Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Анацкая Юлия Евгеньевна

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Два товарища"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_dveri_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней

Задачи:

Образовательные:

- формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ басни Л. Толстого «Два товарища»;

- активизировать и обогащать словарь по теме «Дружба»;

Развивающие:

- развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления, внимания, слуховой памяти.

- понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией.

Воспитательные:

- воспитать чувства доброжелательности и стремления понимать друг друга. Воспитать уважение к окружающим, вежливому обращению детей друг к другу,

Словарная работа: басня, друг, дружба

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.

Ход занятия

Психологическая гимнастика (настрой детей на занятие)

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей - Мендут, здравствуйте, доброе утро!

Давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга с помощью колокольчика: вы называя имя соседа в ласковой форме передаете друг другу колокольчик, например: «Здравствуй, Баиночка!»

Ребята, а как вы думаете кто мы с вами друг другу?  (друзья, подруги)

- Ребята, какого человека можно назвать другом? (Того, который понимает, кто в беде поможет, не бросит в трудную минуту, разделит вместе и радость, и горе, всегда готов прийти на помощь.)

Игра с мячом

- Настоящий друг какой? (Верный, близкий, терпеливый, бескорыстный, надежный.)

Беседа:

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Человек без друга, что дерево без корней.

Друзья познаются в беде. ДАНИР

Новых друзей наживай, а старых не забывай. БАИНА

Помогай другу везде, не оставляй его в беде. ЭВЕЛИНА

Не имей сто рублей, а имей сто друзей .АНЕЛЬ

- Ребята, как вы понимаете эти пословицы?

(Дети объясняют смысл пословиц.)

- Значит, настоящих друзей, настоящую крепкую дружбу разбить невозможно.

Ребята, посмотрите у меня сегодня для вас есть сюрприз – волшебный сундучок, сундучок не простой, он говорящий. И сундучок сегодня нам приготовил басню Л.Н.Толстого «Два товарища»

- Я вам предлагаю прослушать басню Л.Н. Толстого «Два товарища» (аудиозапись)

А прежде чем, прослушать басню, как вы думаете, что такое басня?

Да, правильно басня -  это короткая поучительная история.

Чтение басни «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, - говорит, -медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей и убегают».

Когда хотите ответить не забывайте поднимать руку.

- Вам понравилась басня о двух товарищах?

- Чем понравилась басня? (Интересная, правдивая, поучительная, короткая.)

- О ком рассказывается в басне? (О друзьях-товарищах.)

- Что произошло в лесу? (На товарищей выскочил медведь.)

- Как повели себя друзья? (Один бросился бежать, влез на дерево, спрятался, а другой лег на дороге на землю.)

- Что чувствовал мальчик, который лежал на дороге, когда к нему подошел медведь? (Сердце замерло, дышать перестал, чувствовал страх, но мужественно терпел создавшуюся ситуацию.)

- Как можно назвать этого мальчика? (Смелый, находчивый, смышленый, умный...)

- Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве? (Радость, что он убежал от медведя. Гордость, что он придумал спрятаться на дереве и не попался в лапы к медведю. Безучастие к беде своего товарища. Он не стремился помочь своему другу. Он боялся слезть с дерева.)

- Как можно назвать этого мальчика? (Трусливый, предатель, бессердечный, надменный, насмешливый...)

- Можно назвать этого мальчика другом? (Нет.)

- Какую пословицу или поговорку можно употребить в данном случае, к концу этой басни? («Друг познается в беде».)

Давайте вместе повторим пословицу «Друг познается в беде»

Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди,

Ты на мир ясней гляди.

Ребята, а вы хотите еще раз прослушать басню «Два товарища». Давайте еще раз внимательно послушаем, и кто хочет по желанию перескажет нам.

Воспитатель читает басню «Два товарища» еще раз (аудиозапись) Дети внимательно слушают, пересказывают рассказ по опорным словам: товарищи, медведь, дерево, дорога, мертвый, ушел, ухо.

- Рассказывать басню надо не торопясь, громко, внятно, ничего не пропуская.

(Дети пересказывают басню «Два товарища»)

Упражнение «Давайте жить дружно».

Дети делятся на пары. Когда я показываю карточку с цифрой 1, то вы смотрите друг другу в глаза, если показываю карточку с цифрой 2 пожимаете  руки, и карточку с цифрой 3 – обнимаетесь.

Работа с мнемотаблицами

Давайте ребята пройдем сядем за столы. У вас на столах лежат мнемотаблицы. Вы должны отметить цифрой в клеточке по порядку отвечая на вопросы  

  1. Как начинается басня? Отвечаем полным ответом (Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь)

Найдите эту картинку в мнемотаблице и поставьте цифру 1

  1. Как повел себя первый мальчик? (бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге)

Найдите эту картинку в мнемоблице и поставьте цифру 2

  1. Что произошло потом со вторым мальчиком? (Он упал наземь и притворился мертвым)

Найдите эту картинку в мнемотаблице и поставьте цифру 3

  1. Что сделал медведь, когда подошел к мальчику? (Медведь понюхал ему лицо, потом подумал, что он мертвый и отошел)

Найдите эту картинку в мнемотаблице и поставьте цифру 4

  1. Что сделал мальчик, когда слез с дерева и что он сказал? (когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и стал смеяться, он сказал ну тебе медведь на ухо говорил)

Найдите эту картинку в мнемотаблице и поставьте цифру 5

  1. Что ответил ему товарищ? (Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

   На этой картинке мы поставим цифру 6

Ребята, а давайте вместе проговорим эту фразу как сказано в басне: «Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»

После занятия свои мнемотаблицы можете забрать домой и пересказать эту басню своим мамам и папам.

Рефлексия:

  1. Ребята, что мы с вами сегодня прослушали? (басню)
  2. А как называлась басня? (Два товарища)
  3. А кто автор басни «Два товарища» (Л.Н. Толстой)
  4. А как вы думаете правильно поступил один из товарищей бросив своего друга?

Ребята, кому сегодня было интересно, возьмите круг желтого цвета, кому было трудно, возьмите круг красного цвета, а у кого все получилось возьмите круг зеленого цвета. Объединитесь в группы по цвету кругов.

А сейчас за то, что вам было интересно на занятии и у вас все получилось я вам предлагаю взять смайлик с хорошим настроением на целый день.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....