ПРОГРАММА ДОУ " ГОВОРУША"
рабочая программа

ПРОГРАММА ДОУ " ГОВОРУША"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govorusha_3-4_goda_2.docx157.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

ПРОГРАММА ДОУ

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

направленности для детей 3-ог и 4-го года жизни

«ГОВОРУША»

                                                                                                                                                                                                       

Составители: педагог

                                                                                                                                                                                                                                                                    Исмагилова О.А.

г. Нижневартовск

                                                                                                 

1.Содержание

№ п/п

Наименование

Содержание

Паспорт программы

    3.

Пояснительная записка

3.1

Цели и задачи программы

3.2

Ожидаемый результат

3.3

Возрастные особенности детей

4.

Содержание программы

5.

Планирование по реализации программы родительского клуба

6.

Методические приемы

7.

Материально-техническое оснащение

8.

Список литературы

2. Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДОУ

Родительского клуба по речевому развитию дошкольников

 направленности для детей 3-ог и 4-го года жизни

«Говоруша»

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года № 06 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно - эпидимиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15.05.2013г.

Заказчики программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №56

«Северяночка»

Создатель программы

Воспитатель Исмагилова О.А.

Цель программы

повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей.

 

Задачи программы

1.Раскрыть понятие мелкой моторики;

2.Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 

3.Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики детей в условиях семьи;

3. Пояснительная записка.

        Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

         С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать.  Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

    Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

     Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.

     Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Игра как деятельность успешно решает задачи познавательного развития, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов,

      Программа «Говоруша» направлена на повышение компетенции родителей в необходимости развитие мелкой моторики рук детей.

     Программа предназначена для работы с родителями; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года.

  Новизна программы состоит в том, чтобы повысить уровень компетентности родителей о значение мелкой моторики рук в развитии речи детей. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.       

Актуальность данной программы заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр и игр с нестандартными предметами на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

     На разработку программы повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковых игр для детей и взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

3.1. Цели и задачи

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей.

Задачи

  • Раскрыть понятие мелкой моторики;
  • Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; 
  • Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики детей в условиях семьи;

3.2 Ожидаемые результаты работы

   Решение задач данной программы поможет родителям осознать влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте.  Родители получили        необходимые        знания        по        данной        теме,        стали        более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Сроки реализации рабочей программы – 1 год

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.

Участники:  Воспитатели, родители.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение компетенции родителей в необходимости пальчиковых игр для полноценного развития ребёнка;
  • Подготовка материала для родителей с примерами игр с нестандартными предметами (памятки, информационные листы).
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
  • Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • Семинар-практикум «Чтобы чётко говорить - надо с пальцами дружить».

3.3 Возрастные особенности детей.

На четвёртом году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми в предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Развивается активная речь детей. К четырём годам они осваивают основные грамматические структуры, строят простые и сложные предложения, в разговоре с взрослым используют все части речи. К концу четвёртого года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К четырём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но многие дети произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

  1. Содержание программы

Этапы работы

Направления работы

1-й этап- подготовительный

  1. 1.Постановка проблемы, определение целей и задач.

2.Подбор материала. 

3.Написание досугов, сценариев, мастер – класса

4.Организационное родительского клуба.

 5.Анкетирование родителей на тему: «Игры дома».

2-й Основный этап

Профилактика речевых нарушений у детей 3-4 лет на основе метода артикуляционной гимнастики пальчиковой гимнастики.

физкультминуток

3-й этап заключительный

Профилактической работы кружка «Говоруша». Формы проведения: мастер-классы для детей и родителей по ознакомлению с приемами и методами развития речи в повседневной жизни, индивидуальные консультации анкет для родителей

5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«ГОВОРУША»

Месяц

Тема заседание

Задачи

Материал

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры как средство развития речи

у младших дошкольников»

Повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Конспект

ДЕКАБРЬ

«Влияние мелкой моторики на развитие речи «речь на кончиках пальцев»

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста.

Что такое моторика? Рассмотрим некоторые понятия.

Конспект

ФЕВРАЛЬ

«Весело играем пальчиками»

Донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Познакомить родителей с методами использования пальчиковой гимнастики.

Конспект

АПРЕЛЬ

«Волшебные пальчики»

Уточнить теоретические знания родителей по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.
Познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами пальчиковых игр.

Конспект

 План работы клуба на 2023-2024 гг.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Беседа: знакомство родителей о развитии речи детей 3-4 лет, как одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно

влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Пальчиковые игры: 

Физминутки: «Бабочка», «Ежик», «Самолёт», «Листочки», «Лягушата», ритмопластика.

Подвижные игры: «самолёты», «прыгающие лягушки».

Практическая деятельность: повышение компетентности родителей в вопросах развития речи

дошкольников по средствам пальчиковых гимнастик.

Так, детей 4-го года жизни надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев  рук, затем появляется артикуляция слогов

7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), мультимедийная копилка,

Наглядный материал 

  1. Картотека артикуляционной гимнастики.

  1. Картотека пальчиковой гимнастики.

8. ЛИТЕРАТУРА

1.     Зажигина О.А./Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2017. - 96 с. - (Кабинет логопеда).

2.     Нищева Н.В./Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

3.     Колганова В.С., Пивоварова Е.В./ Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч. Ч.1. – М.: АЙРИС-пресс, 2020. – 416 с.: ил.

4.     Картотека артикуляционной гимнастики.

5.     Картотека пальчиковой гимнастики.

6.     Картотека пробуждения.

7.     Картотека релаксации.

8.     Картотека глазодвигательной гимнастики.

9.     Виноградова И.А., Панкова Е.П./ Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. – М.: Наука, 2008 – 208 с.

10. Шмелёва Е.Б. /Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. - М.: Ювента,2015. - 48 с.: ил.

11. Калмыкова Е.Н./Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр. - Изд.2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 247 с.

12. Крупенчук О.И./Тренируем пальчики - развиваем речь. Младшая группа детского сада. - СПб.: Литера, 2009.

Приложение

1 заседание

Консультация для родителей на тему:

«Пальчиковые игры как средство развития речи

у младших дошкольников»

задача: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

  1. Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

  1. Примеры упражнений

Все упражнения можно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Ладошки скрестить,

Всех детишек приласкало.

пальцы широко раздвинуть

Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

  1. Заключение.

Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

2 заседание

«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «РЕЧЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника

Задача: проведения заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста.

Что такое моторика? Рассмотрим некоторые понятия.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,  давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к регуляции деятельности, а также определённой зрелости головного мозга.

Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.  Дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так,  например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

     Простые правила игры с пальчиками

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики(особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

     Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти маленькие  листики)
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Таким образом, пока движения рук не станут свободными,  добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

С целью диагностики для обследования мелкой моторики, можно использовать  следующие упражнения:

1. «Пальчики здороваются»: попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца руки. Выполнение правой и левой рукой поочерёдно.

2. «Играем на пианино»: держа кисти горизонтально над столом, поочерёдно 1-2, 1-3,1-4,1-5 пальцами. Выполнение правой , затем левой рукой.

3. Руки положить ладонями на стол, левую сжать в кулак. Синхронно без напряжения менять положение рук.

4. Менять положение рук, лежащих на столе. 1 - рука сжата в кулак, 2 - поставлена на ребро,3 - лежит на столе. Выполнение правой, затем левой рукой.

Высокий уровень - обеими руками, по очереди, упражнение выполняется точно без остановки или допускается небольшая остановка.

Средний уровень - одной рукой хорошо выполняется, другой хуже, отсутствует точность движений, короткие остановки.

Низкий уровень - ребёнок плохо выполняет обеими руками, длительные паузы и остановки.

        Надеюсь, что результаты этих диагностик помогут вам, дорогие родители, выбрать необходимый информационный материал, предложенный вам в качестве раздатки. Успехов вам в игровом взаимодействии с вашими малышами!

Информационный материал: Информационный материал:

№1   Игры на кухне

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

На кухне есть замечательный, доступный и всем хорошо известный продукт для развития тонкой моторики крохи. Конечно, это крупы. И если вас не пугает перспектива собирать пшено или горох по всей кухне, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу. Для начала, насыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать на этом «холсте» пальчиком. Пусть малыш изобразит палочки, точечки и прочие «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным пальцем, но и другими пальчиками по очереди (первое время помогайте малышу), и даже всей ладошкой. Пусть кроха перебирает крупинки ручками, зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в высокую кастрюльку, можно прятать мелкие игрушки так же, как и в тесте. А еще попробуйте такую хитрость. Крупу в кастрюльке залейте водой. Малышу доставит огромное удовольствие возможность засовывать ручки в эту смесь. Главное в подобных играх, не упустить тот момент, когда от созидательной деятельности кроха переходит к разрушительной, «рассыпательной» и «разбросательной». Обычно это наступает через несколько минут от начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненную пользу крошечным пальчикам карапуза.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в "Золушку". Для этого смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите крохе рассортировать их по разным тарелкам. Захватывать фасолинки  можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д. Сортировать можно и макароны нескольких видов. А из толстеньких "рожек" можно еще и смастерить бусы, нанизав их на шнурок и раскрасив. Крохам тяжело продевать непослушный шнурок в маленькую дырочку. Для них лучше подойдет тонкий упругий провод. Точно так же полезно нанизывать порезанные на кусочки старые фломастеры или картонные фигурки с проделанными дыроколом отверстиями. А самым маленьким предложите нанизать на веревочку... сушки. Получатся замечательные "папуасские" бусы, да еще и съедобные.

Прозрачная коробочка с зубочистками притягивает малышей, как магнитом. Вот и пусть под вашим надзором ребенок высыпает из нее на стол деревянные палочки, а потом собирает обратно, проталкивая в дырочку (в целях безопасности у зубочисток можно отрезать острые края). Тут же, на любой кухне есть и еще одно полезное приспособление - холодильник. На него можно бесконечно приклеивать, а затем отклеивать всевозможные магнитные фигурки и многоразовые наклейки. Если вам нужно почистить отваренные яйца или картошку в мундире, смело доверьте эту работу крохе.

№ 2.  Игры  с песком  для детей  раннего и младшего возраста.

Обучающие игры в песочнице, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, запускают у детей процесс индивидуализации.

Упр.1.  Поверхность песка ровная и влажная. Ребенок вместе с психологом по очереди  делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороны ладони. Необходимо, слегка вдавив руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем песчинки). Если ребенок еще не говорит, педагог сам называет качества песка, расширяя, тем самым, словарный запас малыша.

Упр.2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев.

Ребенку предлагается найти сходство отпечатка со знакомым предметом – цветком, ежиком, солнышком и т.д.

Упр.3. Скольжение ладони по песку.

Ребро ладони – течет ручеек, едет поезд.

Ладонь расположена горизонтально – самолет взлетает и приземляется, оставляя широкий, ровный след.

 Упр.4. Пальчики гуляют.

Поочередно «ступаем» каждым пальчиком, называя его: «Указательный, средний…»

«Ступаем» пальцами обеих рук одновременно. Если ступаем двумя пальцами – человечек идет, если сразу пятью– паучок ползет, если задействованы пальцы обеих рук – муравейник или сороконожка бежит.

Упр.5. Пианист играет.

Делаются мягкие движения вверх-вниз обеими руками, имитирующие игру на пианино.

Упр.6. Чьи это следы?

Рассматриваем с ребенком узоры следов пальцев на песке. Это упражнение способствует развитию воображения.

№ 3. Поиграйте летом на даче.

Лето-это время, когда вы, родители, можете поиграть вместе со своим ребёнком и помочь ему познать что-то новое, закрепить знакомое и просто пообщаться с ним, поговорить. Предлагаем несколько игр с прищепками для развития пальцев, кистей рук, которые помогут активизировать мыслительные процессы, быть внимательнее и разговорчивее вашему малышу.

Игра «Солнышко светит»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстегивать и застегивать прищепки.

Материалы. Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см; прищепки.

Ход игры

Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики».

Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами.

Затем предложите детям «снять лучики». («Теперь солнышко светит неярко».

Игра «Прищепки прячутся»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

Материалы. Коробка; яркие разноцветные прищепки.

Ход игры

Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах комнаты — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей.

Покажите малышам прищепку и предложите поиграть: «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку».

Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо — холодно».

Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.

Игра «Кто больше?»

Цели. Развивать звуковое восприятие, отрабатывать умения быстро называть слова с заданным звуком; автоматизация правильного произношения данного звука в словах.

Материалы. Картонный круг с прорисованным лицом - солнышко; яркие разноцветные прищепки.

Ход игры

ВАРИАНТ 1.

Перед ребёнком выложите круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»

ВАРИАНТ 2.

В случае закрепления произношения звука и автоматизации закрепления мягкий согласный - используются прищепки зелёного цвета.

 В случае закрепления произношения звука и автоматизации закрепления твёрдый согласный - используются прищепки синего цвета.

ВАРИАНТ 3.

Перед ребёнком выложите  круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - в начале слова и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»

ВАРИАНТ 4.

Перед ребёнком выложите  круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - в конце слова и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»

  1. заседание

«ВЕСЕЛО ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Ход круглого стола:

Первый воспитатель: Уважаемые родители, мы рады встрече с вами.  У меня в руках мяч. Мы его будем передавать соседу, и говорить приятные слова, комплименты.

Игра «Комплимент» (сплочение родительского коллектива, создание положительного эмоционального фона).                                                                                                                      

Второй воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

       Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.                                                                                                                                        

        Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.                                                                                                          

        Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?                                                                                                                                                        

        Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать.                                                                                                                                          

         В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.                                                                                                            

         Сначала малыш рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Берет предмет всей своей ладонью, потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.  Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.                                                                                                                              

Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский.

Стимулируя развитие мелкой моторики, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе.

Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.                                        

 Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. Координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на эту проблему и подобрать специальные игры или упражнения.                                                                                                                                                                                

Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику, какие вы используете для этого игры и занятия дома?                                                                        (Ответы родителей.)                                                                                                      

Первый воспитатель:

Мелкую моторику рук развивают:                                                                                  Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;                                                                                  Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);                                                                                                                               Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать; сжимать – разжимать; выливать – наливать; насыпать – высыпать; проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.;                                                                                                                                   Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;                                                        Игры на развитие мелкой моторики

  • лепка и рисование пальчиковыми красками;
  • игры с бумагой;
  • игры с бросовым материалом (бусинки, пуговицы, прищепки);
  • игры с природным материалом (шишки, песок, вода… игры с крупой, фасолью);
  • пальчиковый театр;
  • игры с счётными палочками;
  • мозаика, шнуровка, пирамидки, матрёшки, вкладыши, лабиринты, счёты, кубики, пазлы, разрезные картинки;
  • конструктор;
  • строительный материал.                                                                                                                                                

      Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?                                                              

(Ответы родителей.)                                                                                                       

Конечно это пальчиковая гимнастика.                                                                              

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает усидчивость, умственные способности, внимание, память, мышление;

- развивает тактильную чувствительность;

- создают благоприятный эмоциональный фон;

- формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл.

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.                                                                                                              

А сейчас мы предлагаем вспомнить знакомые Вам пальчиковые игры. Какие вы знаете пальчиковые игры.    

(Ответы родителей.)                                                                                                                                                                                                               Второй воспитатель: Попробуйте и  Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.

Игра с родителями из серии "Расскажи стихи руками".

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(стучим ребром ладошек)

Мы морковку трем, трем,

(трем кулачками)

Мы капусту солим, солим,

А потом всё жмём, жмём.

(сжимаем все пальцы)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

(руки сжаты в кулачок)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

(разгибаем пальчики)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка — кожура!

(встряхнуть кистями рук)

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься.

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям и педагогам ДОУ развивать у детей мелкую моторику. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.                                                                                                                               

Сейчас мы вам покажем, чем же в своей деятельности занимаемся с детьми мы по развитию мелкой моторике.  

Наглядный показ воспитателей игр на развитие мелкой моторики.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Первый воспитатель: Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет  достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                                                                                                        

При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей малыша и координации движений пальцев рук детей. 

Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем.  Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.  

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Для начала давайте разогреем ручки.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.

2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.

3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Теперь разогреем пальчики

                                                                                                                                                                        

Второй воспитатель: Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала. И в память о нашей интересной встречи мы вам дарим памятки «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика»

Спасибо за внимание!

  1. заседание

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Задачи.

1. Донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

2.  Познакомить родителей с методами использования пальчиковой гимнастики;

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать сегодня на мастер - классе "Играем  пальчиками"

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Из игрового опыта дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Игра являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Методы развития мелкой моторики достаточно условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);

• Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;

• Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, водой, рисование мелками, углём и т. д. ;

• Игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий-шершавый»«Найди такой же на ощупь» и т. д.

Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Но больший интерес у меня вызвали нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

• все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;

• теневой и пальчиковый театр;

• пескотерапия;

Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с методами развития мелкой моторики, которые мною были внедрены в работу.

Я стараюсь подбирать новые игры и упражнения, разнообразить материал, ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку.

1. Пальчиковые игры и пальчиковый театр.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети массируют ладони, обогащают свой словарный запас, с удовольствием принимают участие в инсценировках кукольного, пальчикового театра. Пальчиковые упражнения мы используем в динамических паузах на ООД.

Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами и материалами

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

В гости к пальчику большому

ИП: все пальцы сжаты в кулак.

 В гости к пальчику большому

 (оттопырить большой палец)

 Приходили прямо к дому:

 Указательный

 (показать указательный палец)

 И средний,

 (показать средний палец)

 Безымянный

 (показать безымянный палец)

  И последний

  Сам мизинчик-малышок

  Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в   кулачки и постучать кулачками перед собой.)

  Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)

  Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Возьмите яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но также можно взять рис и гречку). При рисовании и письме на подносе с крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, шишки, карандашами).

Вам понравилось, вы получили удовольствие? В заключение я вам предлагаю немного отдохнуть.

Закройте глаза, расслабьтесь. Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите немного своего сердечного света и тепла.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев".  Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Пальчиковая гимнастика с карандашом

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции.

 Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т.п.. Как видно на слайде данные игры мы тоже используем в своей работе. «Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.  

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа.

В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются  от периферии к центру.

Следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. На слайде представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

А мы вам в свою очередь предлагаем поиграть в игру «У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.

Предлагаю вам заполнить анкеты.

Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

4. Игры – шнуровки, бусины, развивающие модули.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. 

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

5. Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, пшена и др.).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость крупу. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем крупу, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

УВАЖАЕМЫЕ   РОДИТЕЛИ, ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ АНКЕТУ НА ТЕМУ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВНЕ ДОУ». ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНЫ!

№ п/п

Вопросы

Ответы

часто

иногда

редко

1.

Чтение художественной литературы

2.

Беседы по содержанию картинки или рассказа

3.

Рассматривание книг, иллюстраций, сюжетных картинок

4.

Наблюдение за окружающим миром

5.

Беседы во время прогулки

6.

Просмотр познавательных развивающих телепередач

7.

Развитие воображения (придумывание сказок/рассказов и т.д.)

8.

Выполнение домашних заданий

9.

Прислушиваетесь ли Вы к рекомендациям специалистов

10.

Приобретение специальной литературы по развитию речи и психических процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»

Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...

программа работы логопедического кружка" Говоруша"

Программа работы логопедического кружка, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика....

Программа дополнительной образовательной услуги «Говоруша» для детей 3-4 лет

«Говоруша» - развитие речи детей по методике Н.В.Рыжовой...

программа дополнительного образования "Говоруша"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих речевые нарушения (дислалия, НПОЗ, ФФНР, ФНР, неярко выраженное ОНР). Цель программы: раннее...

Программа кружка «Говоруша» по речевому развитию для детей 4-5 летнего возраста на 2018-2019 учебный год

Программа кружка «Говоруша» по речевому развитию для детьй 4-5 летнего возрастана 2018-2019 учебный год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша»

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....