Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития
материал

Люсина Екатерина Сергеевна

В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenn-patrioticheskoe.pptx2.54 МБ
Файл doklad.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития

Слайд 2

Одной из ключевых задач современной государственной политики является воспитание личности, укорененной в национальной культуре и ответственно относящейся к судьбе своей страны. (Пункт 14.1 ФОП ДО)

Слайд 3

художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития Развитие эмоционального интеллекта Серия «Первые эмоции в сказках и картинках» Художественная литература для малышей Художественная литература для детей 5-7 лет

Слайд 4

Дидактические игры по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития Баю-бай…» Детям предлагается рассмотреть изображения на карточках с двух сторон, послушать потешки или колыбельные песни, выполнить развивающие задания. «Дай правильный совет». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации, после чего дети дают свою оценку увиденному на картинке и ищут верные пути разрешения конфликта или проблемы. «Дерево доброты». Детям предлагается полотно или макет дерева и набор карточек с изображением хороших и плохих поступков. «Закончи сказку». Детям читается сказка духовно- нравственного содержания без конца и предлагается закончить сказку самостоятельно. «Как я могу помочь маме, папе?» Детям раздаются поля —листы бумаги, разделённые на квадраты. В центре поля — изображение мамы или папы. Ребёнку предлагается поиграть в лото, заполнить поля разрезными картинками, подходящими для его поля, и объяснить свой выбор. • «Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки. • «Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт. • «Угадай, о ком я говорю». • Игра-лото «Семья». • Лото «Весело- грустно». • «Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки. • «Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт. • «Угадай, о ком я говорю». • Игра-лото «Семья». • Лото «Весело- грустно». «Угадай профессию». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает действия, которые выполняет сотрудник детского сада. Дети повторяют движения ведущего, они должны угадать, о какой профессии идёт речь, и назвать действия, которые выполняет представитель этой профессии. «Узнай и назови орден». Фотографии орденов и рассказ, который содержит: название, историю ордена, за какие заслуги им награждают. УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК РЕЧЕВОЙ

Слайд 5

Результатом использования дидактических игр и художественной литературы по гражданскому и духовно-нравственному направлению развития является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.



Предварительный просмотр:

Педсовет «Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития»

Одной из ключевых задач современной государственной политики является воспитание личности, укорененной в национальной культуре и ответственно относящейся к судьбе своей страны. (Пункт 14.1 ФОП ДО)

В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций. «Нравственно-патриотическое воспитание» представляет собой объемное понятие, в содержании которого объединены две составляющие воспитания − «патриотическое воспитание» и «нравственное воспитание», которые являются взаимосвязанными.

Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).
Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Совокупность компонентов нравственно-патриотического воспитания формируется в результате осуществления деятельности с детьми дошкольного возраста, в рамках которой соединяются воедино познание, эмоциональные переживания и действия. Одним из таких видов деятельности выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Разные виды игр обладают определенным потенциалом с точки зрения нравственно-патриотического воспитания, но наименее изученными являются возможности дидактических игр, как средства нравственно-патриотического воспитания детей.

. В этом плане эффективными могут являться словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр и с их помощью можно наполнять и формировать понятие «Малая Родина», закреплять представления о культурных традициях и обычаях, например, национальных блюдах, национальных праздниках и так далее [5]. С помощью словесных игр может формироваться понятийная основа нравственно-патриотического воспитания, так как дети в таких играх могут давать определение разным понятиям. Например, в игре «Ассоциации» дети могут выражать свои ассоциации на различные слова, связанные с Малой Родиной; в игре «Подбери словечко» дети могут выражать свое эмоциональное отношение к разным вопросам, касающимся любви к Родине, касающимся понимания нравственных качеств. Эффективным, из нашего опыта, является использование дидактических игр, в которых детям предлагаются различные ситуации. В дидактической игре «Объясни поступок», на отдельных карточках написаны ситуации нравственно-патриотического содержания. Детям необходимо в этих ситуациях выразить свое мнение по поводу того, как правильно нужно поступить в этой ситуации, обосновать свою позицию. Другие участники игры могут выразить согласие с этой позицией, либо несогласие. Кроме того, с помощью дидактических игр, дети могут научиться проявлять определенные качества, что также имеет большое значение в контексте нравственно-патриотического воспитания. Например, в играх с правилами дети учатся организованности и дисциплинированности, что помогает сделать взаимодействие уважительным и характеризующимся следованием правилам. В игре дети могут проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, выражать варианты заботы, участия через правильно поставленную задачу в дидактической игре. На данный момент, дидактических игр, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию разработано немного, именно поэтому существуют широкие возможности для эффективного использования данного средства в контексте нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дидактические игры обладают определенным потенциалом в нравственно-патриотическом воспитании детей, но их содержание и методика организации нуждается в разработке. Целостная система игр, систематически организуемая с детьми, позволяющая развивать все компоненты нравственно-патриотического воспитания может выступать одним из средств, повышающих эффективность этого процесса.

Результатом использования дидактических игр и художественной литературы по гражданскому и духовно-нравственному направлению развития является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»

Система заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками....

Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей...

Значение мордовской художественной литературы и фольклора в духовно -нравственном развитии детей

В консультации для родителей показано огромное значение детской мордовской литературы и фольклора в духовно-нравственном развитии детей...

Художественно – эстетическое развитие дошкольников, как залог духовно- нравственного и культурного развития личности ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формир...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"

Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...

«Сюжетно-ролевые игры как средство патриотического и духовно-нравственного развития дошкольников».

На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма....