Программа кружка "Занимательные шашки"
рабочая программа (старшая группа)

Иванова Галина Николаевна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnye_shashki.docx247.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Но компьютер не способен заменить непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей устойчивое внимание, выдержку, исполнительность, инициативу; формируют познавательный интерес, мотивацию к обучению. Игра помогает воспитать дисциплинированность, усидчивость, умение логически мыслить.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

        Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

        Кружок «Занимательные шашки» предназначен для изучения детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.        Отличительной особенностью данного кружка является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

        Систематические занятия в кружке учат начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

                 

Актуальность данного кружка заключается в том, что интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.

        Педагогическая целесообразность занятий по обучению шашечной игре состоит в том, что постоянные тренировки со сверстниками в свободной деятельности, с пониманием того, что лучшие игроки принимают участие в шашечном турнире среди воспитанников детского сада, способствуют развитию основных областей личности: когнитивной, психосоциальной и психоэмоциональной.

Цель кружка: посредством освоения игры в русские шашки формировать у ребенка предпосылки к учебной деятельности, развивать его познавательные способности.

Задачи:

• обучить основам шашечной игры;

• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;

• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии;

• развивать стремления детей к самостоятельности;

• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

 • воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;

• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

 Дидактические принципы:

1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Срок реализации кружка  «Занимательные шашки» - 1 год, одно занятие в неделю, продолжительность  занятия для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 6-7 лет– 30 минут.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

          Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года дети должны:

Знать: 

  • Правила хода,
  • белое и чёрное поле,
  • горизонталь,
  • вертикаль,
  • диагональ,
  • центр,
  • партнёры,
  • начальное положение,
  • ход,
  • взятие,
  • пат,
  • ничья,
  • расстановку шашек на доске,
  • разновидности шашек,
  • правила движения шашек и дамок;

Уметь:

  • Правильно расставлять шашки на доске;
  • Играть шашками и дамками;
  • Решать элементарные задачи в два хода;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;
  • Ориентироваться на плоскости шашечной доски.

Перспективное планирование работы кружка 

Сентябрь

I неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

II неделя

Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

III неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления.

IV неделя

Тема: Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Октябрь

I неделя

Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

II неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Ноябрь

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

II неделя

Тема: Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

IV неделя

Тема: Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

I неделя

Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Январь

II неделя

Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

III неделя

Тема: Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Февраль

I неделя

Тема: Развивающие игры.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

II неделя

Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки»«Поддавки».

III неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

IV неделя

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Март

I неделя

Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

II неделя

Тема: Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

III неделя

Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

IV неделя

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Апрель

I неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

II неделя

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

IV неделя

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

Май

I неделя

Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

II неделя

Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

III неделя

Тема: Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

IV неделя

Мониторинг

Цель: выявить уровень умений дошкольников играть в шашки

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Методика проведения: диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Вопросы и задания:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6.Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень –  для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Используемая литература:

1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

9. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Шашки"

Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....

рабочая программа кружка "Шашки"

программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...

Рабочая программа по шашкам для дошкольников

Рабочая программа по шашкам для дошкольников...

краткосрочная программа по шашкам

Авторская образовательная программа «Волшебные шашки» разработана в соответствии с:- Законом Российской Федерации "Об образовании";- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29....

Программа кружка Шашки-ДИП Сонор

Программа кружка Шашки-ДИП Сонор...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

Дополнительная программа «Умные шашки»

Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования....