Конспект ООД "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа)

Величкова Ирина Оттовна. Дети-это моя жизнь!

Данный материал направлен на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_blokada_leningrada.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка» Оренбургской области

 Конспект ООД    для    старшего дошкольного возраста

«Блокада Ленинграда»

 

Воспитатель:  Величкова И. О.

 2023

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
  2. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
  3. Познакомить детей с жизнью людей в то время.
  4. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.

Развивающие:

  1. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
  2.  Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
  3.  Закреплять умение вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

3. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа.

4. Воспитывать чувство коллективизма,взаимопомощи.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.

2. Чтение художественных произведений по теме.

3. Прослушивание песен и музыки военных лет.

4. Беседы с детьми.

Материалы и оборудование: презентация «Блокада Ленинграда», книги и иллюстрации по теме; запись воздушной сирены; запись метронома; 125гр. хлеба. Ножницы, клей, кисточки, картон, бумага цветная.

Ход занятия:

Воспитатель: В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. (Слайд 2).

Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. (Слайд 3).

Воспитатель: Вы догадались, в каком городе жила девочка? (Санкт-Петербурге). (Слайд 4).

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве,

Санкт-Петербург приглашает

И нет прекрасней его на земле!

Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. (Слайд 5).

Воспитатель: В то время, когда жила Таня   город назывался Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашистской блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

Запись песни «Вставай, страна огромная».

Воспитатель: Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города. (Слайд 6).

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. (Слайд 7). Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. (Слайд 8, 9,10). Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? Ответы детей: (круг, кольцо) (Слайд 11).

Воспитатель: Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. (Слайд 12).

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…Их было 900… это почти 2,5 года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. (Слайд 13, 14).

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме:

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами.

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. (Слайд 15, 16).

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. (Слайд 17). Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Воспитатель: Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. (Слайд 18, 19).

Воспитатель: Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и осталась она одна. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама». День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все». Осталась одна Таня. (Слайд 20).

Воспитатель: Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины — но дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах.

Тот город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов.

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.
Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: Ребята, я вам   предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.

 Игра «Перенеси продукты»

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

Воспитатель: А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага. В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Воспитатель: Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».  Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. (Слайд 21).

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней: (Слайд 22)

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас  вместе сделали коллективную работу «Кольцо Блокады» в память о тех людях, которые погибли. Дети подходят к столам и начинают работать.

 

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?

6. Было ли трудно, когда вы делали коллективную работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Блокада Ленинграда"

Конспект "Блокада Ленинграда"...

план-конспект "Блокада Ленинграда" для детей 4-5 лет

конспект к презентации для среднего дошкольного возраста "Ко дню снятия блокады"...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Конспект "Блокада Ленинграда"

Тема : «Блокада Ленинграда»Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «П...

Конспект "Блокада Ленинграда" старшая группа

Конспект создан для проведения тематических занятий с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД «Ленинград Блокада Память» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия с показом презентации на интерактивной доске...