Педагогический опыт
рабочая программа

Ямашкина С.И.

«Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

Ямашкиной Светланы Ивановны,

воспитателя МДОУ «Детский сад №98»

ВВЕДЕНИЕ

Тема инновационного педагогического опыта

«Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования».

Сведения об авторе: Ямашкина Светлана Ивановна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 комбинированного вида» г.о. Саранск, образование среднее специальное, окончила ГБОУ РМ СПО «Краснослободский аграрный техникум» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО», присвоена квалификация – воспитатель в 2019 г. В 2023 г. поступила в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по специальности «Дошкольное образование».

Общий трудовой стаж – 12 лет, педагогический стаж – 8 лет, стаж в данном учреждении – 5 лет. Инновационная педагогическая деятельность по теме «Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования» ведется с 2020 года.

Актуальность

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием LEGO - конструирования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Одной из развивающих технологий в образовательном процессе является технология – LEGO, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует называться интерактивной.

Знаменитые наборы конструкторов LEGO, являются одними из самых востребованных игрушек в мире. Они не перестают удивлять новыми сюжетами и идеями. При помощи разноцветных деталей можно легко воплотить самые разнообразные идеи.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно, это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Работая с детьми дошкольного возраста, конструктор LEGO позволяет из простых деталей воплощать самые разные постройки. И я, как педагог, должна помочь детям, т.к. перед многими родителями в настоящее время стоит проблема выбора такой игрушки, которая будет помогать в развитии фантазии, мелкой моторики, мышления и логики.

Основная идея опыта.

Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.

LEGO - конструирование можно рассматривать как педагогическую систему, широко использующую трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения, развития и воспитания ребёнка. В ходе образовательной деятельности осуществляются разные формы организации обучения LEGO–конструированию: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по условию постройки, конструирование по замыслу.

#1050;онструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

#1050;онструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

#1050;онструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Цель моего опыта - Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.

Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- показать способы соединения частей;

- развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;

- заинтересовать детей созданием фигур и простых композиций из конструктора LEGO;

- поощрять детей воплощать в конструктивной форме свои представления;

- создавать условия для самостоятельного творчества.

Перспективность моего опыта состоит в том, что способности к конструированию активизируют мыслительные процессы ребенка, рождают интерес к творческому решению поставленных задач, формируют изобретательность, самостоятельность, инициативность.

Воплощение педагогического опыта работы базируется на создании мультимедийных презентаций, разработке НООД по развитию мелкой моторики с помощью конструктора LEGO .

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Разработками методики формирования конструктивно - игровой деятельности при помощи конструктора LEGO занимались ученые:

Е.В. Фешина, Т.В.Лусс. Исследователи: З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф.Фребель- рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается и сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.

Все они едины в том, что игра - это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.

игОснову процесса развития мелкой моторики с помощью конструктора LEGO составляет чередование практических и умственных с действий самого обучаемого с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.

В инновационном педагогическом опыте были использованы следующие методические пособия:

Варяхова Т.А. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с

Кузьмина Т. И.Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

Петрова И.П. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

Интернет-ресурсы, электронные учебные пособия.

Опираясь на изученный материал, весь процесс конструирования направлен на развитие у детей мыслительных процессов, рождение интереса к творческому решению поставленных задач, формирование изобретательности, самостоятельности, инициативности, способности создания различных построек.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – конструирования. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

LEGO – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Все эти данные подтверждают актуальность использования LEGO -конструирования в ДОО, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Технология опыта.

Основной задачей, как педагога, является правильный выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных технологий, которые способствуют формированию мелкой моторики рук. Работа по данной теме проводилась в системе. Были использованы современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология. Все это дает положительный результат в работе с детьми в продвижении своего педагогического опыта.

Опыт работы представлен единой системой по внедрению в воспитательно-образовательный процесс: проектами, конспектами непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами игр, консультациями для родителей, для воспитателей, детскими рисунками, обучающими презентациями.

Данная тема привлекла меня тем, что дети могут вначале с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

На формирующем этапе были разработаны проекты: Лего-проект «По дороге в детский сад», «Лего - сказка».

Были включены разнообразные формы работы:

НООД «Проект города», «Забор для почтальона Печкина»,

«Город для кукол», «Школа», «Юный конструктор».

-Конструирование и аппликация: «Львенок», «Ферма»,«Заюшкина избушка», «Ворота».

-Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Встречаем гостей», «Выкладывание фигур», «По дорожке в лес», «Скреплялки», «Собери кирпичики LEGO».

-Подвижные и малоподвижные игры: «Запомни и повтори», «Найди клад», «Составь узор», «По ровненькой дорожке».

-Сюжетно ролевые игры: «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Парикмахерская».

-Настольно – печатные игры: «Мазайка», «Кто в домике живет?», «Найди постройку».

-Чтение художественной литературы: Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик», В. Степанова «Игра», Сказка Н. Павловой «На машине».

-Просмотр игровых и обучающих презентаций;

-Игры – театрализации: народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», и др.

Работу с родителями организовала таким образом:

1. Беседы с родителями «Как LEGO-конструирование влияет на развитие ребёнка».

#1050;онсультации для родителей «Организация LEGO –конструирования в домашних условиях»; «Как по возрасту ребенка выбрать конструктор», «Какой конструктор лучше?».

#1055;амятка для родителей «Играем в LEGO дома».

#1060;отовыставка конкурса «Мое LEGO - постройка».

Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные LEGO - конструкторы, мы оборудовали в группе уголок «LEGO» - игр, где ребенок делал первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирования. В нем имеются разнообразные виды конструкторов, графические модели, по которым дети учатся строить предметы. Так же находятся схемы: дом, машина, различные животные, схемы предметов мебели и многие другие, дидактические игры с использованием LEGO - конструкторов для детей младшего дошкольного возраста.

Работу с коллегами осуществила по следующим направлениям.

#1050;онсультации.

2. Индивидуальные беседы.

3. Открытый просмотр игровой деятельности детей при проведения НООД

«Забор для почтальона Печкина»

Результативность опыта.

Использование новых инновационных технологий в образовательном процессе повышает эффективность в реализации поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование технологии LEGO создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с LEGO – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.

Стабильность

В результате проведённого опыта были изучены требования ФГОС к формированию развивающей предметно-пространственной среды в процессе дошкольного образования; систематизирован методический материал по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе конструирования; спроектированы основные приёмы и методы развития мелкой моторики; разработаны диагностические и дидактические материалы.

Доступность. Перспективы применения опыта в массовой практике.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любой ДОО. Для воспитателей детского сада конструктор LEGO является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать LEGO-технологии с учетом современных требований. Опыт адресован педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

Своим опытом работы делюсь с коллегами на уровне дошкольной организации, создаю обучающие презентации по LEGO–конструированию.

Литература:

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с

3. Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»:пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ от г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....