Программа дополнительной образовательной услуги «Говоруша» для детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Ухова Ольга Анатольевна

«Говоруша» - развитие речи детей по методике Н.В.Рыжовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_uslugi.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительной образовательной услуги «Говоруша» для детей 3-4 лет

(«Говоруша» - развитие речи детей по методике Н.В.Рыжовой)

Пояснительная записка

Возраст от 3 до 4 лет характеризуется новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними.

Одновременно с развитием речи развиваются восприятие, мышление, память, воображение ребенка. Поэтому большое значение приобретает использование различных упражнений по логоритмике, формированию правильного речевого диафрагмального дыхания, по развитию мелкой моторики, наглядно-образного мышления, воображения.

Несмотря на возросшие способности в развитии познавательных процессов  и личности в целом, речь детей этого возраста в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и  не совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна.

Цель рабочей программы - выявление, устранение и профилактику задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

Задачи рабочей программы

Опираясь на возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет, можно выделить основные направления логопедической работы с соответствующими задачами.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия:

- продолжать развивать внимание к неречевым звукам, совершенствовать умение различать их;

- обучать различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков;

- воспитание слухоречевой памяти;

- продолжать развивать внимание к ритмико-слоговой структуре слова;

- воспитание зрительного внимания и памяти;

- учить различать на слух существительные сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком (бочка-точка, дом- ком);

- формировать умение воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков:

    - формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и        длительного ротового выдоха (4-5 сек.);

    - продолжать развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными;

    - развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса;

    - воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением);

    - развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности;

    - учить внятно произносить в словах гласные ( [а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [п]-[б]-[т]-[д]-[к]-[г]-[ф]-[в]; [т]-[с]-[з]-[ц];

    - подготавливать артикуляционный аппарат для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ];

    - продолжать развивать органы артикуляционного аппарата посредством специального комплекса упражнений;

    - развивать речевой слух.

3. Формование и совершенствование лексического состава языка

     Лексические темы: "Пищевые продукты", "Посуда", "Нехворайка", "Дикие птицы", "Домашние птицы", "Домашние животные", "Дикие животные", "Транспорт", "Бытовая техника. Инструменты", "Здравствуй, зимушка-зима", "Зимние забавы", "Новый год. Елка", "Животные зимой", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Туалетные принадлежности", "Семья", "Дунь защитника Отечества", "Мамин праздник", "Весна", "Демисезонная одежда", "Комнатные цветы. Герань. Кактус", "Перелетные птицы. Скворец. Грач", "Дикие животные весной", "Домашние животные и птицы весной", "Насекомые", "Луговые цветы. Одуванчик. Ромашка".

      Развитие импрессивной речи:

- уточнение имеющегося словаря существительных, глаголов и их обогащение;

- продолжать закрепление и дифференциацию единственного и множественного числа имен существительных, глаголов;

-различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов ( одевается -одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл -вымыла, надел -надела);

- обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);

- продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетны картинкам;

- закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;

- обучать понимаю предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);

- обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди -сзади, вверху -внизу, далеко-близко, справа -слева).

Развитие экспрессивной речи:

- расширять и активировать словарный запас;

- учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер),  особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение ( за окном, высоко, далеко, под шкафом);

- учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамеечка, шуба-пальто-дубленка);

- введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.

4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

- продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

- продолжать учить употреблять существительные с предлогами  (в, на, под, у, из, за, около, с);

- учить различать имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже;

- учить образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит);

- продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -иц (чайник, молочник; сахарница, конфетница); -ечик, ичк (лисичка, чашечка);

- формировать умение образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди);

- учить отвечать на вопросы Зачем? Почему? Когда? Как?;

- учить строить предложения с однородными членами.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную и речевую сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать  доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Формы и режим проведения занятий

 Развитие речи детей реализуется через организацию деятельности кружка «Говоруша». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игровому материалу. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 10-15 минут. В результате, в течение учебного года предлагается провести 31 занятие.

Форма подведения итогов: итоговое занятие.

Численность детей в кружке – 20 человек. Возраст детей 3-4 года.

Результаты учебной программы

К концу учебного года дети должны знать:

- обобщающие слова по основным лексическим темам;

-пространственные отношения предметов, выраженных предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий);

- наречия, выражающие пространственные отношения;

- основные названия артикуляционных упражнений "Лягушка", "Слоник", "Часики", "Лопатка", "Качели".

Уметь:

- различать звуковые сигналы, состоящие из 3-4 звуков; слова-омонимы;

- производить длительный речевой выход (3-4 сек.) на материале гласных и их сочетаний;

- различать существительные и глаголы единственного и множественного числа;

- согласовывать прилагательные, существительные и предлоги в роде, числе, падеже;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- составлять небольшие рассказы по предметным и сюжетным картинкам с использованием союзов чтобы, как, потому что;

- собирать разрезные картинки из 3-4 частей с вертикальным, горизонтальным и диагональным размерами.

Тематический план

   

п/п

                                Тематика занятий

                               Лексические темы

Кол-во

занятий

1

Пищевые продукты

1

2

Посуда

1

3

Нехворайка

1

4

Дикие птицы

1

5

Домашние птицы

1

6

Домашние животные

1

7

Дикие животные

1

8

Транспорт

1

9

Бытовая техника. Инструменты

2

10

Здравствуй, зимушка-зима

2

11

Зимние забавы

1

12

Новый год. Елка

1

13

Животные зимой

1

14

Одежда

1

15

Обувь

2

16

Мебель

1

17

Туалетные принадлежности

1

18

Семья

1

19

День защитника Отечества

1

20

Мамин праздник

1

21

Весна

1

22

Демисезонная одежда

1

23

Комнатные цветы. Герань. Кактус

1

24

Перелетные птицы. Скворец. Грач

1

25

Дикие животные весной

1

26

Домашние животные и птицы весной

1

27

Насекомые

1

28

Луговые цветы. Одуванчик. Ромашка

1

Итого:

31

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

     Дидактический материал:

дидактические карточки, музыкальные произведения, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал и т. п.

      Литература:

Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет/ Н. В. Рыжова. -Ярославль: Академия развития, 2008. – 160с. Ил. – (Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям).

Интернет-ресурсы: ns.portal.ru. Всероссийская сеть работников образования

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Всегда  найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками». Бумажная филигрань – старинная  техника...

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей подготовительной к школе группы

Бумажная филигрань стимулирует  у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развитияУже в дошкольном возрасте дети ра...

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей основам хореографии...

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...