Экологическая грамотность дошкольников
консультация (средняя группа)

консультация для родителей "Экологическая грамотность дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая грамотность дошкольников

(Консультация для родителей)

В современном обществе, где есть проблемы с окружающей средой, вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складываются первые отношения к окружающему миру. Он получает эмоциональное впечатление о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется экологическое мышление, сознание и культура.

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

Формирование экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО происходит через ознакомление с миром природы в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в формировании экологических знаний считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой и получения практического опыта. К таким формам взаимодействия относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и т.

Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух направлениях: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Знания, полученные на занятиях, помогают детям во время наблюдений сделать выводы, способствуют формированию безопасного поведения детей в природе

Труд в природе – одна из форм работы с детьми. Этот вид деятельности способствует формированию правильного отношения к окружающему. Воспитанники приобретают необходимые навыки ухода за объектами, закрепляют на практике свои знания.

Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводится экскурсиям – коллективному наблюдению. Педагоги помогают детям увидеть характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Так, например, дети находят жучков, рассматривают их, вместе наблюдают за божьей коровкой. Здесь нужно обратить внимание детей на то, что жучок маленький, крылышки и ножки хрупкие. При неловких движениях их можно повредить, поэтому с ними надо обращаться осторожно. С большим удовольствием дети собирают букеты из осенних листьев, шишки, жёлуди; называют деревья, с которых она упали. Ознакомление детей с домашними животными и дикими зверями происходит с помощью наблюдения за кошкой, собакой, рассматривания картин. Представление о жизни животных у детей постепенно становится реалистичным. Они узнают о детёнышах животных, об особенностях их внешнего вида. Самое главное они должны понять, что домашние животные живут у людей, которые за ними ухаживают – кормят, поят, задают им необходимые условия жизни, а дикие звери живут в лесу и сами ищут себе еду.

Повышению уровня познавательной активности способствуют беседы познавательного характера и проблемные ситуации, а также художественная литература, которая формирует у детей понятия о природе. Развивает у малышей творческие способности, воображение, фантазию.

Работа с дошкольниками по экологическому образованию не должна проходить без помощи и поддержки со стороны родителей. Их можно привлечь к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовать собрания и круглые столы, провести индивидуальные и групповые беседы, консультации, оформить информацию на стендах.

Такие формы работы демонстрируют родителям, какие знания необходимы детям для формирования основ экологической культуры и воспитания гармонично развитой личности.

В результате работы по формированию экологической грамотности у детей дошкольного возраста формируются:

- правильное отношение к объектам и явлениям природы;

- начало экологической грамотности и культуры у детей;

- практические действия по охране природы;

- желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Экологические знания младших дошкольников становятся основой для экологического воспитания подрастающего поколения, формированию системы ценностей и отношению к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько мыслить. Размышляя о природе, дошкольник обогащает свои зн...

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....

Формирование экологической грамотности дошкольников в детском саду

Практические наработки по теме формирования экологического воспитания в детском саду...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...