паспорт пособия "Витрина" для формирования функциональной грамотности
методическая разработка

Большакова Анна Николаевна

Цель: развитие познавательных интересов и способностей, личных инициатив и самостоятельности; интеллектуальное развитие на основе практических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_posobiya_vitrina.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детский сад №5»

 города Ялуторовска

Паспорт многофункционального дидактического пособия по формированию функциональной грамотности

«Витрина»

Автор: Большакова Анна Николаевна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

Ялуторовск, 2024г.


Фамилия, имя, отчество автора, № ДОУ, район

Большакова Анна Николаевна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАУДО «Детский сад №5»

Название работы

Многофункциональное дидактическое пособие «Витрина»

Описание пособия

Представляет собой двухсторонний мольберт с ячейками разного размера. Материалы можно крепить к ячейкам на липучку, на ячейках можно рисовать маркерами и вкладывать в ячейки разные материалы.

Образовательная область

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое

Возрастная категория воспитанников

Дошкольный возраст 3-7 лет

Необходимость создания пособия

Детям нравилось писать на мольберте мелом, но полотно со временем износилось; задумались, что можно придумать на его основе и решили для начала его перекрасить, потом клеили картинки. Однажды в группу девочка принесла коллекцию фигурок из стекла и фарфора, а расположить ее безопасно было негде. Вот и родилась идея сделать витрину с защитой. Коллекцию забрали, а витрина осталась. Снова стали думать, как бы ее еще использовать. Записав все варианты, начали готовить материалы для этого пособия и теперь «витрина» активно используется детьми и воспитателем. Мобильность пособия позволяет использовать его вне стен группы и на прогулке.

Цель/задачи

Цель: развитие познавательных интересов и способностей, личных инициатив и самостоятельности; интеллектуальное развитие на основе практических действий.

Задачи:

  • предоставить детям возможность самостоятельно менять предметно-развивающую среду для обогащения игрового опыта;
  • способствовать развитию мышления ребёнка, стимулировать психические процессы и развивать творческую и двигательную активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной деятельности;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми в деятельности;
  • формировать у детей элементарные математические представления;
  • развивать у детей все аспекты развития речи: словарь, звукопроизношение, связную речь, словообразование и грамматический строй речи.

Достоинства пособия

  • эстетичное;
  • мобильное;
  • доступное для детей дошкольного возраста по структуре и содержанию;
  • пригодное к использованию одновременно подгруппой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • обеспечивает самостоятельную игровую, познавательную и творческую активность воспитанников;
  • помогает педагогу в организации творческой и познавательной деятельности в режимных моментах и в организованной образовательной деятельности.

Результаты использования

  • пособие помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, запомнить материал;
  • пособие является отличным способом для повторения ранее пройденного материала –самостоятельно действовать с ним;
  • пособие помогает развивать воображение и придумывать новые варианты взаимодействия с ним.
  • Пособие формирует компоненты функциональной грамотности: читательскую, финансовую, математическую, естественно-научную, а также предпосылки глобальных компетенций.

Варианты использования пособия и материалы.

Материалы для образовательной области «Речевое развитие»: карточки, с помощью которых дети могут прочитывать либо один слог, либо составлять слова из двух слогов и прочитывать слово. Пробковые штампы – буквы и маркеры, определённых цветов, позволят детям закрепить знание того, что гласный звук обозначается красным цветом, а согласный – синим. Из букв дети также смогут составлять простые слова в два-три слога, печатать слова.

Дидактические игры: «Составь слово», «Напиши по образцу», «Место звука, буквы в слове», «Составь схему слова», «Помоги составить предложение», «Пройди по звуковой дорожке», «Веселые слоги».

Приемы критического мышления можно использовать в таких играх, как «Ассоциации», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Уголки», «Письмо с дырками».

Материалы для образовательной области «Познавательное развитие»: набор цифр, карточки с заданиями, маркеры.

Дидактические игры по «Развитию элементарных математических представлений»: «Лабиринты цифр», «Числовые домики», «Перенеси фигуру на новое место», «Построй дорожку» (счет в пределах 10 и т.д.), «Реши примеры», «Сравни количество предметов».

Можно использовать как адвент – календарь, календарь погоды, витрину для различных коллекций (фигурок, камней, небольших листьев, растений, плодов). Подходит для сюжетно-ролевых игр («Школа», «Научная лаборатория», «Магазин»), театрализованных игр «Придумай сказку», «Расскажи стихотворение» (на основе мнемотаблиц), «Кто спрятался?».

Материал для образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: набор карточек заданий, фишки – эмоции, маркеры.

Дидактические игры: «Моё настроение», «От малыша к взрослому», судоку «Символы России».

Материал для образовательной области «Физическое развитие»: карточки с заданиями, маркеры.

Дидактические игры: «Запрещенное движение», «Повтори фигуру». Пособие может быть использовано как табло подсчета очков в играх.

Материал для образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: разные виды бумаги, карточки с заданиями, маркеры.

Дидактические игры: «Проведи цветовую дорожку по заданной числовой схеме», «Узорное мемори», «Повтори последовательность», «Выложи изображение по контуру», «Продолжи ряд».

Пособие поможет запомнить схему изучаемого танца.

Область применения пособия

Направление деятельности

Дидактические игры

Формируемые компетенции функциональной грамотности

Речевое развитие

«Составь слово», «Напиши по образцу», «Место звука, буквы в слове», «Составь схему слова», «Помоги составить предложение», «Пройди по звуковой дорожке», «Веселые слоги», «Ассоциации», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Уголки», «Письмо с дырками».

Читательская, предпосылки глобальных компетенций

Познавательное развитие

«Лабиринты цифр», «Числовые домики», «Перенеси фигуру на новое место», «Построй дорожку» (счет в пределах 10 и т.д.), «Реши примеры», «Сравни количество предметов».

Можно использовать как адвент – календарь, календарь погоды, витрину для различных коллекций (фигурок, камней, небольших листьев, растений, плодов). Подходит для сюжетно-ролевых игр («Школа», «Научная лаборатория», «Магазин»)

Математическая, финансовая, читательская, естественно-научная, предпосылки глобальных компетенций

Физическое развитие

«Запрещенное движение», «Повтори фигуру». Пособие может быть использовано как табло подсчета очков в играх.

Предпосылки глобальных компетенций

Социально-коммуникативное развитие

«Моё настроение», «От малыша к взрослому», судоку «Символы России».

Предпосылки глобальных компетенций

Художественно-эстетическое

«Проведи цветовую дорожку по заданной числовой схеме», «Узорное мемори», «Повтори последовательность», «Выложи изображение по контуру», «Продолжи ряд».

Театрализованные игры: «Придумай сказку», «Расскажи стихотворение» (на основе мнемотаблиц), «Кто спрятался?».

«Составь схему танца»

Читательская, математическая, предпосылки глобальных компетенций

Инструментарий

Для образовательной области «Речевое развитие»: карточки - слоги, пробковые штампы – буквы и маркеры, трех цветов.

Для образовательной области «Познавательное развитие»: набор цифр, карточки с заданиями, маркеры.

Для образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: набор карточек заданий, фишки – эмоции, маркеры.

Для образовательной области «Физическое развитие»: карточки с заданиями, маркеры.

Для образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: разные виды бумаги, карточки с заданиями, маркеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

«Формирование функциональной грамотности ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация выступления на методическом объединении (дошкольное образование)...

Формирование функциональной грамотности детей ОВЗ.

Представленные задания по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей у...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...