пальцы как лошадки. Скок-скок-скок, скок-скок-скок Скачет наш табунок (продвижение вперед левой, а затем правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук.)

«Кораблик». "По реке плывет кораблик (прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывет издалека (приставляем горизонтально левую руку к глазам, смотрим вдаль)  На кораблике четыре очень храбрых моряка (показать четыре пальца) У них ушки на макушке, (приставляем руки к своим ушам) У них длинные хвосты (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим их в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты (показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем- получаются коготки). В конце игры можно спросить у ребенка: "Что за моряки были на кораблике? " Ответ: Мышки.

 «Моем руки». "Ах вода, вода, вода (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук) Будем чистыми всегда! Брызги вправо, брызги влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжимаем в кулачок, с силой выпрямляем, как бы стряхивая водичку) Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро!  (имитируем поочередное вытирание рук полотенцем)       

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная рекомендуется как предварительный этап перед активной детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной гимнастики –пальчиковым играм. Важно помнить, что малыш до 2 лет может воспринимать пальчиковые игры от 1 до 3 мин. Сложность их должна выбираться родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Чтобы пальчиковая гимнастика для детей была максимально интересной, приятной и в то же время эффективной, нужно стараться строить игру поэтапно:

1) для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребенку сам;

2) показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребенка;

3) попытаться вместе с ребенком выполнить движения одновременно, по мере необходимости помогая малышу;

4) попросить ребенка выполнить движения самостоятельно во время проговаривания текста взрослым (возможно, до того момента, как ребенок сможет самостоятельно выполнить движения и проговорить текст, потребуется пара дней);

5) всегда хвалите ребенка, даже если у него пока получается плохо и неуклюже!

Именно от взрослого зависит, насколько ребенку понравится гимнастика. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук малыша, делают их «послушными», «умными» и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию, но самое главное – способствуют дальнейшему развитию дружественных отношений с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...