Конспект конкурса для педагогов "Здравствуй лето!" раздел безопасность в природе
методическая разработка

Рифель Наталья Васильевна

- актуализация экологических знаний воспитателей;

- актуализация знаний педагогов о правилах безопасного поведения в природе для взрослых и детей;

- обогащение знаний о методических приемах, используемых в работе с детьми по формированию экологической воспитанности и безопасного поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_dlya_pedagogov_zdravstvuy_leto.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33

тел. (38557)5-49-19

е-mail: Ul49bka1981@yandex.ru

Конспект конкурса для педагогов «Здравствуй лето!»

(подготовка к летней оздоровительной компании)

Тема: безопасное поведение в природе

из опыта работы воспитателя

высшей категории:

Рифель Натальи Васильевны

г. Рубцовск


Задачи:

- актуализация экологических знаний воспитателей;

- актуализация знаний педагогов о правилах безопасного поведения в природе для взрослых и детей;

- обогащение знаний о методических приемах, используемых в работе с детьми по формированию экологической воспитанности и безопасного поведения в природе.

Организация: две команды, жюри, музыкальный зал.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки, листы бумаги, фломастеры.

ХОД КОНКУРСА

Вступление

Ведущий. Скоро лето!

Оно за весною к нам в гости идет,

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Успех летней работы определяется прежде всего тем, насколько коллектив детского сада готов к ней.  Сегодня мы это и проверим.

Представление команд

1-й конкурс – интеллектуальный

Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любознательны, они задают много вопросов. Давайте проверим, насколько вы готовы на них отвечать.

Правила: право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. Побеждает команда, давшая большое количество правильных ответов. Также выделяется член команды – активный участник.

Примерные вопросы:

1. Какая ягода бывает черной, белой и красной? (Смородина)

2. Кто собирает грибы спиной? (Еж)

3. Как называется трава от девяносто девяти болезней? (Зверобой)

4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

5. Кто может пить ногой? (Лягушка)

6. Какой гриб носит название «лесной хищник»? (Лисичка)

7. Каким государственным праздником начинается лето? (1 июня – Международный день защиты детей)

8. Какие птицы выводят своих птенцов три раза за лето? (Воробьи, Овсянки)

9. Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)

10. Название какого растения «говорит», где оно живет? (Подорожник)

11. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

12. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива)

13. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

14. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

15. У кого уши на ногах? (У кузнечика)

16. Какой летний месяц издавна на Руси назывался «разноцвет»? (Июнь – по обилию ярких цветов на лугах и полянах)

2-й конкурс – «Тайны природы»

Ведущий. Тайны природы зашифрованы в приметах. Знать народные приметы очень полезно, когда большая часть жизнедеятельности летом организуется на улице, а кроме того, их можно использовать в процессе наблюдений с детьми.

Правила: каждой команде по очереди предлагается первая часть приметы, после обсуждения в течении 30 секунд нужно ее продолжить. При неправильном ответе право ответа и дополнительного очка получает другая команда. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Также выделяется член команды – активный участник. Начинает проигрывающая команда.

Приметы:

1. Если летом видно много пауков, надо ждать хорошей погоды.

2. Вороны часто кричат – к дождю или бурной погоде.

3. Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде.

4. Ласточки летают то вверх, то вниз – перед бурей или дождем.

5. Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.

6. Пошли сыроежки раньше белых – в лесу с корзиной делать нечего.

7. Лягушки сидят в – к сухой погоде.

8. Если вечером сильно пахнут травы, погода обязательно переменится.

9. Если первые два  дня июня льет дождь – весь месяц сухой.

10. Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.

3-й конкурс – «Трава-помощница»

Ведущий. Лес – кладовая природы, это каждый знает! В лесу можно найти множество растений, которые нам помогают бороться с недомоганием.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Травкой можете лечиться,

Трава таблеток всех полезней!

Она – от множества болезней!

Отвар в жару нас освежает,

А простывших – согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг

Трава лесная – лучший друг!

Правила: на экране будет появляться изображение лекарственного растения. Необходимо его назвать и рассказать – при каких недомоганиях мы можем его использовать. Право ответа получает команда, первая подавшая сигнал. При неправильном ответе право ответа и дополнительное очко получает другая команда. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Также выделяется член команды – активный участник.

Подорожник большой. Цветет с мая до конца лета. В лечебных целях заготавливают листья, делают это летом, в ясную погоду, листья должны быть обсохшие от росы. Оказывает болеутоляющее, бактерицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее, слабительное действие; улучшает функции желудка и кишечника, обмен веществ.

Листья подорожника, свежие или сухие, нужно распарить, завернуть в марлю, прикладывать к местам ушиба или воспаления. Сок, отжатый из листьев, используют при гастритах, колитах.

Пижма обыкновенная (дикая рябинка). Цветет с конца июня по август. Используются цветочные корзинки без цветоножек, собранные в начале цветения. Запах высушенных цветков при растирании камфорный, вкус пряный, горький.

Эфирное масло оказывает выраженное противоглистное и антимикробное действие, но весьма токсично.

Препараты пижмы не рекомендуется применять при беременности.

В народной медицине пижма издавна использовалась при лихорадках, как противоглистное средство, при интоксикации, вызванной туберкулезом легких, желудочно-кишечных заболеваниях, желтухе и при пониженной кислотности. В народной медицине Сибири листья и цветки пижмы использовались при головной боли, подагре, ревматизме, желтухе, вывихах и ранах, а также при эпилепсии. Теплые ножные ванны из настоя пижмы используют при судорогах ног.

Иван-чай узколистый (кипрей). Цветет в июне – июле пурпурно-розовыми цветками, собранными в кисть на верхушке стебля. Растет на лесных опушках, среди кустарников, вдоль дорог, часто образуя заросли. Широко используется в питании, а чай из него называют копорским ( по названию д. Копорье в Ленинградской области, где его стали применять впервые). Препараты оказывают болеутоляющее, снотворное, вяжущее, ранозаживляющее, легкое слабительное действие. Противопоказания не установлены.

Свежие листья кипрея измельчить, прикладывать к ранам, язвам, пролежням. Цветущую траву распарить, делать компрессы на больные суставы, мышцы, кости.

Бессмертник песчаный, или имин песчаный.  Цветет с июня по октябрь. Препараты бессмертника улучшают желчеотделение, уменьшают содержание кислот в отделяемом секрете печени, повышают тонус желчного пузыря, усиливают секрецию желудочного сока, активизируют деятельность поджелудочной железы, увеличивают отделение мочи, являются дезинфицирующим, кровоостанавливающим и вяжущим средством. Их используют как глистогонное средство, изгоняющее аскарид.

Багульник болотный. «Багульник» означает: ядовитый, одуряющий, терпкий, крепкий. В народе его называют: багун, бахун, багула, багунняк, боговник, болотный болиголов, головолом, болотник, багно, душица, душница, канаборник, кокора, клоповник большой, клоповая трава, сонная одурь, розмарин лесной.

Цветет в мае – июне. В народе багульник считается чуть ли не универсальным лекарственным средством. Имеет спазмолитические, отхаркивающие, потогонные, мочегонные, дезинфицирующие, болеутоляющие, наркотические и успокаивающие  свойства, обладает диуретической, противомикробной активностью.

Сжигая багульник, можно легко выкурить из избушки комаров и мошку, использовать как хорошее инсектицидное средство против моли, мух.

Растение слабоядовито. Неправильная дозировка может вызвать воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Используется в гомеопатии для лечения заболеваний суставов и остеохондрозов.

Хвощ полевой. Трава хвоща рекомендуется в медицине главным образом как мочегонное, кровоостанавливающее и гипотензивное средство при сердечных и других заболеваниях, чаще всего для уменьшения застойных явлений. Эффективен хвощ как кровоостанавливающее средство при легочных, маточных, почечных, геморроидальных и носовых кровотечениях, воспалении мочевого пузыря.

В народной медицине трава хвоща известна при лечении ревматизма, подагры, водянки, болезней печени и мочевого пузыря, мочекаменной болезни, туберкулеза легких, остеохондроза и как кровоостанавливающее. Наружно употребляют настой хвоща в виде примочек на раны, чирьи, лишаи, экземы и при других болезнях кожи, полощут рот при заболевании слизистой оболочки. При ночном недержании мочи у детей иногда используется настой хвоща и зверобоя в смеси. Растение входит в состав косметических кремов, а его отвар применяют в виде полосканий и компрессов при себорее, ранах, фурункулах, прыщах.

Можжевельник обыкновенный. Вечнозеленый хвойный кустарник, многие части которого используют в качестве пряности. Рано узнали в России можжевельник как лекарственное, оздоравливающее и пряное растение. Имеет другие названия: мозжуха, верес, орса, бакаут, яловец, тетеревиный куст, джереп. Использовали его шишкоягоды, свежие и сушеные, в виде порошков, настоев. Применяли его обеззараживающие свойства, окуривая дома, хлева при эпидемиях. Известно, что в старину ходили в баню не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками.

Плоды можжевельника издавна используются как лечебное средство. Именно благодаря наличию эфирного масла их применяют для лечения ослабленной перистальтики кишечника. При сильных бронхитах благотворно влияют на дыхательную систему, разжижая мокроту, способствуя очищению бронхов и легких от слизи.

Лапчатка прямостоячая (калган). Многолетнее травянистое растение. Цветет с мая по август. Используются корневища 3 – 7 см длины, без корней. Собираются во время отмирания надземных частей в сентябре, октябре или в апреле – мае – до появления корневых листьев. Запах отсутствует, вкус сильно вяжущий.

В отечественной народной медицине лапчатка применяется как вяжущее, противовоспалительное, ранозаживляющее, отхаркивающее средство.

4-й конкурс – «Экологическое буриме»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете ценить прекрасное в природе и выражать свои мысли по этому поводу.

Правила: каждой команде предлагается подобрать рифмы. Оценивается быстрота и оригинальность стихотворения, а также соответствие теме. Также выделяется член команды – активный участник.

Например:

1-я команда

2-я команда

Лето – где-то

Солнце - оконце

Малина - паутина

Пень - день

Дубравы - травы

Работа - забота

Собираем - знаем

Репейник - затейник

Рады – не надо

Знать - рвать

5-й конкурс – «Осторожно – ядовито!»

Ведущий. Некоторые растения в лесу представляют опасность для жизни и здоровья ребенка. Врагов нужно знать в лицо! Сейчас мы проверим, насколько вы к этому готовы.

Правила: на экране будут появляться по два изображения ядовитых растений. Необходимо быстро их назвать и по возможности рассказать, чем они опасны. Отвечаем по очереди. При неправильном ответе – право ответа и дополнительное очко получает другая команда. Также выделяется член команды – активный участник. Начинаем с пока проигрывающей команды.

Пары:

  • Борщевик Сосновского – бледная поганка;
  • желчный гриб – лютик ядовитый;
  • ландыш майский – сатанинский гриб;
  • вороний глаз – мухомор бледный.

6-й конкурс – «Ай, болит!»

Ведущий.

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада,

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада

                                                     А. Барто

Правила: каждой команде предлагается набор карточек с описанием приемов оказания первой помощи при укусе пчелы, комара, клеща и муравья. Они перепутаны. Необходимо их разобрать. Оцениваются быстрота и правильность выполнения. Также выделяется член команды – активный участник.

Если укусила пчела

Вынуть жало.

Обработать спиртом и приложить лед к месту укуса.

Смазать укушенное место серой из уха.

Приложить к месту укуса разрезанную луковицу или смятые листья подорожника.

Если укусил клещ

Удалить насекомое как можно ближе к хоботку.

После удаления ранку обработать йодом или другим антисептиком для кожи.

Не надо прикладывать к месту укуса едкие жидкости: нашатырный спирт, бензин и др.

Руки и инструмент после удаления тщательно вымыть.

Если укусил комар

Протереть раствором питьевой соды.

Приложить к месту укуса что-нибудь холодное.

Можно обработать место укуса: борным спиртом, корвалолом, срезом лукавицы или помидора, зубной пастой, маслом чайного дерева.

Если укусил муравей

Протереть раствором питьевой соды.

Приложить к месту укуса что-нибудь холодное.

Можно просто место укуса смочить слюной.

7-й конкурс – «Азбука безопасности»

Правила: за 10 минут составить/сформулировать 15 правил безопасного поведения во время летнего отдыха (на даче) для детей старшего дошкольного возраста (запрещающего и разъясняющего характера). Например:

«Нельзя срывать растения и брать их в рот».

«Когда грибы мы собираем, берем лишь только те, что знаем».

Оцениваются разнообразие представленных видов опасностей в природе, быстрота выполнения.

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ "Безопасность в природе"

Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу....

Конспект "Безопасность в природе"

Данный конспект для подготовительной группы по теме "Безопасность в природе" поможет воспитателям ДОУ в работе...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Конспект ООД в старшей группе "Азбука безопасности в природе"

Азбука безопасноти в природе. Ознакомление с правилами безопасности поведения в природных условиях...

Конспект НОД по ОБЖ на тему: "Безопасность на природе"

Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения в природе....

Конспект Конкурса чтецов "Природа России глазами русских поэтов"

Конкурсы чтецов стали традиционными в нашем детском саду. Цель очередного Конкура чтецов "Природа России глазами русских поэтов" - развивать у дошкольников умение выразительно читать стихи, ...

Сценарный конспект конкурса «Безопасное колесо» (для подготовительной группы).

Сценарный конспект конкурса «Безопасное колесо»  (для подготовительной группы)...